Аврелий Марк Антонин

* Сборник. Проводники
* http://proza.ru/2017/12/03/2473
* Стоицизм. Зеноизм. Стоа или философия портика
* http://proza.ru/2024/09/20/735
* Аврелий Марк Антонин (121-180) - римский император, философ, представитель позднего стоицизма
* http://proza.ru/2022/12/08/128
* http://yadi.sk/d/Wl7T-J7AVSp80w
___________________________________

Аврелий Марк Антонин
___________________________________

Правитель — деятель, философ — мыслитель. Если предаваться размышлениям
вместо того, чтобы действовать, ничего хорошего из этого не выйдет. Не менее вредит философу занятие активной политической деятельностью, отвлекающей от мира чистой мысли, познания.

В этом отношении Марк Аврелий Антонин является редким исключением. Он жил,
можно сказать, двойной жизнью. Одна проходила на виду у всех, другая оставалась
потаенной до самой его смерти.

Родился он в Испании в богатой и знатной семье римского сенатора Был усыновлен
собственным дядей — императором Антонином Пием и стал его наследником. Надо
отметить, что Марку Аврелию очень повезло с покровителем: он был человеком
совестливым и благородным, стремился сохранять мир, не стремясь к завоеваниям. Он
издал немыслимый для прежних времен закон, запрещающий возвращать рабов, искавших
защиты в храмах у статуй императоров от гнева своего господина, их владельцу. Более того, убийство хозяином раба расценивалось как тяжкое преступление. Вполне
обоснованно Антонина Пия считали образцом благочестия.

В период правления Антонинов Римская империя была огромна, сильна и богата, что
пагубно сказывалось на нравах правящей верхушки. Аристократия разлагалась, и не
случайно императоры были выходцами из провинций (Траян и Адриан — из Испании,
Антонин Пий — из Галлии). В такое время судьба монархии во многом зависит от качеств правителя. Антонины оказались достойными императорами. Не случайно время их правления называли «золотым веком» (хотя уже сын Марка Аврелия Коммод — грубый, недалекий и жестокий — положил начало новому этапу в жизни страны, когда
господствовали тираны, представители армии).

После смерти Антонина Пия в 161 году власть перешла к его приемным сыновьям
Марку Аврелию и Луцию Веру, который не отличался ни государственным умом, ни
полководческим талантом (умер в 169 году). Сразу же начались серьезные осложнения на Востоке, где парфяне захватили Армению и вторглись в Сирию. Пришлось перебрасывать сюда дополнительные легионы, но победа над парфянами была омрачена начавшейся в Двуречье эпидемией чумы, захватившей часть римских войск и перешедшей в пределы империи. Осложнилось положение на дунайской границе, чтобы справиться с воинственными германскими и славянскими племенами, Марку Аврелию пришлось набирать в свою армию гладиаторов. А в 172 году началось восстание в Египте. Подавив его, опытный полководец Авидий Кассий объявил себя императором. Против него выступил Марк Аврелий, но до столкновения дело не дошло: Кассий был убит заговорщиками.

Вернувшийся в Рим Марк Аврелий вскоре был вынужден вновь выступить на защиту страны от придунайских племен маркоманов, квадов и их союзников. Отразив эту
угрозу, он заболел (по одной версии, чумой, по другой, более поздней — язвой желудка) и умер в Виндобоне (Вене). Среди его вещей были обнаружены записи, которые он вел во время походов. Позже они издавались под заглавием «Размышления», «К самому себе», «Наедине с собой». Судя по всему, они не предназначались для опубликования: автор в самом деле обращается к самому себе, давая свободу уму и предаваясь утонченнейшему наслаждению интеллектом, размышлениями. Однако ему не свойственны пустые мудрствования, далекие от реальности и жизненной правды. Уже в первой книге он перечисляет все то хорошее, что передали ему предки и чему и научили воспитатели, благодаря судьбу (богов) за свои сдержанность, презрение к роскоши и богатству, стремление к справедливости.

А еще, как он пишет, за то, что, «возмечтав о философии, не попал я на софиста какого-нибудь и не засел с какими-нибудь сочинителями да за разбор силлогизмов; и не занялся внеземными явлениями» (последнее надо понимать как отстранение от увлечения гороскопами, гаданиями и другими суевериями, которые стали
популярны в период деградации римского общества).

