Мухаммед ок. 570 632
(ок. 570—632)
Религиозный мыслитель, пророк и основатель ислама Мухаммед (устаревшее —
Магомет) родился в Мекке (Аравия) в семье купца Абдаллаха из знатного рода
курейшитов. Мухаммед рано лишился отца, затем умерла его мать; он воспитывался у
дяди.
С детства ему пришлось работать: сначала пастухом, потом помощником купца и,
по-видимому, мелким торговцем. С караванами он путешествовал от города к городу,
встречаясь с разными людьми. Мухаммед был любознательным и самостоятельно
мыслящим юношей, наделенным поэтическим даром.
В то время арабские племена не имели единой религии, оставаясь разобщенными.
Беседуя с последователями иудаизма и христианства, Мухаммед воспринял их
представления о едином Боге. Женившись на богатой вдове, он достиг материального
благополучия, но по-прежнему главной для него была духовная жизнь, стремление
постичь суть жизни и Бога.
Однажды, когда уже сорокалетний Мухаммед уединенно молился и размышлял в
пещере на горе Хире близ Мекки, на него снизошло озарение и он услышал голос:
«Проповедуй во имя Господа твоего». С тех пор он стал пророчествовать. У него
появились немногочисленные последователи. Они стали записывать его откровения,
высказанные ритмической прозой. Его изгнали из родного городя — там поклонялись
другим богам.
В 622 году Мухаммед поселился в Медине со своими учениками. Он стал учителем
жизни, община его росла. Его высказывания собраны в Коране — священной книге
мусульман. Само учение называется исламом. В его основе: 1) единобожие («Нет Бога,
кроме… Аллаха, и Мухаммед пророк Его»); 2) ежедневная пятикратная молитва; 3) пост
раз в году в месяц рамадан; 4) очистительная милостыня; 5) паломничество в Мекку.
После смерти пророка его преемник Абу Бекр провозгласил: «Кто чтит Мухаммеда,
должен знать, что он умер, но тот, кто чтит Бога Мухаммеда, должен знать, что он жив и
бессмертен». Произошло обожествление пророка. Главу государства назвали Халифом
(преемником). Абу Бекр приказал, чтобы секретарь Мухаммеда Сайд привел в порядок все
имеющиеся записи речений пророка. Собирали Коран несколько человек; книга была
одобрена халифом Османом, а ее фрагменты, не вошедшие в канон, были сожжены.
Завораживающее звучание напевных стихов Корана оказывает эмоциональное
воздействие на слушателя. Эффект усиливается из-за сложных ассоциаций,
недоговоренностей, отсутствия пояснений. Мухаммед порой рассуждал вслух на какие-то
актуальные темы, отвечал на вопросы или возражения собеседников, учитывал
конкретные ситуации. Не зная всех этих обстоятельств, приходится многое домысливать.
Поэтому толкования отдельных мест Корана многочисленны и нередко противоречивы,
хотя смысловая неопределенность придает произведению очарование таинственности.
А.С. Пушкин перевел одну из строф Корана:
Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
Поэт сделал примечание: «Плохая физика, но зато какая смелая поэзия!»
Стремительный успех ислама доказывает, что на массы людей сильнее воздействуют
художественные образы, чем рациональные доводы.
Мухаммед, помимо религиозных наставлений и правил, приводил сведения из
Ветхого Завета, иногда ссылался на Новый Завет, а также утверждал правовые нормы.
Всего в Коране 114 глав (сур), которые начинаются словами: «Во имя Аллаха
милостивого милосердного…» У Аллаха 99 имен (Милостивый, Милосердный,
Прощающий, Сочувствующий, Великодушный, Любящий, Мудрый…). Он —
единственный Бог («Нет Бога, кроме… Аллаха»). Помимо него существуют ангелы, а
также джинны, слуги шайтана (сатаны).
Коран утверждает веру в предопределение, в промысел Аллаха. Ничего не
свершается без его воли. Он наблюдает за всем происходящим. Ему необходимо
повиноваться (ислам означает «повиновение Аллаху»). Догмат веры — Шахада — гласит:
«Клянусь, что нет Бога, кроме Аллаха; клянусь, что Мухаммед пророк Аллаха»).
