Музыку играю

«Семь дней рейса - семь музыкальных вечеров с большим и уникальным для каждого вечера музыкальным массивом», - такой я вижу свою пианистическую деятельность на теплоходе в рамках активизации досуговой деятельности взошедших на его борт. В моем случае это туристы категории 18+, поэтому детский аспект своей деятельности я опускаю.

Туристов, приходящих в музыкальную гостиную, привлекает классическая музыка, глубина проникновенность, ее «живое» исполнение и мой рассказ. Отдыхающие просят играть им классическую музыку, поскольку «эстрадой и скоморошничаньем», по их словам, они уже насыщены. Люди хотят тепла, искренности, как от музыки, так и от ее исполнителя. Я оправдываю ожидания, играю как популярную эстрадную, так и классическую музыку.

Программа «Музыка и слово» имеет своим стержнем рассказ о Театре трех муз, который я люблю и с которым сотрудничаю в Москве. Рассказываю о парадигме  и специфике театра, его актерах и музыкантах, истории создания отдельных спектаклей, в которых звучит как авторская, так и знакомая всем музыка. Именно «знакомую музыку» туристам и предстоит услышать. Я буду играть ее так, как она звучит в контексте спектаклей, пытаясь передать атмосферу сотворчества, незримо присутствующую на сцене, когда на подмостки выходят артисты этого театра.

Первым блоком играю единым музыкальным массивом романсы: «Снился мне сад» Б. С. Борисова, «Только раз бывает в жизни встреча» и «Дорогой длинною» Б. И. Фомина, «Не уходи, побудь со мною» Н. В. Зубова, «Ямщик, не гони лошадей» Я. Л. Фельдмана, «Утро туманное» Э. Абазы, «Ночь светла» Я. Ф. Пригожего, «Гори, гори, моя звезда» П. П. Булахова, цыганский романс «Очи черные»; народные песни «На муромской дорожке», «Ах ты, душечка» и «Ах ты, ноченька», «Цыганочку». Во втором блоке даю три песни на стихи С. А. Есенина, так любимые туристами: «Отговорила роща золотая» Г. Ф. Пономаренко, «Клен ты мой опавший» В. Н. Шевченко и «Письмо матери» В. Н. Липатова.

В репертуаре Театра трех муз присутствуют спектакли военной тематики, несущие в своей основе патриотическую составляющую. Песни из них составляют третий блок программы. Я играю: вальс «Амурские волны» М. А. Кюсса и «Березку» Е. М. Дрейзина, «В лесу прифронтовом» М. И. Блантера, «В землянке» и «Севастопольский вальс» К. Я. Листова, «Огонек» (композитор неизвестен), «Синий платочек» Е. Петерсбурского, «Эх, дороги» А. Г. Новикова, «Москвичи» А. Я. Эшпая, «Прощайте, скалистые горы» Е. Э. Жарковского, «Чайку» Ю. С. Милютина.

Мне важно, чтобы встречи не выходили из атмосферы музыкальной гостиной (салона), о котором я буду рассказывать в другой своей программе: «Музыка в русском салоне». И если литературно-музыкальный театр для меня – это один конкретный театр, с анализа деятельности которого, используя индуктивный метод научно-методического исследования, я вывожу общие закономерности и принципы функционирования такого театра вообще, то тема литературно-музыкальной гостиной как инновационной формы обучения и досуга является моей собственной методической темой исследования, которую я разрабатываю в отдельных моих статьях и книге.

В качестве иллюстрации к рассказу я играю музыку русских и зарубежных композиторов, которая предположительно могла звучать в гостиной (салоне) периода его бытовая в России: полонез М. К. Огинского, вальс А. С. Грибоедова, романс «Я вас любил» Б. П. Шереметева, «В крови горит огонь желанья» М. И. Глинки и «На холмах Грузии» Н. А. Римского-Корсакова; ноктюрн Дж. Фильда, менуэт Л. Боккерини, «К Элизе» и первую часть сонаты №14 («Лунной») Л. Бетховена, скерцо Ф. Шуберта, прелюдии Ф. Шопена, весеннюю песню Ф. Мендельсона-Бартольди. В заключение каждой программы я желаю туристам хорошего отдыха и называю тему следующей музыкальной гостиной.

Программа «Фортепианные циклы П. И. Чайковского» включает в себя ис-полнение отдельных пьес из «Детского альбома» и «Времен года» композитора. Рассказ начинаю с акцента на неповторимости музыки П. И. Чайковского, ее мирового значения. Для личности композитора, нашедшей отражение и в музыке, характерна, с одной стороны, немецкая точность и пунктуальность; с другой – русская разухабистость в широте раздолья; и наконец, рефлексия, душевная неуверенность, откуда проистекают тоскливые нисходящие интонации, которые я демонстрирую на примере Интродукции к опере «Евгений Онегин». Перепады настроения композитора отражены в его музыке как быстрые и внезапные переходы от мажора к минору, от радости и утверждения жизни к угрюмости, безысходности. Это заметно в пьесах «Детского альбома» и «Времен года».

