С камнем в руке
Ведь часто родители не могут ответить своим же детям на вопрос: «Мама, папа, а что это за камешек?» В ответ слышишь такое, что «глаза лезут на лоб». Понимаешь, что родителям просто стыдно не ответить. А что ответить, они не знают.
Работу с каменным материалом я провожу в Политехническом музее на мастер-классах в дни бесплатных посещений.
Приношу в музей камни, которые сам собрал. На железнодорожной насыпи, в парке на дорожках. Гравий, щебень, дресву, речную и морскую гальку. По каким признакам можно отличить один камень от другого? Цвет, запах, специальные свойства. На мой взгляд, те определители минералов и горных пород, которые перетаскивают из высшей школы в среднюю, — это подход некорректный. Такой подход хорош, если речь идет, например, о профильной школе. А что остается простому обывателю, не выбравшему биолого-географический профиль? Вспомним земских учителей. Они рассказывали детям в деревнях непосредственно о том, что тех окружает. Органично вплетали свои университетские знания в учебный процесс, несли свой ум (а не свои дипломы) в массы. При этом не происходило никакой примитивизации. Нет ее и у меня.
Выдаю на мастер-классе коробочки с каменным материалом. Прилагаю дидактические карточки. Коробки выдаю по одной. Закончилась работа с одним каменным материалом, выдаю другой. Камни в коробках и информация на карточках могут встречаться повторно! При встрече с очередным, уже знакомым камнем ребенок радуется своему успеху. Так создаю мотивацию на уроке. Подхлестываю интерес учащихся к изучению самых обычных, «простых» камней. В следующий раз поступаю иначе. Выкладываю в одну большую коробку сразу все камни. Якобы все то, что поднял с земли, из-под ног, по дороге в школу. Так приближаю атмосферу музейного занятия к полевому исследованию. Прививаю пришедшим навык работы в группе, так необходимый именно сейчас, когда уже с пеленок все, кому не лень, прививают навык совершенно противоположный — быть индивидуалистом, эгоистом, думать только о себе. По мере того, как распознаются камни, рассказываю о происхождении опознанных камней. Правильнее сказать, отвечаю на вопросы, поскольку интерес уже проснулся.
А ведь и правда. Идешь по грунтовой дороге, а под ногами у тебя камни. Кто их здесь набросал? Может быть, они положены здесь самой природой? Тогда что это за камни и откуда они здесь? И у взрослого человека могут возникнуть такие вопросы. А что уж говорить о школьниках! Наверно, как и в мои школьные годы, приносят они своей учительнице камни, найденные в речке на даче. Привозят гальку с моря после летних каникул. А то и щебенку откуда-то приволокут.
Задаю вопросы: «Гранитом или мрамором облицованы набережные Москвы-реки? Невы? Проверьте!», «А чем вымощена мостовая на Кузнецком Мосту в Москве, на Красной площади? Как вы догадались? Или уже сами сходили и проверили?». «Из чего сделан постамент памятника?», «Какие камни лежат на железнодорожной насыпи?». Не знаете, принесите к нам в музей! Вместе определим и распознаем.
«В метрополитене стены на станциях, пол, колонны? Все разных цветов. Это разные камни или разновидности одного и того же?» Провожу с посетителями музея «ревизию» щебня с железнодорожной насыпи. Серовато-белый магнезит ни с чем не спутаешь. Как он блестит на солнце! Змеевик с шелковистым блеском, пятнисто-полосатым рисунком и включениями асбеста. Граниты узнаются сразу: «пестрые камни» (полнокристаллическая порода с ярко выраженными включениями минералов). Не спутаем гранит с близкими по цвету гнейсом (оба полнокристаллические) и шокшинским кварцитом (внешне однородным). А разновидности мрамора! Целую коллекцию горных пород и минералов можно собрать из железнодорожной щебёнки, «путешествуя» пешком по «железке».
Иду дальше. Сравниваю внешне похожие известняк и светлого цвета кремень. Известняк пузырится при взаимодействии с соляной кислотой, легче кремня. Кремень царапает известняк, высекает искру. Больше ничего не надо. Никаких других определительных признаков. И так все понятно. Материал не упростили, а максимально приблизили к жизни, быту. Никаких громоздких определителей. Информации достаточно.
Распознаем в гальке молочный кварц и белый мрамор. Сравниваем по твёрдости. Кварц не царапается иглой. Мрамор царапается кварцем, иглой, стеклом. Так вот зачем геологу иметь в кармане нож, кусочек стекла, иголку! А в камеральных условиях геолог сможет провести определение с помощью «химии» (реакция с разбавленной соляной кислотой).
Беру полированные гранит и мрамор, специально подобранные так, чтобы были сходными по внешнему виду. Царапаю их друг о друга. Твердость кальцита — четыре, полевого шпата — шесть. Шкала Мооса в действии. Хотя мы о ней ничего вроде бы не знаем. Не знаем пока — и не нужно. И так информацией перегружены. Распознаем «белые» камни. Каменная соль соленая на вкус, легко растворяется в воде. Гипс царапается ногтем. Мел мягкий, ломкий. Мрамор твёрдый, реагирует с разбавленной соляной кислотой. Молочный кварц тоже твёрдый, но с соляной кислотой не взаимодействует. Каолин тусклый, пахнет глиной, похож на кусочек мыла.
Приношу в музей известняк, доломит и мергель (показываю фотографии карьера, откуда «принесены» камни). Все три являются карбонатами. Но с соляной кислотой все реагируют по-разному. Пытаемся объяснить почему. (Известняк трещиноватый, доломит более твёрдый, мергель включает в себя глинистые частицы). Наконец доходит очередь и до морены. Вот тут уже говорю о происхождении камней в коробках. Кто принес эти камни и выложил их на дороге, чтобы я смог их затем собрать по дороге в музей и принести в эту комнату. В галечно-щебнистом материале морены распознаю все те же кремень, граниты, гнейсы, кварц, шокшинский кварцит, диабаз, черный диабаз, гранаты. Да что угодно! И снова своя коллекция!
Любознательный человек идет по асфальту, а в нем запечатлены камни. Дресвой и гравием посыпаны дорожки в парке.
Тоже камень.
Свидетельство о публикации №222120800779