Литературная биология, география, химия
Получение достоверного биологического знания через художественную и очерковую литературу, на мой взгляд, есть смысл интеграции биологии и литературы. Привлечение литературного материала на бинарных и традиционных уроках позволяет знакомить не читающих детей с художественной и очерковой литературой, учит понимать художественные стили писателей, повышает мотивацию к учебе, развивает интеллект, поднимает настроение.
Методика таких уроков решает целый ряд дидактических задач: соотносит содержащийся в учебнике биологии материал со школьной и внешкольной художественной литературой; формирует биологические знания через известные школьникам книги и биологическое объяснение содержащегося в них предметного материала; способствует получению из источников художественной и очерковой литературы новых биологических знаний; позволяет разработать проблемные вопросы и творческие задания развивающего характера; предоставляет возможность использования на уроке биологии различных педагогических технологий.
На основе имеющихся предметных биологических знаний и на знакомом художественном материале школьники подходят к осознанию того, что предмет биология не является для них чем-то новым. Знакомое — значит родное и хорошо понятное. Умение видеть, замечать биологическое в художественной литературе оказывает неоценимую услугу учителю литературы на его предмете. Поскольку приобретенный на уроке биологии навык будет способствовать лучшему пониманию литературного текста, когда биологические понятия в нем воспринимаются как само собой разумеющееся.
Школьники учатся ценить красоту природы через художественное слово. Несколько четких, достоверно представленных черт биологического характера из художественной книги заменяют громады информационного сетевого информационного поля, что благоприятствует сохранению физического и психоэмоционального здоровья школьников.
Научить видеть в художественной книге географическое пространство — такова, на мой взгляд, главная задача проводимой интеграции литературы с географией. Только введя школьника в географическое пространство художественного произведения, можно ожидать от него адекватного отклика на прочитанное. Такая интеграция позволяет живописать образы пространства, предусматривает географический анализ художественного текста.
Литературные тексты выступают и источниками географической информации. К сожалению, обычна ситуация, когда в школе преподают и географию, и литературу, проводят междисциплинарную интеграцию, а школьник берет в руки очередную книгу и снова не понимает, где развивается действие.
Поэтому отрывки из художественных текстов, особенно школьной программы, должны являться для учителя географии не только средством обучения, но и способом формирования образности при объяснении той или иной темы по своему предмету. Географ-предметник должен уметь помогать входить в географическое пространство художественных книг. Учитель должен работать с художественной прозой классиков так же серьезно, как он работает на своем уроке с художественной прозой географического содержания.
На какое-то время географическое пространство художественной книги хотя бы на уроке географии должно выходить на первый план, оставляя позади самих героев, их взаимоотношения и события, разворачивающиеся в произведении. Научившемуся таким образом видеть географическое пространство книги не представит в дальнейшем труда видеть в художественных текстах географическое пространство прошлых эпох, восстанавливать географические образы далекого и близкого прошлого.
Химия повсеместно встречается в художественной литературе. Однако использование материалов художественных произведений на уроках химии в школе сопряжено с рядом трудностей. Предмет изучения химии — химические превращения веществ. Но писатели не учитывают школьную программу: то превращения веществ уж слишком сложные, то по объёму охватывают сразу чуть ли не весь школьный курс. Кроме того, авторы любят обращаться к наркотикам и ядам. Львиную долю литературного материала вобрала в себя физика, в том числе то, что относится непосредственно к физической химии.
Выбор и систематическое привлечение к урокам химии отдельных книг сразу и в целом на протяжении всего курса — такова, на наш взгляд, суть концепции интеграции химии и литературы. Не исключена и традиционная методика привлечения небольших фрагментов из разных художественных книг при изучении на уроке той или иной темы. В результате школьники прочитают книги частично или полностью, что окажет неоценимую услугу учителю словесности и делу школьного воспитания в целом. При этом представляет определенную трудность поиск книг, где химия играла бы главенствующую роль в сюжете. Не существует такого жанра в литературе, как химический роман или повесть, по аналогии с романами биографическими или историческими.
Химический материал отдельных глав найденных книг можно не только привлекать к урокам химии, но и рекомендовать главы для самостоятельного домашнего чтения. Сталкиваясь с химией в художественной книге, школьник понимает, насколько он химически грамотен. Часто в таких книгах химический материал дается в непривычном для школьника виде, не как в учебнике. Это даст школьникам возможность критически отнестись к своим химическим знаниям.
Несмотря на то, что в художественной книге химический материал занимает лишь часть ее объема, эта небольшая часть позволяет проводить на уроке интеграцию химии с физикой, биологией, географией, экологией. Школьник видит, что тот же материал в учебнике изложен проще. Или, наоборот, сложнее и менее внятно, чем в книге. Сможет ли он своими словами, современным языком рассказать то, что было написано писателем более века назад? Обратится ли он при этом к школьному учебнику, учителю химии, химической энциклопедии, заглянет ли в интернет? Таким образом, химический материал в художественной книге выступает и средством развивающего обучения.
Литературное естествознание стало моей собственной научно-методической темой. Я подготовил дидактические материалы и написал конспекты уроков, разработал вопросы и задания творческого характера, провел отбор фрагментов художественных книг, опубликовал статьи. В учебно-методических издательствах вышли мои авторские книги.
Свидетельство о публикации №222120800786