П. И. Чайковский в первую очередь оперно-симфонический композитор, творивший по заказу Императорского двора. Часто «заказ» становится для него отправной точкой для реализации творческой сущности. Так происходит с оперой «Пиковая дама», в которой и Лиза, и Герман – сам композитор. Чайковский творил во многих музыкальных жанрах своего времени, в том числе фортепианном. Фортепианное творчество, однако, не является для него первостепенным. Мелодические обороты и гармонические последовательности, наполняющие его оперно-симфоническую музыку, явно угадываются в пьесах «Детского альбома» и «Времен года». Пьесы этих фортепианных циклы выбраны мною не случайно для исполнения в музыкальной гостиной. В отличие от отдельных номеров клавиров опер и балетов композитора они легки для исполнения, а «Времена года» к тому же и отличный пример домашнего музицирования, характерного для музыкальных гостиных ХIХ века, о которых я рассказывал в предыдущей своей программе. После иллюстрации сказанного рядом номеров из «Детского альбома» я рассказываю историю появления «Времен года П. И. Чайковского, кратко даю содержание каждой из шести пьес, которые прозвучат в моем исполнении в формате салонного музицирования.

При реализации музыкальных программ на теплоходе я следую принципу, который утверждает, что артист должен уважать и любить зрителя, к которому обращается. В моем случае это – зрительско-слушательская аудитория. Выбор музыкального материала, содержание и подача его должны благодатно воздействовать на слух зрителя.

Программа «Музыка в театре» реализуется мною в рамках методической концепции Д. Б. Кабалевского «Литература в музыке». Это музыка драматического, оперного, музыкального и литературно-музыкального театра. Действуя в рамках известной и проверенной опытом концепции, строю рассказ на лекционном материале, который предлагаю, исходя из личностного знаниевого опыта анализа музыкальной литературы и истории музыки.

Я даю музыкальные пары: фрагмент «Шествия царей» из оперетты Ж. Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» и арию Мистера Икса из оперетты И. Кальмана «Принцесса цирка»; интродукцию к опере Дж. Верди «Травиата» с арией Жермона и хабанеру Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе; первую песню Баяна из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и трио Собинина, Антониды и Сусанина из первого акта оперы «Жизнь за царя» того же композитора в форме фортепианных вариаций А. Л. Гурилева. Делюсь концепцией видения пьесы Г. Ибсена «Пер Гюнт» и исполняю пьесы из одноименных сюит Э. Грига; играю «Колыбельную Светланы» Т. Н. Хренникова из музыкальной комедии «Гусарская баллада» и вальс А. И. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Завершаю программу песней Г. Ф. Пономаренко «Не жалею, не зову, не плачу», добавляя в игру своей личностный аспект.

В активизации досуговой деятельности туристов на круизном теплоходе важна, на мой взгляд, привязка темы и музыкального материала к тому географическому месту, в котором теплоход в данное время находится. Так, мелодии популярной эстрадной музыки я привязываю к Красной гостиной Угличского кремля, в которой играет свои гастрольные спектакли Театр трех муз. Музыку к «Перу Гюнту» Э. Грига, его «Кобольда» и «Танец эльфов» из «Лирических пьес» - к ладожским шхерам, природе Карелии, формируя программу «Страна Фенноскандия: отражение в музыке». Проявляющаяся при этом географическая неточность, на мой взгляд, в связке география-музыка допустима. В новую тематическую программу я включаю музыку Н. А. Римского-Корсакова из его «Шахерезады» («Море», «Царевич и Царевна»), песни варяжского и индийского гостей из оперы «Садко». Оперу «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и оперетту Ж. Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» я трактую как ремейки античных сюжетов своего времени.

Программа «Любимая классика» выбрана мною с учетом интереса туристов к классической музыке. Я играю всеми узнаваемую фортепианную классику: вальсы Ф. Шопена и Сентиментальный вальс П. И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси из «Бергамасской сюиты»; Турецкий марш В. А. Моцарта, ряд других известных фортепианных произведений. Этот блок программы даю как номерной с рассказом об исполняемых произведениях. Музыкальная гостиная проходит в первую половину дня, и я начинаю программу «утренним круизным настроением» с песнями о Москве и Ленинграде (круиз «Москва – Санкт-Петербург – Москва»): «Песня о Москве» и «Московские окна» Т. Н. Хренникова. «Дорогая моя столица» И. О. Дунаевского, «Вечер на рейде» В. П. Соловьева-Седого. Продолжаю программу ретро-эстрадой. Ведь это тоже в своем роде классика эстрадной музыки. Большую популярность при этом имеет советская песня.

