Константин 272 337
Пример Марка Аврелия показывает, что мудрый правитель-философ способен
достойно пройти свой жизненный путь и руководить государством. Однако это еще не
является гарантией славного будущего страны под властью его преемника. Возможно,
причина в том, что всякий крупный мыслитель, очень пристально вглядываясь в глубины
собственной души, не всегда обращает должное внимание на своих близких, а стремясь
познать настоящее, мало задумывается о будущем.
Верно сказал Марк Аврелий: «Не все же разглагольствовать, каким должен быть
хороший человек, пора и стать им». Для себя эту непростую задачу он выполнил, но сына
своего не смог воспитать соответствующим образом. И с той поры Римская империя стала
клониться к закату, а разложение ее начиналось с верхних привилегированных слоев.
Конечно, кризис великой империи — процесс сложный и комплексный. Его нельзя
свести к разложению правящей верхушки или крушению идеологических основ общества
под воздействием христианства. Например, известный британский историк А.Дж. Тойнби
полагал, что «римские пролетарии», считаясь свободными гражданами, не имея и
небольшого земельного надела, должны были идти на войну и умирать во благо знатных и
богатых сограждан. «Это был весьма благодатный материал для социальных взрывов».
Однако не менее важно и то, что необходимость держать в подчинении многие
народы и страны, а также отбивать нападения агрессивных соседей делали Рим
военизированной державой. Она держалась главным образом за счет армии, которая в
конце концов и стала господствовать. Но почему так получилось и почему в стране стало
чрезмерно много обездоленных бедствующих «пролетариев»? Тем более что в Рим
стекались богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и
безумствовала от излишеств…
Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление
лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод,
развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это — при более или менее
постоянном росте населения. Ужесточался, как мы теперь говорим, экологический кризис.
Экономика державы базировалась на ограблении покоренных и зависимых стран:
складывалась цивилизация не производства, а потребления. Опора на армию вела к тому,
что крупные военачальники объявляли себя императорами и враждовали между собой. С
211 по 284 год 20 римских императоров были убиты. К началу IV века империя стала не
только разлагаться внутренне, но и распадаться на части. Процесс этот задержал
Диоклетиан, талантливый полководец, ставший императором в 284 году. Он укрепил
местные органы власти и разделил империю на Западную и Восточную. Однако как
только в 305 году он отошел от дел, завершая жизнь на своей роскошной вилле, в стране
началась борьба за власть. Победил сын правителя западной половины империи
Констанция Хлора — Константин, которого после внезапной смерти отца в 306 году
британские легионы провозгласили цезарем. Претендентом на власть в империи был
Максенций, управлявший Италией. Решающее сражение между ними произошло под
Римом в 312 году.
Согласно христианскому преданию, в решающий момент сражения Константин
увидел знамение: крест с надписью «Сим победишь». Поведя свои легионы в атаку, он
разбил противника. Максенций утонул в Тибре. Трудно поверить в то, что Константина
благословил на победу христианский крест, ибо в то время будущий император не был
христианином, хотя и не относился к этой религии враждебно. Победу проще объяснить
тем, что в распоряжении Константина было хорошо обученное и закаленное в боях
войско, а сам он, несмотря на молодость, был отличным полководцем и, вдобавок,
обладал большой физической силой.
Торжественно войдя в Рим (впереди на копье несли голову Максенция), Константин
одним из первых своих распоряжений освободил христианских священников от податей и
повинностей, взяв их на государственное содержание. Тем самым еще недавно гонимая
религия обрела все права наравне с другими, принятыми в государстве культами. Владея
центральной и западной частью Римской империи (восточной правил Ликиний),
Константин в 324 году двинул свою армию на Восток. Ликиний выступил ему навстречу,
но в сражении был разбит и бежал в укрепленную крепость Византий у Босфорского
пролива, соединяющего Черное и Мраморное моря. Затем он сдался в плен, Константин
отправил его в ссылку, а вскоре велел умертвить как заговорщика, став единовластным
правителем всей великой Римской империи…
Впрочем, римской она оставалась только по названию. Столицу Константин решил
перенести из этого города в Византий — старинную греческую колонию. То было
поистине судьбоносное решение, причины которого не вполне понятны. Мог ли
Константин предвидеть, что Риму суждено будет пасть под напором варварских племен и
хранителем античной культуры на несколько веков станет эта новая столица империи?
