Выбираем книгу

Литературная биология вмещает в себя книги художественного и очеркового содержания, предоставляющие те или иные биологические знания. Тексты таких книг могут отчасти служить заменой тексту школьного учебника. Правда, неполной заменой в силу своей несистематичности. Тем не менее, это грамотные биологические тексты, которым можно доверять и которые предоставляют достаточно полную информацию.

Главная отличительная особенность такой литературы — ее биологическая грамотность. Читая такие книги, нужно обязательно представлять себе, где происходит действие. Что это за регион Земли, в какой природной зоне, эндемичные ли для этих мест виды описывает автор. Литературная биология апеллирует к ботанике, зоологии, биогеографии, фенологии, физиологии, разделам общей биологии.

В рассказах и сказках В. В. Бианки расшифровываются биологические термины и понятия школьной программы курса биологии, такие как идиоадаптация, способ передвижения, этология, фенологические индикаторы, многое другое. Серьезнейшие понятия биологии осознаются детьми уже в дошкольном возрасте и откладываются в подкорку. Вот такое большое дело сделал В. В. Бианки своими детскими книжками. А ведь все из-за того, что был вынужден писать сказки вместо «серьезной литературы». И вот что из этого вышло.

«Лесные тайнички» Н. И. Сладкова — это очерки о природе в течение года. Что-то там в природе происходит, скрытое от людских глаз? Там, в лесных тайниках? Приоткроем завесу и посмотрим. В произведениях И. С. Соколова-Микитова о природе сочетается мудрость зрелости со знанием опытного охотника. Эта мудрость перекликается с другим писателем-природоведом М. М. Пришвиным, расцвет природоведческого творчества которого также пришелся на последние десятилетия жизни. Этология животных и фенология растений, жизнь в биогеоценозах и биотопах — все это находим у русского природоведа И. С. Соколова-Микитова. Его книги неоценимы в век киберпанка, оторванности от земли, от родной природы.

Пройдя путь от агронома и охотника до истинного природоведа-эколога, М. М. Пришвин к концу своей долгой жизни дал нам вереницу великих по своей внутренней природоведческо-экологической сути рассказов. Один из циклов таких рассказов — «Лесная капель». Никто, даже В. В. Бианки со своим учеником и продолжателем Н. И. Сладковым, ни И. С. Соколов-Микитов не описал солнечный год в природе так, как это сделал М. М. Пришвин. Знания экологии, фенологии, биологии животных и растений — они как на ладони в маленьких очерках Пришвина, некоторые из которых, лаконичные до нескольких строк, вмещают в себя целую жизнь писателя.

«Кладовая Солнца» — последняя повесть М. М. Пришвина, направленная им на конкурс и получившая премию. Для биолога в книге ценны представленные экологические взаимоотношения хищника и его жертвы, описание биогеоценоза верхового болота с указанием главенствующей роли Солнца, вернее, солнечной энергии в круговороте вещества и пищевой цепи, связь верхового болота с залежами торфа.

Книги М. М. Пришвина о природе являют собой особую художественную натурфилософию. Страстное увлечение охотой и краеведением отразилось в написанной в 1920-е годы серии охотничьих и детских рассказов, которые вошли впоследствии в книгу «Календарь природы». Он раскрывает неповторимую прелесть природы родного края, помогает, говоря словами автора, отыскать в ней прекрасные стороны души человеческой, «почувствовать свою собственную душу».

В начале 1930-х годов М. М. Пришвин побывал на Дальнем Востоке, и появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень». Эта повесть проникнута красотой и загадочностью дальневосточной тайги, зовущей к единению человека с природой. О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». На лесистых берегах реки Волги около города Костромы, описанных Н. А. Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы», М. М. Пришвин прожил с ранней весны до поздней осени, наблюдая перемены в природе и изучая жизнь ее обитателей. Так была написана книга «В краю дедушки Мазая», состоящая из рассказов: «Ночевки зайца», «Этажи леса», «Землеройка», «Лисичкин хлеб» и др.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. К. Г. Паустовский называл его певцом русской природы. Вся жизнь М. М. Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и все живое. Будучи уже очень старым человеком, мог уйти далеко в лес и бродить там до вечера с корзинкой для грибов и любимой собакой Жулькой. А поскольку М. М. Пришвин достаточно много путешествовал, то природа в его произведениях достаточно разнопланова в своей географической ипостаси. Это отличает, на наш взгляд, природоведческое творчество М. М. Пришвина от аналогичного творчества Н. А. Некрасова или В. К. Арсеньева.

