Незамеченное в Мастере и Маргарите
Не потому ли в вышеназванном романе никто не обращает внимания на одну страшную вещь?
Булгаковский Иешуа не понят никем из окружающих. Единственный верный ученик Левий Матвей, шедший за ним до конца, записывающий за Иешуа в меру своего разумения, пишет то, что приводит самого Иешуа в ужас. (В этом Иешуа признаётся Пилату).
А что мечтает сделать сей единственный ученик, шедший за учителем добра? Для чего Левий крадёт в лавке нож? Чтобы убить. Убить предавшего Иешуа.
Пилат делает то же самое, опережая Левия и этим гордится.
На первосвященника же Пилат злобится, в том числе потому, что приходится казнить человека, как будто неопасного, не от мира сего, который способен его лечить, а не потому, что проникся учением. С другой стороны, не признаваясь в том и себе, Пилат рад, что убивает Иешуа, который понял, что прокуратор делает это из трусости.
Богу нечего делать на нашей земле и спустя 19 (при жизни Булгакова) (а ныне и 20) веков, ведь, несмотря на торжество христианства позднее, люди не меняются. Их мир остаётся вотчиной Воланда, которого и посылают в очередную инспекцию. Полагаю, именно это прозрение Мастера обращает внимание на него на небесах. Где они, добрые люди, что нужнее людей великих, где последователи как будто наивного, чистого в помыслах учителя?..
И Воланд отмечает, что люди не изменились, вот только «квартирный вопрос» их (вдобавок) испортил.
Кстати, донос на Мастера пишет желающий занять его жилплощадь Алоизий, что доносчику временно и удаётся.
Когда Булгаков писал свой бессмертный роман, то казалось, ушёл уже век христианских первосвященников (как позже выяснится, на время), но времена пилатов никуда не уходят…
*
Булгаковский Иешуа очень симпатичен и создан, отталкиваясь от евангельских слов апостолам о том, что раз вы – не от мира сего, то мир будет гнать вас. («Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Инн. 15:19 – в синодальном переводе)
Увы, Булгаков не обманывается в главном, говоря нам, что последователей Иешуа не было и нет. Более того, булгаковский Иешуа Га-Ноцри не хочет умирать (тем паче, за таких людей) и даже просит Пилата не убивать его.
Впрочем, к историческому галилеянину Иешуа Назорею этот персонаж романа имеет самое отдалённое отношение. Если кого заинтересует версия более близкая к реальности, то вам сюда: http://proza.ru/2016/04/27/919,
А если вам нужен исторический контекст и сотворение христианства, то
http://proza.ru/2019/07/11/893
Свидетельство о публикации №222120801752
Леонид Кряжев 17.11.2023 06:34 Заявить о нарушении
Ааабэлла 17.11.2023 13:28 Заявить о нарушении
Леонид Кряжев 17.11.2023 20:03 Заявить о нарушении
Ааабэлла 17.11.2023 21:43 Заявить о нарушении
покопавшись, нашел большую статью про старинные казни. Сказано, что женщины, приговоренные к сожжению в Англии начиная с середины 17-го столетия почти всегда были предварительно задушены. Такой гуманизм своего рода
Леонид Кряжев 17.11.2023 23:56 Заявить о нарушении