Прекрасно понимая, что мудрость правителя проявляется не в словах, а в делах, он
обращается к себе: «Трудись, не жалуйся. И не из желания, чтобы сострадали,
изумлялись; одного желай: двигаться и покоиться так, как почитает за достойное
гражданственный разум». «Радость человеку — делать то, что человеку свойственно. А свойственны человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение к чувственным движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней». «Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь делаю или понимаю, переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит себе, кто коснеет во лжи и неведении».

Искание правды-истины — первооснова философии и науки. И хотя Марк Аврелий
не создавал завершенного и логически непротиворечивого учения, а его высказывания
разрозненны и не сведены в единую систему, его по праву называют выдающимся
философом. В своих размышлениях о бренности всего земного, вечных круговоротах
материи, неизбежности смерти как разложения на атомы для дальнейших превращений он остается современным на все времена.

Есть смысл вдуматься в его слова: «Время человеческой жизни — миг; ощущение смутно; строение тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна.

Одним словом, все относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странствия по чужбине; посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии» (учтем, что в его понимании философия, как следует из названия, любовь к мудрости).

Может показаться, что Марка Аврелия следовало бы отнести в разряд философов, а
не государственных деятелей и полководцев. Ведь для него главенствующей была
духовная жизнь. По его убеждению: «Пора не только согласовывать свое дыхание с
окружающим воздухом, но и мысли с всеобъемлющим разумом. Ибо разумная сила так же
разлита и распространена повсюду для того, кто способен вбирать ее в себя, как сила воздуха для способного к дыханию». «Смотри внутрь себя». Или: «Но неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души».

И все-таки поистине гениален Марк Аврелий именно тем, что, оставаясь крупным
государственным деятелем и видным полководцем, не переставал быть философом,
проявляя высокий интеллект и мудрость. Остается только сожалеть, что подобных людей было слишком мало в истории: одних власть развращает, других делает лицемерами, третьих — приспособленцами, четвертые употребляют ее, чтобы потакать своим низменным чувствам, пятые становятся страшным орудием в чужих нечистых руках…

Марку Аврелию удалось преодолеть искушение властью без особых усилий благодаря
склонности к философии, стремлению к правде и достойной жизни. Немногим из
правителей дано было понять, осознать простую и верную мысль, высказанную им:
«Люди существуют друг для друга».
Обращаясь к себе, он, в сущности, говорил каждому из нас: «Представь себе, что ты
уже умер, что жил только до настоящего момента, и остающееся время жизни как
доставшееся сверх ожидания проведи согласно с природой».

* БИБЛИОТЕКА. Проводники
* http://proza.ru/2017/12/03/2473
:-)

ТЕПЕРЬ МАТЕРИАЛ ИЗ ВИКИПЕДИИ

Аврелий Марк Антонин

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона) — римский император (161—180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти хороших императоров.


Содержание
1 Происхождение
2 Ранние годы
3 Правление
4 Философия
5 Образ в кино
6 Примечания
7 Литература
7.1 Тексты и переводы
7.1.1 Русские переводы
7.2 Исследования
8 Ссылки

Происхождение
Марк Аврелий принадлежал к сенаторской семье испанского происхождения. Его прадед по отцу Анний Вер (преномен неизвестен) переехал в Рим из Бетики, получил претуру при императоре Нероне, а при Веспасиане был включён в состав патрициата (73/74 год). Сын Вера, Марк Анний Вер, трижды занимал должность консула (в 97, 121 и 126 годах) и породнился с императорской фамилией. Его жена Рупилия Фаустина (бабушка Марка Аврелия) была единоутробной сестрой жены Адриана Вибии Сабины и приходилась внучатой племянницей Траяну. Дочь Вера и Рупилии, Галерия Фаустина, стала женой Тита Аврелия Фульва Бойония Аррия Антонина, более известного как Антонин Пий, — пасынка Адриана и наследника его власти[3].

Отцом Марка Аврелия был ещё один Марк Анний Вер (сын Марка Анния-старшего и Рупилии Фаустины), а матерью — Домиция Луцилла, дочь консула 109 года Публия Кальвизия Тулла Рузона[4].