Что мы узнаем из книги В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»? Оказывается, чтобы поместить насекомое в коллекцию, нужно иметь морилку. Всякий ли школьник знает, что это такое? И как морилку собственноручно приготовить. Конечно, можно заглянуть в интернет. А значит, снова быть оторванным от книги, выйти из книжного пространства в ставшее уже родным цифровое. Распрямилка — это понятно. Крылья будем бабочкам расправлять. А сушилка была на что? И нужна ли она вообще? Не авторский перебор ли это?

Оказывается, что воробьи отнюдь не весело чирикают, а борются за существование. О борьбе за существование узнаем на биологии в девятом классе, а пока отложим понятие в подкорке. А рыжие лесные муравьи ведут общественный образ жизни и обладают животным инстинктом. Конечно, здесь лучше взять Ж.-А. Фабра с его «Инстинктом и нравами насекомых» в переводе Н. Н. Плавильщикова, но это чуть позже, в среднем школьном возрасте. А пока — В. В. Медведев с его «Баранкиным».

Кто еще, кроме Н. Н. Носова, может так по-доброму, так ненавязчиво дать методические указания по выведению цыплят из яиц в домашних условиях в художественной книге? Да это же целая лабораторная работа по биологии, не прописанная в учебнике! Или внеклассная работа в рамках проектной деятельности. Постепенно, пошагово, в увлекательной, занимательной для младшего школьника форме Н. Н. Носов описывает процесс инкубации цыплят в домашних условиях.

В книге «Зов предков» Дж. Лондоном представлены такие понятия биоэкологии как хищничество и стайный образ жизни. Писатель апеллирует к инстинктам животных, а это уже вопрос этологии. Понятия даны в географическом пространстве канадского севера, что немаловажно для юного читателя, поскольку изложение их в учебнике биологии всегда оторвано от географических реалий.

Действие романа «Звезда КЭЦ» происходит на искусственном спутнике Земли. В условиях невесомости с помощью ультрафиолетового излучения ученые-биологи здесь формируют у растений наступление индуцированного мутагенеза. В романе «Вечный хлеб» подняты проблемы века биотехнологии, когда население планеты еще не готово к его наступлению. В романе «Человек, нашедший свое лицо» А. Беляев представляет нам людей, больных гигантизмом и акромегалией, возникшими из-за гиперфункции гипофиза. В рассказе «Мертвая голова» показан процесс одичания в отсутствие человеческого общества. Описывается природное сообщество тропического леса и отдельные его виды, в частности членистоногие, поскольку главный герой рассказа Морель был энтомологом.

Чем интересны книги М. Рида в биологическом контексте? Открыв для примера его южноафриканскую трилогию о бурах, мы увидим много вставных глав, в которых приводится информация о животных. Эта информация сродни А. Брему и Ж.-А. Фабру. Правда, при чтении приходится делать скидку на несколько отличающуюся систематику животных того времени. Но это нисколько не мешает, если уверен в биологической грамотности всего контента в целом. А он уж, поверим, на уровне.

В рассказах А. П. Чехова «Степь» и «Счастье» даются описания биома степи. В рассказе «Степь» перед нашим взором распластывается июльская степь 1889 года, в которой царствует солнце — «выжженная равнина, загорелые холмы, знойное небо». В степной территории рассказа «Счастье» мы смело сворачиваем с «широкой степной дороги. называемой большим шляхом» и входим «монотонный шум» короткой летней степной ночи.

Один из трех сборников очерков В. А. Солоухина «Третья охота» посвящена грибам и собиранию грибов. Автор, наверно, один из немногих, кто вот так, в очерковой форме, описал грибное царство. Именно в очерковой, а не в научно-популярной. То есть близкой к художественной форме. Одним словом, читаем книгу и познаем микологию. Его же рассказ «Зимний день» — один из книги «Камешки на ладони». Величественность, соразмерность в природе и глупость, ограниченность человеческого мышления. Этот диссонанс так ярко изображен в рассказе, как мог изобразить его только В. А. Солоухин с его грамотной, четкой и ясной русской речью, сродни писательской речи И. С. Тургенева и К. Г. Паустовского. Тема рассказа — человек в биосфере, такая актуальная сегодня и столь мало понимаемая современными компьютеризированными школьниками. В «Григоровых островах» в художественной форме детально описано оборудование и все тонкости процесса зимней рыбалки.

