Великая забытая война. Логишинская операция

Великая забытая война. Логишинская операция

Основной театр военных действий осенью 1915 года размещался в лесах, болотах, небольших деревнях, на берегах каналов, располагавшихся между относительно крупными населёнными пунктами – Телеханы и Логишин (городской посёлок Брестской области, расположенный на расстоянии двадцати пяти километров от Телехан). В них периодически размещались штабы дивизии и других частей. Из Логишина велись наблюдения к западу от Огинского канала, с обороной дороги Телеханы-Хотыничи и Выгонощи-Хотыничи. Противник, начиная с 3 сентября, предпринял ряд попыток форсировать Огинский канал, чтобы продолжить наступление. Однако этот рубеж удалось сильно укрепить и войска задержались здесь надолго, вплоть до переброски на другой фронт в начале 1916 года.

Александр Александрович Кот, председатель историко-патриотического клуба “Память”, любезно предоставил мне электронный вариант книги Евгения Александровича Меньчукова, научного сотрудника военно-исторического отдела Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной армии, титульный лист которой выглядит следующим образом:

“Научный военно-исторический отдел Генерального штаба РККА
Военно-историческая библиотека
Е.А.Меньчуков
“Бои под Логишином в 1915 году”
Наступательная операция 31-го армейского корпуса в лесах и болотах
Государственное Военное Издательство
Наркомата Обороны Союза ССР
Москва – 1937 год”

Из предисловия книги:

– “На основе архивных материалов мировой войны автор подробно описывает действия 31-го русского корпуса в сентябре 1915 года, когда этот корпус, отступавший вглубь Полесья, неожиданно для немцев перешёл в наступление…”
 
Пользуясь информацией из книги Е.А.Меньчукова и “Записками кавалериста” Николая Гумилёва, я попыталась представить картину военной операции, вошедшей в историю под названием “Логишинская наступательная операция”. Книга предназначена для специалистов военного дела; по этой причине я исключила подробное описание сил и средств, номера и названия некоторых воинских формирований, принимавших в ней участие, ограничившись только сутью самой военной акции. Для удобства читателей даты из труда Е.А.Меньчукова приведены в единый  формат – по новому стилю.

– “Ещё по данным от 5 и 6 сентября русское командование имело все основания считать, что в Логишине сосредотачивается 22-я германская пехотная дивизия, между Огинским каналом и г.Пинск – 41-й германский резервный корпус с 1-й пехотной дивизией у Оснежичи и Высокое…”.

Командование 31-го корпуса считало, что “Противник ещё не закончил сбор сил в Логишинском районе; ещё не готовы прочные мосты; ещё не подвезена тяжёлая артиллерия. Он не ожидает активности русских. Его можно поразить внезапностью.
Но с каждым днём положение противника будет улучшаться. Надо спешить и быстрым решительным ударом нанести ему поражение под Логишин, заставить уйти за канал и р.Ясельду и вернуть себе выгоды, даваемые естественным рубежом”.

Планы германского командования в отношении немецких войск, расположенных перед 31-м армейским корпусом, заключались в “…прекращении здесь наступательных операций и скорейшей переброске освобождающихся сил на другие театры войны, в частности, на очередной активный – сербский.

В связи с этим, как раз перед началом данной операции 31-го русского армейского корпуса, были сняты с его фронта и уведены…” четыре германские дивизии: три пехотных и одна кавалерийская.

– “С вечера 6 сентября немцы <…> имели <…> только полосу охранения в виде сторожевых застав. <…> Очевидно, они решили оборонять впереди р.Ясельда и Огинского канала, среди окружающих обширных болот, сухой Логишинский плацдарм. Отстаивали они его с большим упорством. Их основные позиции к моменту русских атак имели окопы с проволочными заграждениями и хорошо налаженную систему пулемётного огня. <…> Все их действия в обороне с 8 по 9 сентября показывают, что, во-первых, – они не ожидали перехода здесь русских в наступление, а во-вторых, – они не собирались уступать занятого им положения без решительного сопротивления”.

