Рукотворная капсула времени- Торжок

Пришло неизбежное утро, и вместе с ним наступил мой второй день пребывания в Торжке. По календарю сейчас середина июня. Выйдя на улицу, меня окутывает приятный холодок, но сквозь эту прохладу я ощущаю начало летнего зноя.

Сегодня меня ждет насыщенный день. Первым делом я отправляюсь на главную улицу Торжка в гости к А.С. Пушкину- в его мемориальный музей.

Путь в музей лежит по узкому тротуару, мимо двух- этажных дворянских усадеб, многим из которых больше 150 лет. Вокруг не виднеется ни одного современного здания.
Если закрыть глаза, и представить, что нет шума машин, а вместо них вообразить топот копыт, ржание лошадей и крики извозчиков, то можно попасть в прошлое. Но открыв глаза, ты замечаешь ни что иное как современность и словно продолжаешь лавировать между настоящим и прошлым, смотря на усадьбы- а затем обратно на людей. Как же легко оказаться в заветном императорском прошлом России!  Наступи сейчас рассвет, я бы уже видела человечка с лесенкой, идущего зажигать фонари.
Дохожу до длинного одноэтажного деревянного здания с рядом окон с наличниками. Сверяюсь с вывеской "Музей А.С. Пушкина".

У кассы меня встречает бойкая женщина – экскурсовод, которая в течение 1 часа проводит меня по небольшой, но весьма интересной экспозиции. Она рассказывает о путешествиях из Петербурга в Москву. Это было изнуряющее предприятие, длящееся до нескольких дней. Мне показывают настоящий экипаж, одежду извозчика и наряд путешественника. Женщина рассказывает про быт и жизнь служителей почтовых станций и немного об истории знаменитой гостиницы Пожарского в Торжке. Она ведет свой рассказ бойко и весело и не дает мне заскучать. Во втором зале меня встречает сам маленький каменный Пушкин, известная страница из дневника одной барышни, и картины Москвы и Петербурга того времени. Картины я рассматриваю особенно долго, мысленно воображая себя внутри нее. На обратном пути кидаю мимолетный взгляд на антикварную мебель той эпохи, запечатлевая в памяти стол- секретер-  предел моих мечтаний.

На кассе покупаю набор открыток с фотографиями Торжка начала 20 века. Он  поражает меня своей красотой.
Даже сейчас, разглядывая эти фотографии, я не могу не задаваться вопросом: Почему не уберегли город от такого ужаснейшего запустения? Кого в этом винить теперь?

Позади музея находится смотровая площадка, откуда виднеется великолепный вид на реку Тверцу, на раскинувшийся Торжок на противоположном берегу, а вдали  на блистающие купала Борисоглебского монастыря. Это пейзаж, который сохранил свой первозданный вид , словно рукотворная капсула времени. Это вечность.

Облокотившись на перила, я всматриваюсь вдаль. Когда мы смотрим на природу или картину, разве мы выбираем определенную точку, место? Мой обхват взгляда расширяется, и я могу оглядеть все полотно целиком, став почти сверх- человеком.

Начинает накрапывать дождь. Я чувствую досаду. Как всегда, у меня нет с собой зонтика.

Самое лучшее времяпрепровождения во время непродолжительного ливня- это кофепитие в приятном заведении.

Купив брошюрку о Василёво, музее деревянного зодчества, поездку куда расстроил ливень, я бегу в кофейню "АнгеловЬ". Одно только название будоражит мое любопытство. На входе меня встречают два плетеных кресла и столик, как в какой-нибудь Италии, и маленькое помещение кассы на первом этаже с прилавком. Выбираю тортик  и капучино. По лестнице поднимаюсь на второй этаж  и сажусь напротив окна. Пью кофе, читаю брошюру, а по стенам кофейни проплывают тени от грозовых облаков. На фоне играют джазовые композиции.

Спустя 30 минут грозовые тучи проходят мимо, и я теперь могу отправляться далее по плану своего путешествия- в Василёво.

В подобном музее деревянного зодчества я уже бывала раннее в Великом Новгороде, но то было зимой в сильнейший снегопад. Сейчас же лето, и я не одна- со мной родители, которые впервые посетят подобное место.

Добравшись до Василёво, где кассир вручает нам карту, мы оказываемся на пороге еще одного приключения- найти все дома на территории музея.
Словно следопыты,  мы следует по маршруту, ступаем на мокрую траву, заглядываем в двери и окна, прогуливаемся по каменному мосту и блуждаем по внутренним камерам с низкими кирпичными сводами. Мы рассматриваем деревянные здания, многим из которых больше ста лет. Я зачитываю вслух описание домов родителям. Отставая от них или идя впереди, я всегда оглядываюсь на них и любуюсь ими. На обратном пути они садятся на качели в беседке, я фотографирую их на память. 

В отеле , где мы остановились, есть прокат велосипедов. Мой папа- заядлый велосипедист. Вечером, после ужина, мы отправляемся с папой кататься на велосипедах по Торжку. Мы не уезжаем далеко от отеля, едем вдоль по тропинке у шоссе. Деревья близко высажены к дорожке, порой мне приходится проявлять все свои умения, чтобы увиливать от особо назойливых деревьев. Мы сворачиваем от дорожки в жилой массив и проезжаем мимо домов. Очень тихо. Слышны только наши велосипеды и шум от приезжающих в дали машин. Совсем скоро стемнеет. Сделав пару кругов, мы возвращаемся обратно. Вечерний воздух пощипал наши щёчки.

Ночь опускается на Торжок. Закрыв глаза, я с нетерпением жду завтрашнего дня.
Я улыбаюсь во сне.


Рецензии