Идем на экскурсию
Экскурсии в школе со времен земства являются частью учебно-воспитательного процесса. Школьная экскурсия является активной формой организации обучения и позволяет школьнику получить необходимые знания непосредственно на месте. На экскурсии у школьника есть возможность самому познакомиться с представителями живого мира в естественной обстановке, изучить хозяйственную деятельность человека и увидеть закономерности развития географической оболочки.
На школьной экскурсии учитель показывает и одновременно учит. Средствами обучения становятся экскурсионные объекты, которые выступают главными действующими лицами. Это интеллектуальная деятельность в учебное время, требующая определенной затраты сил. Благодаря наглядности, доходчивости и эмоциональности школьная экскурсия является эффективной формой передачи знаний школьникам, способствует их прочному усвоению, оказывает сильное воздействие на формирование мировоззрения. Выбор объектов экскурсий определяется ресурсами природно-антропогенной среды и хозяйственной деятельностью человека, а также с учетом места, где расположена школа.
Каждая экскурсия отражает определенную тему, которая является критерием для отбора изучаемых объектов, определяет содержание рассказа учителя, особенно при показе многоплановых объектов, просмотр которых включают в несколько различных экскурсий. Так, березовая роща становится объектом весеннего выхода на природу в шестом классе и урока-экскурсии по биогеоценозам в девятом. Тема раскрывается в названии экскурсии, например: «Зима в лесопарке», «Горные породы и минералы».
Для студентов колледжа выход из его стен со мной был праздником. Студенты любили меня и доверяли. В качестве объектов экскурсии выбирались мною геологические обнажения в московском лесопарке, песчаный и известняковый карьеры, разные типы лесов, отдельные виды растений и животных, водная растительность.
Маршрут экскурсии должен быть компактным, не содержать неадекватно длительных переходов. Необходимо следовать временным рамкам и в то же время не забывать, что это не краткосрочный выход в поле, а большая экскурсия, продолжающаяся почти весь день. Каждая остановка на маршруте имеет свою подтему, подчиненную в рассказе учителя общей теме экскурсии. Прежде чем отправиться на экскурсию, учитель должен проверить, взяли ли школьники с собой еду и питье, соответствует ли их одежда и обувь предстоящему мероприятию. Но мы этого не делали. Просто шли и все. И студенты, только что пришедшие учиться в колледж, и их только что окончивший вуз учитель, — все были радостны и счастливы.
На экскурсии важен показ объекта. Рассказ учителя вторичен и подчинен показу. Этим школьная экскурсия отличается от кабинетного урока, на котором показ иллюстративного материала не обязателен. В рассказе учителя желательно использовать индуктивный метод — вести учащихся от наблюдений к выводам. Отсутствующие на момент экскурсии предполагаемые объекты показа учитель восполняет иллюстративным материалом. Например, в рассказе о перезимовке растений в лесу учитель с группой останавливается у главного объекта показа — ландыша майского. Рассказ о других растениях проходит на этой же остановке с использованием иллюстраций. Это позволяет сохранить не только стройность экскурсии, но и лесной покров от вытаптывания.
На экскурсиях в идеале выполняются исследовательские работы и задания. Их выполнение активизирует познавательную активность. Экскурсии полезно совмещать с выполнением практических работ. Студенты учатся различать минералы и горные породы, распознают окаменелости, рассматривают и определяют водных беспозвоночных, изучают видовой характер растительности, собирают гербарий, исследуют интенсивность работы машин в карьере, характер деятельности человека в городе. Исследовательские задания проводят непосредственно в ходе показа объектов и рассказа о них учителя.
Природно-хозяйственная среда неотрывна от жизни разумного человека. Любить и охранять природу и человека в ней нужно учить людей с детства и юности. Об этом говорили К. Д. Ушинский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, классики педагогической мысли.
Изученная мной в дидактическом плане ситуация по проблеме школьной эколого-природоведческой экскурсии позволила сделать вывод, что в арсенале учителя биологии и географии имеется методическая литература, позволяющая проводить школьные экскурсии такого профиля. В то же время отсутствуют сборники «больших» долгих экскурсий «под ключ», которые предполагали бы одновременно избыточность и вариативность излагаемого учителем материала. И я попытался разработать их. Учел при этом, что временные рамки сезонных выходов в природу в северных и южных широтах отличаются. Экскурсия на море предполагается там, где море играет определяющую роль в жизни людей. А городские экскурсии универсальны, как универсальны и экологические проблемы.
Летом я стал выходить на экскурсии один, на свои однодневные экскурсии. Это были разрабатываемые мною комплексные экскурсии, объединяющие в себе несколько подтем, под стать заказным автобусным или пешеходным. Подобных тематик не было в прайс-листах фирм, специализирующихся на школьном туризме. Раскрыть ту или иную тему здесь мог лишь сам учитель биологии или географии, который владеет школьной программой и знает особенности своих классов. На таких экскурсиях учащиеся совершают многочисленные и долговременные переходы, останавливаются у разных объектов, а это приравнивает экскурсию к однодневному походу по окрестностям школы, когда выполнение практических работ подразумевается на привалах.
Согласен, что важно формирование единого биолого-географического мировоззрения. Та или иная экскурсия по биологии в том или ином классе дополняет и продолжает экскурсию географическую, и наоборот. В то же время экскурсии по каждому отдельно взятому предмету представляют собой единое целое в целях и содержании.
Свидетельство о публикации №222120800783