Люди, наступившие на горло собственной песне

Как часто нам доводится наблюдать такую картину: талантливый и совестливый
человек (чаще всего женщина) перестаёт уделять время развитию своего таланта (или
просто тому, что её интересует) и начинает заниматься тем, что ему неинтересно (а порой
сложно или противно), так как он убеждён, что это принесёт больше пользы его близким.
Прирождённый гуманитарий, поступивший на экономический факультет, чтоб иметь
верный кусок хлеба для прокорма семьи. Представительница творческой профессии,
уволившаяся с любимой работы во имя присмотра за детьми. Научный работник,
оставивший свой НИИ и подавшийся в коммерцию с целью обеспечить старую мать.
Казалось бы, такое самопожертвование достойно одного лишь восхищения.
Однако, как показывает опыт, оно чаще всего не приносить радости ни самому тому, кто
описанным образом «наступил на горло собственной песне», ни тем, во имя кого он это
сделал. В рассказах о себе таких «наступивших на горло собственной песне» людей чаще
всего фигурирует слово «вынужден». «Я мог бы писать гениальные стихи// я общался
когда-то с интересными людьми // мне прочили блестящую научную карьеру// и т.д. – но я
вынужден кормить семью», - говорят они.
Данная заметка отнюдь не является апологией оголтелого эгоизма. Но автор сих
строк исходит из того, что каждый человек принесёт миру больше пользы, если будет
делать то, что лучше всего получается у него, т.е., будет на своём месте. (Тем, кто не
может найти это «своё место» или убеждён, что он его не имеет, рекомендуется
внимательнее искать в разных областях). Нельзя отрицать, что бывают ситуации, когда
близкие действительно требуют неотложной заботы, - однако, как ни странно, людей,
«наступивших на горло собственной песне», на несколько порядков больше, чем таких
безвыходных ситуаций. Т.е., в большинстве случаев их жертва бесполезна. (Например, те
самые дети, во имя которых мать бросила любимую работу, на самом деле не требуют
такого уж бдительного присмотра, или тот самый гуманитарий, во имя прокорма семьи
подавшийся в экономисты, на самом деле вполне мог бы прокормить эту семью на
зарплату филолога или гонорары литератора).
Наше общество приучило нас думать, что самое высшее достижение – преодоление
трудностей. А переломить себя – самая трудная задача. Так что наряду с (подспудным)
сожалением о похороненных талантах люди, наступившие на горло собственной песне,
испытывают своего рода гордость за то, что им удалось такое трудное дело. Но настоящей
радости такой повод гордиться собой им не приносит. Однако он может превратиться в
отличный повод упрекнуть других. («Всё-то ты стишки почитываешь, - ворчит тот самый
гипотетический отец семейства, пошедший в экономисты, видя, что сын или дочь решили
стать литературоведами. – А у меня в твоём возрасте не было времени на такие глупости,
я семью кормил!») Если жертва этого человека увенчалась тем, что он смог обеспечить
своим детям такой уровень достатка, что им уже не придётся заниматься нелюбимыми
делами ради прокорма, - в его сердце нет радости по поводу того, что они не повторят его
горестную участь – зато там гнездится множество негативных чувств, от потаённой
зависти до досады, а своих близких он постоянно обвиняет в неблагодарности. («Я ради
вас пожертвовал самым светлым, что у меня было… А вы не цените!») Но семья и не
может оценить его жертвы: она не видит (и, возможно, никогда не видела), что было у
него в прошлом, она запомнила его только таким: наступившим на горло собственной
песне, погрязшим в заботах, аннигилировавшимся. Как они смогут понять, что вот эта
невзрачная мать с веником в руках могла бы быть поэтессой или актрисой, а этот зануда
отец, закопавшийся по уши в свои цифры, - блестящим и остроумным лидером научной
школы (или хотя бы преподавателем небольшой кафедры, снискавшим искреннюю
любовь студентов)? Более того: они мало-помалу отучаются видеть в тех, кто
пожертвовал ради них своим призванием, самостоятельных самоценных личностей,
перестают признавать за ними право на собственные интересы, а воспринимают их
исключительно как человека-функцию. Стоит ли говорить, что отношения в такой семье
далеки от идеальных, а отдельные члены семьи в глубине души тяготятся друг другом!
Итак, человек, наступивший на горло собственной песне, тем самым вредит не
только самому себе, но и окружающим. Повторюсь, мы не рассматриваем здесь крайние
случаи: лиц, находящихся в сложной социальной ситуации, живущих в эпоху лихолетья, -
речь идёт о людях, живущих в обычных условиях. Им гораздо больше пристало развивать
свои способности, чем зарывать их.
2014


Рецензии