Очень важный обряд — совместная молитва. Индивидуальное спасение — не для
мусульманина. Пророк завещал: «Крепко держитесь все вместе на пути Аллаха и не
разделяйтесь… и да возникнет община, влекущая к добродеянию». Верующие произносят
строки Корана и творят поклоны вслед за имамом (священнослужителем) все разом, как
одно тело, ощущая не только благоговение и свое единство.
Без благоприятной политической, экономической, социальной обстановки,
сложившейся в Аравии, новая религия не победила бы и не распространилась бы так
быстро. Скажем, иудаизму и христианству для этого понадобились сотни лет.
Существенно и то, что Мухаммед принадлежал к знатному, хотя и обедневшему, роду
хашим племени курейшитов. В основном они были заняты торговлей и главенствовали в
Мекке — крупном экономическом, культурном и культовом центре. Сюда стекались
арабы, поклонявшиеся священному Черному камню Каабы. Уже по месту рождения и
родовитости Мухаммед мог претендовать на авторитет.
В Медине у него имелись родственники по материнской линии, что позволило ему
обустроиться в этом городе. Но, безусловно, все это сыграло свою роль только благодаря
незаурядным личным качествам.
В стремительном распространении ислама сыграли свою роль обстоятельства места
и времени.
К VII веку у разобщенных арабских племен возрастала потребность в объединении.
Господствовавшая над ними Иранская и Византийская империи ослабели из-за взаимной
вражды, и подчиненные им племена получили возможность стать самостоятельными.
Мекка с Каабой и сильное богатое племя курейшитов были словно предназначены
для того, чтобы стать центром кристаллизации великого исламского движения. Бог этого
племени — «Илах», или «Аль-Илах», — постепенно вытеснял местных богов других,
менее влиятельных племен. Естественно, что при объединении арабов именно Аллах стал
единым и единственным Богом. Он укреплял духовную, идейную сплоченность
сторонников ислама.
Существенно и то, что арабы VII века знали (немногие исповедовали) наиболее
развитые религии: зороастризм, индуизм, иудаизм, христианство. В учении Мухаммеда
есть заимствования из них, что увеличивало авторитет Корана. Ведь люди могли
убедиться, что новое верование завершает предыдущие религиозные искания, не порывает
с ними.
Мухаммед не был философом, ученым, книжником. Его образный цветистый
поэтический стиль превосходно отвечал национальным традициям творцов сказок
«Тысячи и одной ночи». Учение Мухаммеда было близко, понятно, доступно и
привлекательно для широких масс. Оно имело политический, социальный, правовой
аспекты и вполне подходило на роль государственной религии. В нравственном
отношении оно стояло значительно выше древних племенных культов.
И еще. Ислам воодушевлял на смертный бой, укрепляя веру в победу.
Клич-заклинание «Аллах акбар!» (Аллах велик!) убеждал, что покровительство
подлинного единственного всемогущего Бога непременно поможет сокрушить врага.
Глупо, грешно и смешно бояться смерти: ведь Аллах обеспечивает душе погибшего за
веру вечное блаженство в райском саду, в кругу прекраснейших гурий.
Многое в исламе направлено на укрепление единодушия верующих и выработку
чувства причастности к делам и мыслям Пророка. Ислам упростил и представление о
Боге. Признается лишь один Аллах, обладающий всеми человеческими достоинствами в
наивысшей степени (в отличие, скажем, от национального Бога Яхве или трудно
понимаемого массовым сознанием триединого Бога христианства). Пророк Мухаммед
лишен сверхчеловеческих качеств. К достоинствам ислама можно отнести то, что в нем
пророками признаны и Моисей, и Христос, а Мухаммед считается продолжателем и
завершителем их трудов и откровений. Этим облегчался переход в мусульманство
иудаистов и христиан. Коран не призывает к насилию, но учит нетерпимости к врагам: «И
сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте…» Так
сказано во 2-й суре. А в 9-й сказано жестче: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха…
И сказали иудеи: „Узайр — сын Аллаха“. Эти слова в их устах похожи на слова тех,
которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах!» Короче: если враг не сдается, его
уничтожают. Принцип четкий.