«Записки охотника» И. С. Тургенева интересны тем, что в них имеются описания пейзажа (для биолога — экосистем, биотопов в разные сезоны года). Эти пейзажные зарисовки представляют собой описание сообществ в конкретных географических реалиях. Соглашусь, что именно таких реалий так не хватает биологам. Ведь мышь — она везде мышь. Важно, какой вид мыши. А здесь биология обретает свою географическую суть. Ведь мы живем на Земле, в конкретном географическом пространстве. Именно оно заставляет биолога перестать быть чистым «ботаником» и выйти, наконец, в «широкое географическое поле».

В реалиях ОГЭ и ЕГЭ пейзаж входит в обязательный круг изучения школьными словесниками. Но учитель русского языка и литературы — не биолог. Пейзаж на уроке русского языка теряет свою биологическую суть и входит в отрыв с основными понятиями биологии и экологии. Поэтому столь важен и интересен взгляд на «Записки охотника» именно с позиций биологии.

В книге К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» описаны биогеоценозы Рязанской Мещеры. Биоэкология бора, луга, пресного водоема раскрывается через вдыхание воздуха, настоянного на живице-смоле в сосновых борах и душно-терпкого багульника моховых болот, где зреет сизый гонобобель, а взгляд невольно отыскивает просветы среди глухих осинников и тоскливого мелколесья, где за светлым луговым раздольем синеет речка, веснушчатая от кубышек

Результатами дальневосточных экспедиций В. К. Арсеньева явились научные труды, а также художественные книги «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», выпущенные впоследствии под общим названием «В дебрях Уссурийского края». В первом произведении мы знакомимся со старым и опытным следопытом Дерсу Узала. Он знает и уважает тайгу и ее обитателей, он разговаривает с великим духом леса и безо всяких карт ведет через глухомань и буреломы молодых ученых. О дальнейших приключениях автора и его верного проводника и товарища Дерсу повествует второй роман.

Книга дает массу информации по биологии, зоологии, географии, геологии Приморского края и Сихотэ-Алиня. Но, возможно, еще более ценной, чем все эти фактические знания, является философия Дерсу, раскрывающаяся во время длительных путешествий. Он таёжный охотник, живёт под открытым небом и поклоняется силам природы. Для него «людьми» являются не только люди, но и тигры, олени, кабаны, даже трава. Все в этом мире не просто так, нет принципа жизни здесь и сейчас, потребительского отношения к окружающему. Великолепные уроки того, что принято называть экологическим сознанием, уроки, преподанные без громких лозунгов, но запоминающиеся навсегда.

Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» поднимает экологический вопрос взаимодействия человека и живой природы. Человек в биосфере является разумным существом. Он может мыслить, анализировать свои поступки, рассуждать. Бездумно убивать живое или с благодарностью принимать ее дары? Но ведь и природа губит человека. Каков здесь баланс и как же правильно человеку вести себя с природой?

Близкая экологическая тема поднимается в новелле «Царь-рыба» одноименного сборника В. П. Астафьева. Игнатьич — главный герой новеллы, известен в селе как самый удачливый и умелый рыбак. Он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт неблаговидность своих поступков. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. В итоге Игнатьич просит: «Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!».

Книга С. Т. Аксакова «Записки об уженье рыбы». содержит фактически достоверные и точные описания двадцать пять видов рыб, а также десяток глав, посвященных орудиям и технике лова. Удивительно умение автора воссоздавать живой мир рыб, изображать их повадки, нравы. Эта книга, художественная по форме, стала первым серьезным отечественным трудом о рыбной ловле, который до сих пор не только цитируется рыболовами и ихтиологами, но и используется в качестве основы для идентификации рыб, описанных под старыми названиями в источниках XVIII и XIX веков, дает материал для анализа изменений морфологии отдельных видов. По подходу к предмету и стилю книгу С. Т. Аксакова можно сравнить разве что со знаменитым Брэмом, учитывая при этом, что появилась она на двадцать лет раньше, чем первый перевод А. Брэма на русский язык.

