Синий
Конь вороной масти, грива и хвост почти синие – такой красавец по кличке Синий был у моего дедушки в Сибири. Обычно дед ездил на нём верхом, потому что он работал в труднодоступных местах и верховой конь был незаменим.
Однажды снежным зимним вечером Андрей Иванович возвращался домой. Вдруг Синий запрядал ушами и с шага перешёл на рысь. «Рановато дом почуял и побежал», - подумал дед. А когда Синий припустился, Андрей Иванович стал поглядывать по сторонам и слева и справа от дороги увидел несущихся вскач волков. Дедушка понял, что от стаи им не уйти, догоняют. Он ослабил повод и взмолился про себя: «Синий, спасай нас!», но конь сам знал, что нужно делать. Волки отстали лишь на въезде в деревню. Страху натерпелись оба, и до самого дома летели. Как же дед был благодарен верному другу!
За много лет деду и коню пришлось побывать во многих переделках, это их очень сблизило. Все, кто знал Синего, удивлялись его уму и доброте, а меня ещё больше удивляла его редкая кличка.
Возможно, именно тогда моё внимание привлёк этот цвет, а позже часто рождалась ассоциация с конём-спасителем. Когда увидела картину Петрова-Водкина «Купание красного коня», улыбнулась и вскоре нарисовала своего Синего. Мой конь был вольным, он не попал в подчинение человеку и жил на свободе. Его грива и хвост развевались на ветру, когда он летал по земле и по небу. Им можно было восхищаться и никак невозможно было представить его запряжённым или выполняющим другие человеческие прихоти – мой конь всегда оставался независимым! Более того, синий конь стал моим талисманом.
Синий – символ бесконечности, свободы, мудрости, духовности, спокойствия. Это и бездонная глубина, и неизмеримая высота. Синяя птица – символ удачи, счастья, голубая кровь – символ благородства. В Японии в синий одевали отрицательных героев, в Китае этот цвет имеет позитивный смысл исцеления, весны. Эти ассоциации у европейцев появились, можно сказать, не так давно. Синий веками был как будто незаметен. Кстати, арабские и западноевропейские учёные долго не различали синего в радуге, что удивляет. Так случается с великими: они до времени остаются как будто невидимыми и делают своё дело. И синий жил наполненной и особенной жизнью, и земной, и небесной. Он был, словно неродной в палитре основных цветов, голубая краска, как нелюбимая в семье падчерица. Но всё это примерно до XII века (говорим о Европе). Потом, когда появятся витражи с лазурными стёклами и церковные синие облачения, этот цвет будет оценён и востребован.
В отличие от красного, белого и чёрного, синий как краситель появился в эпоху неолита. И он долго оставался в тени своего вечного соперника – красного. Из древних источников дошли сведения, что кельты и германцы красили тело в синий, чтобы устрашить врага. Римляне остерегались этого цвета, считали его варварским и опасным.
Древние египтяне знали синий краситель и окрашивали им одеяния для мумий. Эта краска служила по их представлениям защитой для ушедших в мир иной. В далёкие от нас времена использовались и искусственные краски, получались очень интересные оттенки сине-зелёного, бирюзового. Потом, в VIII-IX вв. и позже, синий будто уходит со сцены и редко упоминается. Даже небо описывали как бледное, белое, красное, золотистое, но не голубое или синее (редко). Почему?!
Синий мне видится очень глубоким, ещё и мощным, как всё значительное, что сотворено в начале мироздания: небо, море.
Из нежных молодых листочков индийского кустарника, названного индигоноской, получали очень стойкую краску. И название индиго идёт из Индии. Кельты добывали синеву из вайды. Вайда и индигоноска соперничали между собой как источники синего красителя. Травянистое растение вайда цветёт солнечными жёлтыми соцветиями, никогда не подумаешь, что её можно превратить в синий цвет. Чтобы получить из золотистых цветочков синий, надо, чтобы не менее пятнадцати дней подряд они впитывали в себя яркий солнечный цвет – это непременное условие. От количества солнечных дней зависит интенсивность цвета – от светло-голубого до тёмно-синего. И одежда, окрашенная вайдой, считалась целебной потому, что вайдой лечили многие заболевания. Кстати, ей же красят брови и ресницы, тем самым укрепляя их этим полезным средством.