Ростовщичество ислам запрещал, но торговлю поощрял. Богатство и бедность
считались естественными, «от Аллаха», но богатым следует давать милостыню и не
разрешается закабалять должников. Такие правила устраивали богачей и бедняков,
властителей и подчиненных. Неудивительно, что ислам оказался прочным духовным
цементом, который сплотил воедино арабские племена и разные социальные слои.
Взлет творческой мысли в арабских странах определялся прежде всего религиозным
энтузиазмом и распространением на обширных территориях исламского владычества.
Через десять лет после смерти Пророка его последователи быстро завоевали Персию,
Сирию, вторглись в Индию, позже захватили Египет, Карфаген, а в начале VIII века —
Испанию. Могущественные и богатые халифы, в частности Гарун аль-Рашид (Харун
ар-Рашид), оказывали покровительство философии, наукам. Этому примеру следовали
влиятельные сановники и купцы. Представители стран ислама открыли для себя
богатейший пласт духовной культуры, в частности интеллектуальное наследие Греции и
Рима.
В XIII веке арабская цивилизация пришла в упадок. Прошло несколько крестовых
походов; прокатилось по Азии и Восточной Европе монгольское нашествие, разрушив
могущественный Багдадский халифат. Сама столица была захвачена монголами в 1258
году. Закончилось и мавританское владычество в Испании.
* БИБЛИОТЕКА. Проводники
* http://proza.ru/2017/12/03/2473
:-)
Свидетельство о публикации №222120800121
- Коран, записанный по откровению Свыше под диктовку пророка Мухаммада, является религией ислама; по нему живёт мусульманский мир. У христиан Бог, у мусульман Аллах – в переводе Бог, тот же - единый.
Но людям внушается, что Аллах – какой-то другой божок.
- Новый Завет Свыше был донесён людям устно Христом и записан далеко позже (!), а Коран Свыше донесён пророком Мухаммадом, и под его диктовку сразу (!) записывался – существенная разница по возможности подделок и манипуляций сатанистами.
- Коран, пришедший (около 651 года н.э.) позднее Нового Завета в Христианстве, в отличие от него, не был извращён сатанистами, так как все его положения (Суры) пронумерованы и сохранены записанными.
Подделки невозможно сделать.
Содержание всех положений Корана практически ничем не отличается от истинного Учения Христа.
- Мировые хозяева жизни (ростовщичество с финансовой олигархией – финансовая мафия), захватившие все СМИ в мире, большие деньги и всю мощь пропаганды направляют, чтобы люди не знали Коран.
Для этого они изменили в нём, при печатании книг, нумерацию Сур (напечатав их не в порядке возрастания по номерам, а по длине текста каждой), что естественно, сильно затрудняет понять истинный смысл.
(Как большой роман с перепутанными, и изменёнными номерами страниц, - не понять).
- Насаждается ненависть к выдуманному не существующему «исламскому фундаментализму».
Взлелеивается мечта столкнуть ислам с Россией, выставляя её – в качестве православной – как бы единственной, способной защитить мир от не существующей угрозы (ах, как они все немощны!);
в духе уже разыгрывавшихся сценариев в виде 1-й, 2-й мировых войн.
Но настоящим мусульманам и христианам делить нечего!!
Тем более с помощью войн!
- И всё это, из-за того, что страны, исповедывающие настоящий ислам, - по Корану, категорически не поддаются на сильнейшее, включая локальные войны, давление Запада с навязыванием мусульманскому миру поганых западных «ценностей», вплоть до однополых браков,
- Выдумываются Бен-Ладены, Игилы, свершаются всевозможные провокации – тот же взрыв высоток в Нью-Йорке; войны - Ирак, Ливия, Югославия, Сирия,.. санкции по поводу и без…
Более подробно по полочкам разложено в "Правда о библии"
http://proza.ru/avtor/kiripovvasilgm&book=2#2
Василий Рябов Слабов 08.12.2022 09:17 Заявить о нарушении