– “Южная бригада ген. Эрдели (лейб-уланы и лейб-гусары) с ротой 107-го пехотного Троицкого полка 7 сентября отбросила немецких улан до Гортоль; но 8 она вновь вынуждена была отойти под давлением немецких улан и егерей за Речки, занятые днём 9-м егерским батальоном. Для выполнения задачи по содействию наступления 31-го армейского корпуса этой бригаде дивизии ген. Эрдели (командовал этой бригадой ген. Шевич) пришлось снова переходить в наступление, которое к вечеру того же дня увенчалось успехом. <…>

В своих исторических трудах немцы об этой неприятной для них операции высказываются чересчур коротко”.

Далее Е.А.Меньчуков описывает результаты первого дня боя:

8 сентября 1915 года, “…за первый день боя удалось, сбив охранение немцев по всему фронту, продвинуться на правом фланге на 3-4 км, в центре – от 4 до 7 км и на левом фланге (казачий полк) до встречи с противником около 15 км”.

В книге подробно рассмотрены действия ген. Асмуса (Константин Владимирович, русский военачальник, генерал-лейтенант – Н.Ф.), ударной группы в первой и второй половинах дня, на правом и на южном флангах, а также “общая решительная атака с наступлением темноты” во второй день наступления 31-го корпуса под Логишином.

– “За день 9 сентября наступавшие полки продвинулись от 2 до 3 км на правом фланге и в центре и до 5 км на левом фланге. Всего от начала наступательной операции за два дня боя было пройдено от 5 км на правом фланге до 14 км на левом фланге, что уже неплохо для лесного боя”.

Бой, начавшийся 9 сентября в 10.30, продолжался весь день, ночь и бОльшую половину следующего дня, 10 сентября: к 15 часам Логишин был занят окончательно.

Николай Гумилёв в номере 15316 “Биржевых ведомостей” от 11 января 1916 года описывает события, которые относятся к 9-10 сентября 1915 года.

Из донесений от 9 сентября 1915 года*:

– “31 Армейский корпус перешёл в наступление. Бригаде ген. Шевича (Георгий Иванович, русский генерал-майор) приказано наступать на его правом фланге. В 1 ч. дня выяснилось, что противник очищает лес западнее д. Речки. Командир бригады приказал Уланскому полку со взводом артиллерии занять Вульку Ланскую (Вулька-Лавская – Н.Ф.). Остальным взводам для содействия этого обстрелять Хворосно…”

Генерал Шевич докладывал:
 
– “Спешенные эскадроны, поддержанные огнём 2-й батареи, атакой в штыки выбили противника из Вульки Ланской в 6 ч. 30 мин. вечера, причём были взяты в плен 2 нижних чина 272 германского пехотного полка здоровых и 6 раненых. В деревне были оставлены немцами 11 убитых <…> Ночной разведкой выяснили, что неприятель из Вульки Ланской отошёл на д. Хворосно <…>

В течение дня 9 сентября и ночью был сформирован заслон полковника Толя (Александр, лейб-гвардии полковник) из 1 роты 207 пехотного полка и трёх эскадронов с 5-й батареей и взводом пулемётной команды в направлении на Телеханы, которые сдерживали попытки немецкого наступления из Гортоли на Краи – Гута – Буда и к вечеру прочно закрепились на этой линии…”

10 сентября генерал Шевич сообщил:

– “В 3 ч. дня близ хутора Осина была обнаружена ружейная рота пехоты противника, выходящая из леса и шедшая от Логишина на сев.-запад. Эта колонна была обстреляна с близкого расстояния 2-й батареей, после чего мною было послано 3 эскадрона для атаки в конном строю. Атаку не удалось довести до конца, так как противник рассыпался в лесу, заваленном срубленными деревьями, открыл огонь…”

Рассказ Николая Гумилёва об этом инциденте дополняет донесение от эскадрона Лейб-Гвардейского Гусарского полка:

