Грустный визит

       Одним июльским вечером меня накрыло... Нет, в этот раз нас не обстреливали. И бомбы сверху не падали. Летом Киев жил спокойно, если так можно выразиться, когда вся страна почти полгода жестоко воюет. Но в самом городе стало заметно безопаснее, чем это было весной. А накрыло по-другому: затосковал я...
       Сложно выделить одну причину, почему вдруг на меня накатила грусть. Тут и разобщенность с членами семьи, и постоянные мысли о том, что с нами будет, и печаль от самого факта разрушенной мирной жизни и присутствия войны, которая ныне откатилась от Киева, но по-прежнему лютовала на юге и на востоке Украины.

       С другой стороны, жизнь продолжается: чудесное время года, погоды стоят прекрасные, город ожил, задвигался, торговые центры начали наполняться людьми. Воздушные тревоги беспокоили нечасто, а об обстрелах мы успели забыть еще в мае. Вот и расслабился народ. Похоже, что кроме меня, и другой люд почувствовал, что наш город одно из самых безопасных мест в стране. И Киев, как и до войны, стал превращаться в наш собственный Вавилон.
       Меня порой начали раздражать люди, которые возвратились в город и продолжили жить так, будто ничего не случилось. Они не слышали вой сирен, не прятались в подвалах и бомбоубежищах, не вздрагивали от грохота выстрелов и не видели пролетавших мимо ракет. Для них все вернулось на круги своя, а то, что кто-то лишился жизни или крова над головой, так это произошло не с ними и в другой реальности.

       Дороги активно заполнялись автомобилями, иногда образовывались тянучки, от которых мы успели отвыкнуть, опять стало проявляться дорожное хамство, чего ни разу не случалось в самые тяжелые дни осады.
       Но не буду сгущать краски: повсеместно таких явных случаев было немного. И, скорее всего, это проявлялось не хамство, а всего лишь растерянность водителей, не совсем понимающих, куда ехать в незнакомом городе. Потому что бросалось в глаза другое: на улицах появилось много легковушек с не киевскими номерами. Донецкие, херсонские, николаевские, запорожские, одесские автомобили... Проникаешься сочувствием, ибо люди пытаются укрыться в защищенных местах и подальше от войны.

       Добавлю, что несмотря на то, что народу прибавилось, непосредственно киевлян вернулось не так много. Я сужу не только по своему жилищному комплексу, но и по разговорам приятелей, которые проживали в разных концах Киева. Вскоре я обратил внимание, что и по нашему «городку» стали неуверенно расхаживать посторонние люди. Переселенцы и беженцы... Слова, хотя и различающиеся, но, если задуматься, трагически близкие по смыслу.

       Как может веселить хорошая летняя пора, когда твой взгляд постоянно натыкается на кричащие примеры нынешних ужасных обстоятельств? Сердце по-прежнему не на месте. Нужно было что-то предпринять, чтобы себя взбодрить и выйти из унылого состояния, как бы тебя сильно не накрывало.
 
       «Надо прокатиться на Полтавщину, на «родину нежную»... Глядишь, от тамошней земли сил наберусь, как сказочный герой…», - зародилась идея.

       Туда я ездил каждый год, но время выбирал середину мая или, в крайнем случае, начало июня. В этом году поступать таким же образом не рискнул, слишком свежи были в памяти мартовские дни... А сегодняшним вечером решительно задумался:

       «Пора бы уж...», - хотя одновременно бродила и осторожная мысль, - «Утро вечера мудренее...»

       Из-за этих колебаний сон получился беспокойным и кратким. Открыв глаза почти с восходом солнца, я все же разрешил свой внутренний спор в пользу поездки.

       Вообще-то, у меня прежде никогда не получалось выезжать рано. Всегда что-то отвлекало, потом в спешке складывался, вспоминал, что забыл, и по дороге еще заезжал в торговые центры, чтобы заявиться в село не с пустыми руками. А тут почти бессонная ночь, весьма ранний подъем, вдобавок еще и ощущение обессиленности. Однако по многолетнему опыту знаю, что дорога меня всегда бодрит, и ни разу ожидание приходящей энергии во время движения не было напрасным.

       «Значит, в путь. Прочь сомнения...»

       Меня ждали почти триста километров дороги в один конец, хотя их необходимо было сразу же умножить на два: я никогда не оставался там с ночевкой. Но расчет на меньший путь выглядел предпочтительней, поскольку я намеренно вводил себя в заблуждение, а это приносило неожиданный эффект: перед поездкой я расслаблялся, мол, какие-то плевые триста километров...