Какая связь «Тихого Дона» М. А. Шолохова и биоло- гии? А связь есть, и самая прямая. Как в «Лесной капели» М. М. Пришвина, «Лесной газете» В. В. Бианки», «Лесных тайничках» Н. И. Сладкова, в «Тихом Доне» дается описание изменений в природе по временам года. Только уже не в лесной зоне среднерусской полосы, а в степной зоне среднего Дона. В каком еще произведении мы сможем проследить изменение аспектов разнотравно-типчаково-ковыльной степи? А это самая что ни на есть фенология — то есть биологическая наука.

С декабря по февраль донская степь — белая снежная целина. В первой половине марта обнажается зыбь. Во второй половине марта — начале апреля показались первые ростки травы. Во второй половине апреля — начале мая доцветают фиалки, расцветают тюльпаны. В середине мая земля парит, выметалась острожалая трава. Конец мая — душистое степное разнотравье. Первая половина июня — медвяные запахи цветущего чабера. В начале июля вызрел, наконец, ковыль. В начале августа травы выжжены солнцем. В конце августа — отцветшая сизая полынь, опустевшие поля. Сентябрь–октябрь — бабье лето, опад листьев. Конец октября — бурая, поблекшая осенняя степь. первые заморозки. Составим литературный гербарий флоры донских степей. Читая «Тихий Дон», все ли упоминаемые в нем растения мы себе представляем? Описания донской степи присутствуют и в «Поднятой целине», правда они уже не столь многообразны и интересны.

В книге советского и киргизского писателя Ч. Т. Айтматова «Плаха» также представлен биом степи. Однако это уже не шолоховская и чеховская степь. Это степь в предгорьях озера Иссык-Куль, нескончаемые Моюнкумские просторы с нескончаемыми сайгачьими стадами. В книге фигурируют растения и животные степи: саксаул, посадки конопли, волки, сайгаки. Последние представляют хищнические отношения в природе, и все вместе это крупный биом Земли. Жизнь и смерть природы и человеческого рода, когда инстинкт защиты потомства берет верх над инстинктом самосохранения. Взаимоотношения человека и природы. Неразумный человек-зверь и разумное животное волк. После гибели природы неизменно погибают люди. А это уже экологическая тематика, жизнь разума в биосфере и ноосфере планеты. Беспричинная кровожадность, жизнь по закону инстинкта — не лучшая форма поведения человека в ноосфере.

И. А. Ефремов — представитель направления русского космизма в философии наряду с К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским, В. И. Вернадским, А. Белым, П. А. Флоренским. Однако, в отличие от двух последних, его космическая философия имеет практическую направленность. Писатель-ученый видел, как преобразуется лик Земли. И это преобразование шло в разрез с интересами Земли, в ущерб ей.

А как надо? Так, как он описывает в «Туманности Андромеды». В ней представлена экология будущего Земли — ни больше, ни меньше. А может, еще недавнего ее прошлого? Это послание молодым поколениям землян (то есть нашим школьникам) как жить на планете. В каком школьном учебнике экологии об этом написано?

Итак, экология Земли и человеческого общежития по И. А. Ефремову. Люди Земли физически здоровы, сильны, красивы. В отношении физической формы и здоровья произошёл возврат, на новом уровне, к культу естественности и красоты Древней Греции. Расовые особенности ещё сохраняются, но всё более сглаживаются и смешиваются. Люди хорошо знают свою родословную — в недалёком прошлом изучение предков было инструментом медицины, хотя к описываемому времени прямой анализ генотипа позволил получить нужные медицинские сведения без генеалогических изысканий. Средняя продолжительность жизни землянина — около ста семидесяти лет, последние исследования обещают увеличить ее до трехсот и более лет. Представители особо тяжелых профессий, связанных с длительными чрезмерными нагрузками, в частности, звездолетчики, живут намного меньше — в пределах ста лет.

Крупных городов на планете нет, люди живут небольшими поселениями, сосредоточенными в наиболее благоприятных для жизни местностях, преимущественно — в субтропической зоне. Все жилье общественное, для постоянного проживания человек получает несколько комнат со стандартной обстановкой. Поддержание чистоты и порядка в жилище — забота жильца, не отнимающая, впрочем, много сил, благодаря воспитанной привычке к порядку и наличию технических систем, облегчающих уборку. Личные вещи, которые имеет смысл возить с собой при переездах, умещаются в небольшой чемодан — все прочее будет предоставлено в любом месте по мере необходимости.

