По следам человека
Имея в руках подобные артефакты, учащиеся анализируют имеющуюся по данной местности литературу, строят предположения и выдвигают гипотезы. Итогом работы служит экологический очерк, в котором с максимальной достоверностью предстает быт и характер деятельности людей, живших на этой территории в пределах изучаемого отрезка времени.
Учащиеся в рамках социальной экологии обращаются к прошлому человека на Земле. При этом объектами исследования выступают не далекие и неосязаемые «австралопитеки и архантропы», а реальные люди, жившие и творившие здесь всего несколько десятилетий назад.
Изучение следов человека чрезвычайно важно для экологического развития, когда под экологией понимается экология человеческого существования вообще. Учащиеся должны уметь отличать песчаник от мегалита, то есть природное образование от творения рук человека. Порой пары десятилетий хватает, чтобы полностью забылось, стерлось из памяти прошлое территории. И человек уже не понимает, откуда в молодом березовом лесу взялись кусочки серы или битого стекла в верхнем слое почвы. Школьник учится соотносить вторичную сукцессию и строительные работы в казалось бы самом что ни на есть «древнем лесу».
Без подобного соотнесения нельзя понять прошлое территории по следам человека. Не овладев экологическим прошлым, человек не увидит его будущего, станет информационным зомби. Откуда в березняке — брусничнике взялись траншеи? Эрратический валун или фрагмент бетонной массы обнаружен в лесу? Откуда в пыли грунтовой дороги взялся известняк? Почему в старом лесу имеются участки молодого леса, где деревья стоят в ряд? Старый фундамент неглубоко под землей — от чего он?
Эти и подобные вопросы предлагаются учащимся в рамках проектной деятельности, нацеленной на их эколого-природоведческое просвещение и развитие умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, строить гипотезы, работать с литературой, общаться с людьми.
Культурные следы человека — это дома и церкви, дороги и кварталы, забытые и затерянные в лесах тропы, городища и селища, курганы и могильники, заброшенные деревни и разбитые фабрики. Сочетание следов человека на одной территории представляет неизменный интерес при выполнении проектной работы, способствует эколого-природоведческому воспитанию.
Природоведческое развитие начинается в дошкольном учреждении и продолжается в младшей школе. В средней школе эстафету принимает развитие в экологическом ключе, становясь логическим продолжением первого.
Эколого-природоведческое развитие актуально в наши дни повальной компьютеризации, когда на плечи учащихся ложится такая непосильная и природонесообразная ноша, как цифровые технологии.
Фотографии доступных природных объектов из интернета не могут заменить непосредственного видения их в естественной среде. Перенос природоведческого развития детей младшего и среднего школьного возраста в цифровую плоскость препятствует возможности дальнейшего развития личности, не способствует формированию интеллекта.
Это касается и цифровых экскурсий, даже если это их смягченный вариант онлайн.
Свидетельство о публикации №222120800775