       Выехал. Накануне я получил важный бонус, совершенно случайно узнав, что Южный мост для общего пользования перекрыт. Могут проезжать только служебные автомобили по спецпропускам. Направившись к нему, я потерял бы лишних двадцать минут на изменение маршрута. Но и без этого бонуса времени на пересечение города я потратил с лихвой.
       Несмотря на ранний час, автомобилей на дорогах хватало. На мой взгляд, раньше такого не наблюдалось. Видно, в тяжелые времена народ живет по принципу «волка ноги кормят». Или колеса... 
   
       Пробираюсь из своего медвежьего уголка к Днепру, потом по мосту Патона с правого берега на левый, по набережной выбираюсь на проспект Бажана, и вот впереди замаячила бориспольская трасса. На выезд из города автомобилей немного, зато на въезд внушительная очередь. Это обстоятельство меня опечалило, потому как из рассказов знакомых я знал, что в тянучке на въезд в Киев люди проводили, бывало, что и по два-три часа...
       Но брать в расчет ситуацию будем по мере ее приближения. Вдруг обойдется? Такое тоже случалось, когда очередь стояла куцая, а досмотр автомобилей длился всего лишь несколько минут.

       Автострада к аэропорту Борисполь сегодня привычно наполнена автомобилями, но не так, как это бывало, когда аэропорт работал на полную мощность. Сейчас на трассе только те, кто спешит по своим делам в разные уголки восточных и центральных областей Украины. В первую очередь, конечно, в Харьков. Присоединяюсь к ним и я. Дорога хорошая, успокаивает, а мысли сами лезут в голову:

       «Сколько раз я проезжал по этой трассе... Когда добирался на Полтавщину, или бесчисленное количество раз, когда ехал в аэропорт... И все поездки носили праздничный характер: когда сам улетаешь в путешествие, на отдых, или когда встречаешь близких людей... Но не мог себе представить, что буду ехать по ней в злое, военное время...»

       Вдоль трассы кучковалось немало торговых центров, автомобильных салонов, ресторанов, заправок. Сейчас они практически все закрыты. Самая важная точка перед поворотом к аэропорту Борисполь, это заправка Shell, на которую я часто заезжал, когда встречал «дорогих гостей».
       Очень удобно тут останавливаться, пить кофе и поглядывать на табло прилетов, которое здесь намеренно установили предусмотрительные хозяева заправки. Не я открыл этот способ: чтобы скоротать время ожидания, тут толпилось немало народу. С точки зрения экономии (чтобы не платить дурные деньги за аэропортовскую парковку) и комфорта – эта заправка была в самый раз. Теперь заезд на заправку перекрыт, она обезлюдела и выглядит заброшенной.
 
       «Не скоро, да-да, очень не скоро мы снова полетим в дальние страны...»

       Поворот к терминалам аэропорта пройден, автострада закончилась, теперь я еду по обычному шоссе к самому городу Борисполю. Как снова защемило сердце: бросил взгляд вправо по направлению к территории аэропорта, и увидел выглядывающие из-за высокого ограждения хвосты прикованных к земле самолетов правительственной авиакомпании. Ныне они все на приколе...

       «Когда теперь откроют небо?..»


       Продолжение в http://proza.ru/2022/12/10/682


Рецензии
Прочитал, печально всё это, когда-то было проще. всё по иному, Дай Бог - "Всё пройдёт, как с белых яблонь дым".
В Киеве был несколько раз.
- Во время геодезической экспедиции в Белоруссии в 60-ые годы, в конце сезона съездили на крытом уазике из Гомеля через Чернигов на выходные дни, припарковались в одном из переулков Крещатика. Женщины ходили по ювелирным магазинам.И коллективное фото у Богдана Хмельницкого.
- Потом проездом из Кишинёва в 70-ые (рассказ "Храм Святой Софии. Киев").
- Потом в 80-е в гости в своей любимой девушке, жившей за пешеходном мостом на Трухановом острове, рядом со своей "номерной" работой. О девушке рассказ "Незабываемая гора Кадош".

В Борисполе был дважды, перелётом во Львов на экскурсию и в Яремчу (рассказ "В Карпатах").
Литературных успехов вам.
Александр.

Алекс Лофиченко   16.01.2024 13:29     Заявить о нарушении
Про дым с яблонь - это хорошо бы. Только когда? Богдан сейчас забит щитами, охраняют от возможных осколков. Как и Тарас возле университета. Как и любой аэропорт Украины, включая Борисполь... Спасибо за отклик.

Александр Алексеенко 2   16.01.2024 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.