И когда вдруг в живописи, фресках, иконописи, витражах, иллюстрациях в богословских книгах – везде – появился божественный небесный цвет – синий окончательно вошёл в палитру. Синий и его оттенки получали из лазурита. Дорогостоящий лазурит применяли в самых ценных книгах. Тогда вместо золотого фона стали использовать лазурный – всё наполнилось живым, естественным небесным светом. В эпоху Возрождения синий становится самым модным. Его используют в портретах знатных особ. Лазурь была настолько дорога даже для Микеланджело, что ему не хватило средств купить этот пигмент и закончить работу «Погребение» (возможно, это легенда). Прославленный храм в Падуе, посвящённый Богоматери, великий Джотто наполнил небесным цветом (делал из ляпис-лазури) так, что у входящих возникало ощущение пребывания под сияющим небосводом. Потрясающего эффекта прозрачности одеяний небесных образов с помощью ляпис-лазури добился Андрей Рублёв, создав икону Святой Троицы. Непревзойдённые по тонкости, по исходящему духовному свету образы Троицы были настолько необычны, что сотворившую такое чудо дорогую краску назвали «рублёвским голубцом».
И позже синим увлекались известные художники (и не известные тоже). В «Голубой период» погрузился Пабло Пикассо и выразил этим цветом одиночество. У Винсента Ван Гога синий часто выступает ключом к его работам, синий кобальт нередко встречается в полотнах Ренуара. «Голубые танцовщицы» Дега, словно небесные лёгкие и изящные феи – этому впечатлению способствует нежная пастель. Импрессионисты любили синее и голубое, ведь рисовали в основном с натуры, где непременно он присутствует.
В завораживающих горных пейзажах Н.К.Рериха, в его серии «Гималаи» соседствуют оттенки от глубокого ультрамарина до нежнейшего прозрачного лазурного и помогают почувствовать грандиозность замысла Творца и величие природы. Видно, как художник ценил эту гамму цветов. Картина «Матерь мира» благодаря доминирующему синему цвету даёт ощущение тайны жизни на Земле, её непознанной глубины и значительности. На фоне звёздного небесного купола восседает Мать мира в спокойном голубом сиянии, глаза её прикрыты вуалью. Весь образ богини вселяет надежду на раскрытие великих тайн и на обновление жизни на Земле.
Небесный цвет заслужил свое законное и достойное место в палитре и всех последующих художников. Трудно представить себе, что так было не всегда.
В сизые зимние сумерки я иногда вижу чудесную картину: несколько синих коней бегут галопом по убелённой снегом земле и поднимаются ввысь куда-то в ультрамариновые звёздные небеса, их гривы и хвосты развеваются на ветру. Самый мощный из коней начинает сначала тихо, а потом всё громче и громче ржать и оборачивается ко мне. Я узнаю своего Синего. Понимаю, что так он напоминает о себе. Летите, свободные кони, в поднебесье и приходите к нам снова – вы нам нужны для вдохновения!
*****
Н.К.Рерих. "Матерь мира". - Фото картины из интернета
Свидетельство о публикации №222120801658
Этот рассказ о истории появления синего цвета очень интересен, можно дополнить его сведениями о майолике, смальте, гжели, как феномене народного творчества.
А еще интересно, почти одновременно с вами рассказ о синем цвете "Цвет настроения синий" написал еще один автор прозы, журналист из Питера, Михаил Грушевский:
http://proza.ru/2022/11/10/610
Николай Таурин 27.03.2025 15:19 Заявить о нарушении
Рокуэлл Кент и мне нравится. А данная иллюстрация хороша, прежде всего, оттенками синего и таинственностью.
Я найду по данной Вами ссылке текст о синем настроении.
Как мне приятно, что Вы мне написали такие подробные рецензии.
С уважением и пожеланием творческих удач!
Наталья Мезенцева Тайна 26.03.2025 21:10 Заявить о нарушении