Ранние годы
Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления — Марк Анний Катилий Север, а после второго — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года. Он был первоначально усыновлён третьим мужем матери императора Адриана Домиции Луциллы Паулины — Публием Катилием Севером (консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером. В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлён императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) и начал заниматься административной деятельностью. В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой — дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле. От брака с ней Марк Аврелий имел детей: Аннию Аврелию Галерию Луциллу, Аннию Аврелию Галерию Фаустину, Элия Антонина, Элия Адриана, Домицию Фаустину, Фадиллу, Корнифицию, Коммода (будущего императора), Тита Аврелия Фульвия Антонина, Элия Аврелия, Марка Анния Вера Цезаря, Вибию Аврелию Сабину. Из 12 детей Марка Аврелия 6 умерли в детском возрасте, до взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина, Сабина, Фадилла и Корнифиция.

Он был намечен Антонином Пием в консулы на 140 год и объявлен цезарем. В 145 году объявлен консулом вторично, вместе с Пием.

В 25 лет Марк Аврелий начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.

1 января 161 года Марк вступил в своё третье консульство вместе с приёмным братом Луцием Вером. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк Аврелий правил единолично (до 177 года).

Правление

Марк Аврелий
Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчёркивал своё уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений.

Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Маркоманы вторглись в провинции Паннония, Норик, Реция и через альпийские проходы проникли в Северную Италию вплоть до Аквилеи. В Северную Италию и Паннонию были переброшены дополнительные воинские контингенты, в том числе и с восточного фронта. Был произведён набор дополнительных войск, в том числе из среды гладиаторов, рабов. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 году Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы (в действительности это, скорее всего, была оспа[5]). 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлён. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Философия

Конная статуя Марка Аврелия (найдена в эпоху Возрождения и воздвигнута на римском Капитолии).

Бюст Palazzo Nuovo — Капитолийского музея в Риме
Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают общее название «К самому себе»[6]. Среди учителей философии Марка Аврелия были стоики: Юний Рустик, Аполлоний Халкедонский, Максим Клавдий.

Будучи представителем позднего стоицизма[7], Марк Аврелий наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные разделы философии служат целям пропедевтическим[6].

Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум[6][8]. Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни[8]. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье[6].

Образ в кино
Образ Марка Аврелия воплощён Алеком Гиннессом в фильме Энтони Манна «Падение Римской Империи» (1964) и Ричардом Харрисом в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000).

В 2002 году телекомпания «Альтаир-ТВ» выпустила документальный фильм «Марк Аврелий. Последний триумф императора».

Примечания
 Rohden P. v. Annius 91 (нем.) // (unknown type) — 1894.
 Любкер Ф. Antoninus // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга, Ф. Гельбке, П. В. Никитин, В. А. Канский, пер. А. Д. Вейсман, Ф. Гельбке, Л. А. Георгиевский, А. И. Давиденков, В. А. Канский, П. В. Никитин, И. А. Смирнов, Э. А. Верт, О. Ю. Клеменчич, Н. В. Рубинский — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 107.
 Доватур, 1993, с. 78—79.
 Доватур, 1993, с. 79.
 Чума и конец античности. warspot.ru. Дата обращения: 27 февраля 2021. Архивировано 19 января 2021 года.
 Столяров А. А. Марк Аврелий Антонин Архивная копия от 29 октября 2013 на Wayback Machine — статья в Новой философской энциклопедии.
 Столяров А. А. Стоицизм Архивная копия от 19 декабря 2015 на Wayback Machine / Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
 Д. Реале, Д. Антисери. Марк Аврелий. — В книге: Д. Антисери, Д. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1-2 Античность и средневековье. СПб., 2003. — 688 с. — ISBN 5-901151-04-6. — С.148-150.
Литература
Тексты и переводы
Греческий текст (издание 1882 года)
Английский перевод Дж. Лонга
В «Loeb classical library» сочинение издано под № 58.
В серии «Collection Bud;» начато издание его сочинения: Marc Aur;le. ;crits pour lui-m;me. Tome I: Introduction g;n;rale. Livre I. Texte ;tabli et traduit par P. Hadot, avec la collaboration de C. Luna. 2e tirage 2002. CCXXV, 94 p.
Русские переводы
Житие и дела Марка Аврелия Антонина цесаря римского, а при том собственныя и премудрыя его рассуждения о себе самом. С немецкого перевёл С. Волчков. СПб., 1740. 112, 256 стр.
5-е изд. СПб., 1798.
Размышления императора Марка Аврелия О том, что важно для самого себя. / Пер. Л. Д. Урусова. Тула, 1882. X, 180 стр.
переизд.: М., 1888, 1891, 1895, 108 с.; М., 1902, 95 с. М., 1911, 64 с. М., 1991.
К самому себе. Размышления. / Пер. П. Н. Краснова. СПб., 1895. 173 стр.
Наедине с собой. Размышления. / Пер. С. М. Роговина, вступ. очерк С. Котляревского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Изд-во Сабашниковых, 1914. LVI, 199 стр.
(неоднократно переиздавался с 1991 года)
Марк Аврелий Антонин. Размышления. / Пер. и прим. А. К. Гаврилова. Статьи А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Я. Унта. Комм. Я. Унта. (Серия «Литературные памятники»). Л.: Наука, 1985. 245 стр. 25000 экз.
2-е изд, испр. и доп. СПб.: Наука, 1993. 248 стр. 30000 экз.
Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М.: Алетейа, Новый Акрополь, 1998. 224 стр.
Исследования
Франсуа Фонтен[англ.]. Марк Аврелий / Перевод Н. Зубкова. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02787-6.
Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. СПб., 1906.
Унт Я. «Размышления» Марк Аврелия как литературный и философский памятник // Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985. — С. 93—114.
Ссылки
В родственных проектах


