Кровавая высота

В июне 2018 года мы с мужем проехали по местам военных действий  конца 1941 –  начала 1942 года. Проезжая по Калужской области, мы  остановились в музее на Зайцевой горе. Экспозиции музея и информация повергли меня в шок.  «Весь апрель 1942 года 50-я армия почти ежедневно атаковала Зайцеву гору большими силами, каждый раз безрезультатно неся огромные потери.»
Участник боев за Зайцеву гору Набатов вспоминал: «Всюду убитые, убитые, куда ни кинешь взгляд, — то наши, то немцы, а то и вперемешку, кучами…»
 Не случайно Зайцеву гору называют Кровавой высотой Великой Отечественной войны.
 Но меня больше всего потрясло письмо одного из солдат, который писал, что их осталось трое, а танки лезут и лезут, затем их осталось двое,  и в конце он – один.  Он ранен в голову и руку и…. Далее  неразборчивые слова,  и строка обрывается….
 По приезду домой, я разместила фотографии этой поездки в соцсетях,  и моя землячка написала мне, что её дедушка погиб в боях на Зайцевой горе.

Казалось, что весь мир в огне горел,
А в сводках – шли жесткие бои.
В Калужской области – на Зайцевой горе
Среди погибших – земляки мои.

Приказ был дан: высотку надо взять.
Кругом болота, минные поля.
А с неба каждый раз атаковать
Старались так, что дыбилась земля.

Повсюду трупы: немцы и свои,
В атаку шли буквально по телам,
И небольшой клочок родной земли
Был превращён воистину в бедлам.

И длились бесконечные бои,
И измеряли павшими любовь
К родной земле и к матерям своим,
Пролив в боях за эту гору кровь.

А на пригорке трое держат бой:
Володя, Коля, третий – Александр.
Пока есть силы и пока –  живой…
Бьют по врагу ребята из засад.

Но вот уже их двое,  и опять
Всё лезут танки, лезут напролом
Им не под силу натиск тот сдержать.
Один  живой остался под огнём.

И он потомкам пишет на листке:
«Раненье в голову,  с разбитою рукой.
Но умираю гордо, не в тоске
С кровавою обнявшись высотой».

Какой бы горькой правда ни была,
Не зачеркнуть страницы этих дней.
И что за сила их на смерть вела,
Что даже смерти сила та сильней?!


Рецензии