Глава 5. Учитель

                «Высшее искусство, которым обладает учитель, — это
                умение пробудить радость от творческого выражения и
                получения знаний».
                Альберт Эйнштейн

                «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель
                может сделать только одно — указать дорогу».
                Ричард Олдингтон

                ГЛАВА 5. УЧИТЕЛЬ

                БОРИСОВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
            Однажды произошло событие, перевернувшее всю дальнейшую жизнь Сергея. Увлекаясь техникой, он начал посещать кружок юных техников. Но, во-первых, это было далеко от дома, где жил Сергей, и он терял массу времени на поездки и, во-вторых, там было не интересно. Бесцельно стругать и пилить реечки он не любил. Но случай свел его с одним человеком, который перевернул всю его последующую жизнь. После занятий, возвращаясь из школы, он услышал странный стрекот.
       Высокий, звенящий звук то нарастал, то затихал. Оглядевшись по сторонам, он увидел маленький серебристый самолет, который летал, как показалось вначале, сам по себе. Однако, приглядевшись внимательнее, он увидел, что самолет на тонкой леске летал по кругу стадиона управляемый пилотом, который стоя в центре круга, держал ручку управления. После приземления мальчишки гурьбой устремились к самолету.
         Молодой мужчина с зачесанными назад волосами, попросил Сергея подержать модель самолета, а сам в это время, ловко ударяя двумя пальцами по винту, завел двигатель. Так он впервые встретился с Борисовым Евгением Ивановичем.
         Случай свел его с настоящим Учителем, Инженером, Изобретателем. Евгений Иванович был неисправимым романтиком по призванию. А по жизни он был преподавателем черчения, рисования и руководителем кружка авиамоделистов, и еще многих технических кружков. Благодаря разнообразию его увлечений, Сергей научился достаточно хорошо фотографировать, снимать любительское кино, рисовать, чертить, паять радиоприемники и многое другое, все это пригодилось в будущей жизни. Кордовые модели самолетов Сергей научился мастерить и делал их по своим, только ему ведомым чертежам. Хотелось новых, необычных решений. В журналах «Юный техник» появились чертежи ракет с твердотопливным двигателем. Растирая уголь и селитру в тигле, черные и довольные, ребята делали настоящие ракеты. Установив ракету на пусковой установке в направляющие, «космонавты» прятались подальше. Запуск осуществлялся от аккумуляторной батареи по проводам. Ракета с шипением взлетала ввысь, оставляя за собой дымный след. Специальный заряд в конце работы двигателя выбивал парашют, и ракета плавно спускалась обратно, к месту старта.  Чтобы они были еще и оригинальными, не такими как остальные, Сергей свои ракеты снабдил прибором, который измерял давление воздуха и на закопченном кусочке стекла чертил метку, таким образом измерялась максимальная высота подъема ракеты.

                СКОРОСТЬ
     Лето уже было на исходе. По приезду из пионерского лагеря ноги сами привели Сергея в клуб. Летом обычно кружки не работали, но его все равно тянуло туда. Но двери в детский клуб «Искорка», где располагался авиамодельный кружок, были открыты. Евгений Иванович с группой ребят сидел за столом, заваленным чертежами, журналами.
     - Через неделю соревнования по судомоделизму, - сообщил он, хотя наш кружок авиамодельный, нам нужно что-то придумать.
     - Времени осталось мало, сделать копию крейсера или парусника мы не успеем, да и мы их никогда и не делали, – заявил самый рассудительный Валера Кондрашов.
     - Смотрите, что мы сделаем, - с этими словами Евгений Иванович достал из шкафа модель глиссера с поршневым двигателем и с проволоки, под потолком натянутой посреди мастерской, снял скоростную кордовую модель самолета с реактивным двигателем,
     - Наш глиссер с реактивным двигателем побьет все рекорды скорости, - добавил он.
        Работа закипела. Принцип работы реактивного двигателя заключался в следующем. Камера сгорания двигателя наполнялась от встречного напора воздухом, во время горения порции топлива подача воздуха прекращалась и закрывалась клапаном. Расширяющиеся при горении газы вылетали сзади в длинную трубу, длину которой подбирали так, чтобы частота взрывов топлива попадала в резонанс с длиной трубы. Чтобы запустить такой двигатель, нужны были усилия целой команды, один крутил магнето для создания искры на свече в камере. Второй в это время качал ручной автомобильный насос, чтобы подать струю воздуха спереди камеры сгорания. Третий из резиновой груши впрыскивал в нужный момент топливо. Четвертый в это время обеими руками крепко держал модель глиссера.
        Соревнования проходили на реке Усолка, мелком притоке Иртыша. Для того, чтобы замерить скорость катера, нужно было запустить его по кругу на поводке из лески. Затем, после прохода контрольных десяти кругов, зная время и длину окружности, вычислить скорость. Двигатель, взревел и труба, нагреваясь докрасна, потащила катер по кругу с такой скоростью, что судьям было трудно засечь момент пересечения старта и финиша. Победа была бесспорна. Наверное, это был рекорд скорости для такого класса моделей.

                РАДИО
        Однажды группа искровцев, так они называли себя, по названию детского клуба «Искорка», где Евгений Иванович руководил авиамодельным кружком, отправилась в поле, чтобы испытать новую модель самолета. Взревел мощный мотор и практически мгновенно унес ввысь самолет с размахом крыла около двух метров. Не рассчитав количество топлива, ребята долго бежали по степи, вслед за уносившейся все дальше и выше воздушными потоками моделью. Самолет так и не удалось найти. Было обидно, что труд нескольких месяцев пропал даром.
         Хорошо бы управлять самолетом по радио, - высказался после этого случая Евгений Иванович. Так родилась идея построить радиоуправляемую модель самолета. Транзисторы еще только–только появились в радиотехнике, поэтому передатчик пришлось делать на радиолампах.  Однажды Евгений Иванович выложил на стол кипу журналов с закладками. Открыв закладки, ребята увидели радиосхемы передатчика для радиоуправления моделями, а в другом журнале малогабаритный радиоприемник. Искровцы, с увлечением взялись за новое дело. Радиотехника стремительно вошла в жизнь Сергея, и больше он с ней не расставался. Сергей Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего Учителя, ведь благодаря нему любовь к технике переросла из увлечения в профессию.

           К сожалению, у Евгения Ивановича было больное сердце. Он умер молодым, так и не осуществив свою мечту летать на малых самолетах, им построенных.

                ВЫБОР
         Вот и закончена школа. Сергею исполнилось 16 лет. Нужно продолжать образование. Выбор пал на военное училище. Специальность радиотехник. Сдал документы, прошел медкомиссию. оказалось - годен.

Продолжение http://proza.ru/2022/12/09/165


Рецензии
Обо всём этом я уже знаю. Царствие Небесное талантливому учителю Евгению Ивановичу! Р.Р.

Роман Рассветов   12.08.2023 22:39     Заявить о нарушении
Спасибо ему за все.

Александр Щербинко   12.08.2023 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.