В заключительном блоке звучит мое эстрадное попурри «Кафе Гамбринус». В южном портовом городе Одессе есть кафе, которое русский писатель с татарскими корнями А. И. Куприн увековечил в своем рассказе. В кафе играл не только упомянутый писателем Саша-музыкант, но и многие другие музыканты, как сольно, так и в составе вокальных и инструментальных групп. На протяжении всего двадцатого века в меняющихся интерьерах этого заведения (само заведение также находилось уже по другому адресу) звучала музыка самых разных стилей и эпох.

Эстрадным попурри я окунаю туристов в атмосферу «Гамбринуса», частично реализуя вариант гостиной «Закладка в книге». Попурри составляют мои импровизации на мелодии: «Неудачного свидания» А. Н. Цфасмана, «Чаттануги Чу-чу» Г. Уоррена, Кумпарситы» Х. Родригеса, «Ва-банка» Х. Кузняка, «Флик-флака» А. Фоссена, «Тико-тико» Х. Абреу, песни «Манчестер и Ливерпуль» А. Поппа, известной туристам как «прогноз погоды». Заканчиваю блок песнями из кинофильмов: «Чародеи» («Три белых коня»), «Гостья из будущего» («Прекрасное далеко»), «Приключения Электроника» («Крылатые качели») композитора Е. П. Крылатова; песней В. Я. Шаинского «Голубой вагон» из мультфильма «Старуха Шапокляк» в собственной аранжировке.

Программа «Танцевальный дивертисмент», проходит после сольного моего «Концерта классической фортепианной музыки». Поскольку как пианиста аудитория музыкальной гостиной теплохода меня уже оценила, играю на фортепиано мазурки, польки, танго, песенные и танцевальные вальсы, даже если что-то из исполняемого уже звучало на предыдущих наших встречах. Туристы еще раз слышат понравившиеся им мелодии классической и эстрадной музыки. По окончании игры я спрашиваю уже полюбившую меня аудиторию, которую и сам я полюбил за время круиза, какую бы музыку они хотели, чтобы я сыграл. Как правило, запросы идут в рамках звучавшей музыки встреч, на которых туристы успели побывать за время круиза. В разных круизах меня просили исполнить пьесу из «Времен года» П. И. Чайковского, вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», иногда абстрактно: Ф. Шопена, Л. Бетховена, и это всегда, как я заметил, классика. И только «живой звук». При исполнении блока «По заявкам» нужно примерно представлять себе и иметь на подкорке что ты исполнишь взамен, если того или иного запрашиваемого произведения ты не знаешь.

В зависимости от уровня подготовки и желания слушателей характер и последовательность программ может меняться. Начинать и заканчивать цикл встреч на теплоходе лучше концертной эстрадной программой популярной музыки. Работа пианиста за роялем не должна быть заметной из зала. В то же время важна интеллектуальная внутренняя работа слушателей. К ее организации должен стремиться круизный пианист. В моем репертуаре на теплоходе присутствует как эстрадная, так и классическая музыка. Репертуар пианиста представлен в рамках разноформатных программ: концертной, лекционно-просветительской, досуговой, номерной, ресторанной. Популярностью у слушателей пользуется музыка из кинофильмов и мультфильмов: «Служебный роман» и «Жестокий романс», «Мэри Поппинс до свидания!», «Семнадцать мгновений весны»; «Аврора», «Умка». Эту музыку играю в своей заключительной программе «Здравствуй, Москва!» по возвращении туристов из круиза. Программу составляет самая разнообразная эстрадная музыка разных эпох, как отечественная, так и зарубежная. Завершаю цикл круизных встреч в музыкальной гостиной жизнеутверждающими советскими песнями: «Надежда» А. Н. Пахмутовой и «Я люблю тебя, жизнь!» Э. С. Колмановского.

На мой взгляд круизного пианиста, нужно идти на поводу у желания туриста-слушателя, быть радушным и добрым. Ведь туристы они на отдыхе. И хорошее настроение сейчас для них главное. В этом случае активизация досуговой деятельности туристов на круизном теплоходе будет выражаться как напрямую в душевном подъеме, так и в обратную сторону, вследствие наполняемости ими зала, в котором проходят музыкальные гостиные, что сделает пианиста востребованным в круизе, будет способствовать получению им хороших отзывов о себе. Успешность пианиста в круизе станет залогом его возможности дарить вновь и вновь отдыхающим, в последующем все новым и новым туристам радость слушания классической и эстрадной фортепианной музыки.


Рецензии