Что именно ей суждено будет превратиться в первый мощный бастион христианства?
Возможно, к тому времени Рим переживал период упадка, оброс пригородами, а
окрестные территории были частично опустынены, реки обмелели. Кроме того, Италия
постоянно находилась перед растущей угрозой вторжения с севера варваров. Наконец,
Константин, все более склонявшийся к христианству, мог иметь в виду основать новую
столицу под сенью креста (хотя и не порывая окончательно с языческими культами).
Так или иначе, решение было принято, началось строительство дворцов и храмов, а
также новых крепостных сооружений Византия, который в мае 330 года был освящен под
именем Константинополь. Сюда было свезено множество замечательных памятников
античного искусства: город стал хранителем эллинских традиций в искусстве, литературе,
архитектуре и в то же время превратился в первый мощный оплот христианства.
…В цикле рассказов и повестей австрийского писателя Стефана Цвейга «Звездные
часы человечества» есть рассказ «Гений одной ночи» о создателе «Марсельезы» Руже де
Лиле. Так вот, Константина с полным основанием можно считать гением одного решения,
ибо оно стало одним из очень немногих деяний, которое предопределило развитие всей
мировой цивилизации. Перенеся столицу на окраину империи, он основал центр
античной, а не только христианской культуры там, где не так сильно сказывалось
духовное разложение римского общества.
Может показаться странным, что эллинские традиции не сохранились в самой
Греции. Ведь можно было сделать столицей, например, некогда славные Афины. Почему
Константин не сделал такого выбора?
Ответ на вопрос может подсказать историк II века Полибий: «В наше время всю
Грецию постигло неплодие и вообще скудость населения, вследствие чего и города
запустели, и произошли неурожаи, хотя не было у нас ни продолжительных войн, ни
заразительных болезней». То есть здесь была та же беда, что и в Италии, связанная
главным образом с истощением природных ресурсов (лесов, почв, рек). А еще
сказывались и духовные факторы. «Когда люди утратили простоту и сделались
любостяжательными и расточительными, — пояснял Полибий, — и перестали вступать в
брак, а если вступали, то с тем, чтобы не иметь больше одного или, в крайнем случае,
двух детей, чтобы оставить им значительные богатства и воспитать их в роскоши, — вот
при каких условиях постепенно усилилось бедствие».
Трудно сказать, насколько хорошо понимал и учитывал все это Константин, но
выбор его оказался важным не только для христианства как государственной религии,
определившей главные черты европейского Средневековья, но и для завершившей этот
период эпохи Возрождения, ассимиляции античной культуры, хранительницей которой на
многие века стала Византия. Отсюда православие перешло к восточным славянам и стало
одной из наиболее надежных опор Киевской Руси, Московского княжества и, наконец,
Российской империи.
Что же касается самого Константина Великого, то приходится признать, что он, в
отличие от своей матери Елены, причисленной к лику святых, не был исполнен
христианских добродетелей, порой был неоправданно жесток и коварен, а также
непоследователен в вопросах веры. По словам крупного историка Византии Ф.И.
Успенского: «Остается… неясным вопрос о том, насколько Константин сам был затронут
евангельским учением, и насколько в его церковной политике уделено было место
нравственным принципам, вытекающим из проповеди Христа. Все, по-видимому,
приводит к тому заключению, что равноапостольный Константин воспользовался новым
учением как средством для мировластительства и как политическим орудием, и что
божественность евангельского учения мало коснулась его умонастроения и убеждения».
Действительно, он был прежде всего государственным деятелем и полководцем, для
которого духовная жизнь — и личная, и общественная — подчинялась требованиям
державным, необходимости укреплять власть правителей. Византийская империя
воплотила в себе синтез греческой культуры, римского права и государственного
устройства, христианской религии. То же в разных пропорциях стало с той поры присуще
все большему числу европейских стран.
* БИБЛИОТЕКА. Проводники
* http://proza.ru/2017/12/03/2473
:-)
Свидетельство о публикации №222120800129