Солон ок. 640 ок. 560 до н. э

СОЛОН
(ок. 640 — ок. 560 до н.э.)
Он был одним из крупнейших государственных деятелей Афин — законодателем,
поэтом; греки причислили его к семи мудрейшим. И все-таки точные пределы его жизни
неизвестны.
Во времена его юности общество раздирали распри. В начале VII века до н.э. власть
перешла от царей к коллегиальному руководству представителей земельной аристократии,
однако в жизни простого народа (рабы были бесправны) улучшений не последовало, а
разбогатевшие торговцы требовали своей доли власти. Отсутствие продуманного
законодательства приводило к смуте и конфликтам. Законы Драконта мало помогли в
установлении порядка.
Солон происходил из знатного, но обедневшего рода, занимался торговлей, немало
путешествовал. Он писал стихи, осуждая жажду наживы и беспорядки в государстве,
предлагая меры по устранению недостатков и призывая граждан захватить остров
Саламин, важный пункт на торговых морских путях, что и было осуществлено. Будучи
прекрасным оратором, он приобрел популярность среди граждан и в 594 году до н.э. был
избран архонтом, высшим должностным лицом. За время своего правления учредил
ставшие знаменитыми законы и (что не менее важно) создал условия для их выполнения.
В частности, запрещалось брать в долг без письменного договора; упразднялись
некоторые привилегии родовой аристократии; поощрялись ремесла и торговля. Было
запрещено долговое рабство и отменены долги за землю, многие должники были
вызволены из кабалы. Как Солон возвестил в одном из своих стихотворений, он сумел
одарить свободой тех, кому приходилось влачить «иго рабства недостойного». (Конечно,
имелись в виду свободные граждане, а не рабы, исполнявшие роль «говорящих» орудий
труда.)
Некоторые из его законов не отличаются мудростью, предполагая наказание
чрезмерно жестокое: «Выколовшему глаз — выколоть оба» или «Чего не клал — не бери
под страхом смерти». Но ему удалось организовать государственное управление на
демократических основах. Он придал выборному Национальному собранию
законодательные функции и право решать вопросы о войне и мире; учредил орган
управления и контроля (Совет четырехсот) и Народный суд, избираемые из
представителей всех слоев демоса. Упростив и унифицировав систему мер и весов, он
содействовал процветанию афинской торговли. Все афиняне были разделены согласно
имущественному цензу на четыре группы. При этом зажиточные граждане имели больше
прав, но и обязаны были нести значительную ответственность, а также значительные
денежные расходы.
Благодаря Солону общественная жизнь была упорядочена. Однако сохранялись
немалые противоречия между разными социальными группами, кланами крупных
землевладельцев. В 561 году афиняне избрали на высший пост Писистрата, полководца и
родственника Солона, который установил свою диктатуру. Солон удалился в изгнание.
Афинян он поучал в стихах:
Если страдаете вы из-за трусости вашей жестоко,
Не обращайте свой гнев против великих богов.
Сами возвысили этих людей вы, им дали поддержку,
И через это теперь терпите рабства позор.
Кстати сказать, правление Писистрата вовсе не было позорным. Он сохранил законы
Солона и более справедливо разделил земли среди нуждающихся. При нем расширились
ремесла и торговля, были возведены в Афинах замечательные строения, в частности храм
Зевса Олимпийского, завершено строительство водопровода и был впервые записан
отредактированный текст поэм Гомера.
Поучения Солона остались в форме стихов и афоризмов:
Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет;
Мы же не будем менять доблесть на денег мешок:
Ведь добродетель всегда у нас остается, а деньги
Этот сегодня имел, завтра получит другой.
— Законы как паутина: слабый в них запутывается, сильный их прорывает.
— Советуй не то, что всего приятней, а то, что всего лучше.
— В великих делах всем нравиться нельзя.
— Прежде чем приказывать, научись повиноваться.
— Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь.

* БИБЛИОТЕКА. Проводники
* http://proza.ru/2017/12/03/2473
:-)


Рецензии