______________________________________________

ЦИТАТЫ

Не тратьте время на споры о том, каким должен быть человек. Будьте им.
Марк Аврелий

Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.
Марк Аврелий

Твои мысли cтановятся твоей жизнью.
Марк Аврелий

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
Марк Аврелий

Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

Марк Аврелий

Если это неправильно — не делай этого. Если это неправда — не говори этого. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Марк Аврелий

Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную – зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищен знанием от их зла. Они не могут вовлечь меня во что-либо постыдное. Но нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу – противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать».
Марк Аврелий

Смерть есть такая же тайна природы, как и рождение. В одном случае соединение, в другом разложение одних и тех же элементов. Вообще в них нет ничего, что могло бы быть для кого-нибудь постыдным, ибо нет ничего несоответствующего одухотворённому существу или разуму того же строения.
Марк Аврелий

Во всех случаях жизни руководствуйся двумя правилами. Во-первых, делай только то, что внушает разум. Это господствующая часть твоего существа, которая направляет действия на пользу людей. Во-вторых, умей изменить своё мнение, если кто-то указал на твою ошибку или сумел переубедить тебя. Но изменять своё мнение возможно лишь в соответствии со справедливостью, общей пользой и тому подобным, а не потому, что новый взгляд кажется более лёгким, приятным или сулит славу.
Марк Аврелий

Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.
Марк Аврелий

Никогда не перестану удивляться этому: мы все любим себя больше, чем других людей, но больше заботимся об их мнении, чем о своем собственном.
Марк Аврелий

Приспособься к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба.
Марк Аврелий

Не мудри над собой, старайся быть простым. Прегрешает кто-нибудь? Он прегрешает против самого себя. Случилось с тобой что-нибудь? Прекрасно. Все случающееся с тобою было изначально суждено тебе и сопряжено с тобою в силу устройства Целого.
Марк Аврелий

Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нём. И в ваших силах изменить это суждение.
Марк Аврелий

Мнение грядущих поколений стоит ничуть не больше, чем мнение современников.
Марк Аврелий

Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления.
Марк Аврелий


Рецензии
Есть неточности. Марк Аврелий родился в Риме, а не в Испании. Из Испании (Бетики) родом его предки по отцовской линии. Хотя период правления этого философа на троне историки по инерции относят к золотому веку Римской империи, но время стабильности и процветания закончилось на предшественнике Марка - Антонине Пие. Правление Марка Аврелия - сплошная череда тяжелых войн, восстаний, оскудения казны. Впервые за более чем век в Италию при Марке Аврелии вторглись германские варвары.
Наличие на Дунае "славян" ничем не доказано. Среди варваров, воевавших с римлянами на Дунае, было племя костобоков, которое можно трактовать как славянское по этнониму - "костяные бока", но, по мнению ученых, скорее всего речь идет о задунайских племенах фракийского происхождения.
Если коротко, в философских суждениях Марка Аврелия чувствуется сильнейший пессимизм, так не характерный для более раннего античного общества и свидетельствующий о глубоком кризисе, в который оно погрузилось в конце 2-го века. "Делай, что дОлжно, и будь что будет" - вот кредо этого императора.

Алексей Аксельрод   08.12.2022 17:13     Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод
Спасибо большое, Алексей
С уважением,

Марина Геннадиевна Куликова   08.12.2022 10:53   Заявить о нарушении