– “Часов в 12 дня отряд ген. Шевича выступил на Вульку Ланскую, Валище для выполнения задания. Не доходя 1 версты до д. Валище, отряд неожиданно обнаружил около батальона немецкой пехоты, пробиравшейся лесом на запад. Их увидала группа начальников, выехавших вперёд в тот момент, когда немцы  переходили поляну. 2-я батарея моментально выехала на позицию и, как потом выяснилось, очень удачно обстреляла 2 эскадрона пеших улан под начальством полковника князя Андроникова, уже успевших выйти на дорогу Логишин – Валище…”

Два эскадрона улан, в том числе и тот, в котором служил Гумилёв, стояли у дома лесника, располагавшегося не доходя полторы версты до деревни Вулька Ланская. Эскадрон ЕВ в результате обстрела собственной батареей понёс заметные потери. Как следует из приказа № 421 от 10 сентября 1915 года по Уланскому полку, был убит состоявший при эскадроне обозный Демьян Черкасов, ранены два улана и убиты три лошади.

Е.А.Меньчуков подвёл общие итоги трёхдневного боя в окрестностях Логишина:
– “…27-я пехотная дивизия потеряла 9 офицеров и 1163 солдата, что составляет 10% офицеров и 32 % солдат.

<…> Наступательным боем и победой над немцами у Мокрая Дубрава и у Логишин 10 сентября закончился период отхода 31-го армейского корпуса в 1915 году.
 
<…> В тактическом отношении победа 31-го армейского корпуса улучшила его оборонительное положение. Войска корпуса вышли на естественный рубеж, получили во многих местах обзор и обстрел, хорошие артиллерийские позиции и наблюдательные пункты; в глубине обороны по-прежнему было укрытое пространство и, кроме того, удобная сеть дорог, сходившаяся в узел у Логишин. Далее вглубь тыла отходило несколько лесных дорог через ряд селений, удобных для размещения тыловых учреждений. Оборонительное положение корпуса стало более устойчивым.

<…> Наступательным боем и победой 31-го армейского корпуса под Логишин закончился маневренный период войны 3-й армии русского западного фронта. Войска армии стали закрепляться на последнем занятом рубеже. В частности, 21-й армейский корпус после этого стабилизировал своё положение за Огинским каналом и р. Ясельда до 1917 года”.

До конца 1915 года  Лейб-Гвардейский Уланский полк находился на позициях вдоль Огинского канала. В течение сентября продолжались периодические столкновения с неприятелем, а с октября по декабрь практически никаких боевых действий не было.
 
В декабре 1915 года полк отошёл на отдых в д. Дребск, за Лунинец.

*Для соблюдения последовательности изложения событий военной операции, в данной  статье использована часть информации из публикации “Великая забытая война. Николай Гумилёв”.

Литература:

1. Меньчуков Е.А. Бои под Логишином в 1915 году. Наступательная операция 31-го армейского корпуса в лесах и болотах. Государственное Военное Издательство Наркомата Обороны Союза ССР. Москва,1937г. – 80с.

2. Гумилёв Н. Сочинения в 3 т. Т.2. Драмы; Рассказы / Сост., подгот. Текста, прим. Р.Щербакова; Подгот. Текста “Записок кавалериста”, примеч. Е. Степанова. – М.: Худож. Лит., 1991. – 478с.


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли!
Интересные факты, о которых мало кто знает.

В этой войне "кузенов" (все монархи Европы приходились друг другу родственниками) никому особо не хотелось воевать, тем не менее, она унесла жизни 14 миллионов человек.
На уроках истории мало кто учится.

С уважением и признательностью,

Николоз Дроздов   21.06.2023 20:30     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемый Николоз!

Искренне благодарю за отзыв!

"Лучше чужие, чем такая родня!" - часто говорила моя мама о "недружественных" родственниках.

Права была мама: надо же было Наполеону въехать в поверженную Москву на лошади, подарке кузена, самодержца Всероссийского Александра Первого?!

История, однако...

С самыми добрыми пожеланиями.

Нелли Фурс   22.06.2023 08:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.