Героиня романа Л. М. Леонова «Русский лес» юная Поля Вихрова приезжает в Москву учиться. Ее отец — московский профессор, специалист по лесу, собирательный образ грамотного и ответственного лесника-практика. Видеть его Поля не хочет: то и дело хлещут Ивана Вихрова в лесных журналах за то, что постоянно твердит он о необходимости правильного лесопользования, о недопустимости сплошных порубок. В терминологии того времени он «отгораживает лес от его законного хозяина — русского народа», «подобные теорийки противоречат интересам социалистического строительства». Многочисленные суровые статьи намекают на политическую подоплёку научных воззрений Вихрова, и Поля, убежденная комсомолка, заочно ненавидит отца как врага новой жизни. Как «Зубр» Д. А. Гранина и «Белые одежды» В. Д. Дудинцева, роман описывает времена противостояния истинных ученых безграмотным карьеристам-сталинистам.

Героиня книги В. А. Каверина «Открытая книга» Татьяна Власенкова — молодая ученый-микробиолог, впервые в СССР получившая образцы пенициллина и участвовавшая в организации процесса его промышленного производства, открыв в стране новую эпоху — эпоху антибиотиков. Автор прослеживает жизненный путь молодой женщины-ученого. Путь, на котором есть все: радость дружбы и боль предательства, счастье любви и пламя ненависти, разруха войны и тепло родного дома, борьба за свою мечту. Путь, приведший отважного ученого к важному научному открытию, оказавшему большое влияние на отечественную микробиологию и медицину.

Книга не включена в школьную программу по литературе. О ней не упоминает учебник биологии. А ведь именно в школе она могла бы помочь найти свое призвание, зажечь искру интереса и жажду знаний.

Прототипом главной героини романа В. А. Каверина стала Зинаида Виссарионовна Ермольева — выдающийся ученый-микробиолог, эпидемиолог и создатель антибиотиков. Ермольева была женой родного брата Каверина — Льва Зильбера — иммунолога и вирусолога, создателя советской школы медицинской вирусологии. Находясь в сталинских лагерях, Зильбер в условиях тундры из ягеля получил дрожжевой препарат против пеллагры и спас жизнь сотням погибавших от полного авитаминоза. Каверин воплотил образ старшего брата Льва в образах обоих братьев Львовых — как Дмитрия (по роману именно он разрабатывает вирусную теорию неоплазий), так и Андрея.

«Открытая книга» В. А. Каверина — художественно оформленная документальная история жизни целого поколения великолепных молодых советских ученых-микробиологов, медиков и просто замечательных людей первой половины двадцатого века, посвятивших себя борьбе с микробами. В романе отражены судьбы десятков других людей той эпохи, работавших вместе с героиней в одной лаборатории, сражавшихся рука об руку с эпидемиями в годы войны, гордо и уверенно отражающих атаку неверующих в борьбе за место советской биологической науки на ниве открытия антибиотиков и внедрениях их производства и повсеместного применения в послевоенное время.

Великий роман В. Д. Дудинцева «Белые одежды» — о жизни и работе советских ученых-биологов в послевоенной советской России. Он основан на реальном конфликте между «народным академиком» Т. Д. Лысенко, с подачи идеолога И. И. Презента насаждавшем псевдонаучные теории в советской генетике и селекции, получившие название «лысенковщины», и настоящими учеными-генетиками, вынужденными спасать свою жизнь. В отличие от «Зубра» Д. А. Гранина «Белые одежды» В. Д. Дудинцева представляют собой именно художественную книгу. Это одновременно и биологический роман, в котором под фамилией Рядно фигурирует Лысенко.

Ученые института генетики смотрят запрещенный тогда фильм о делении клеток митозом. По ходу действия упоминаются такие понятия и термины, как «наследственность», «изменчивость», «хромосомная теория Моргана», «полиплоидия», «мутагенез», «ген», «цитология», «мичуринская генетика» и прочее. Упоминаются имена ученых А. Вейсмана, Ж.-Б. Ламарка, Р. К. Вирхова, Г. Д. Карпеченко, Д. А. Сабинина, Г. А. Левитского. Умение читать биологический роман вообще, не путаясь в терминах и понятиях, на мой взгляд, личностное достижение каждого школьника.

Роман Д. А. Гранина «Эта странная жизнь» о биологе Александре Александровиче Любищеве — энтомологе, специалисте по земляным блошкам и защите растений. Писатель честно говорит уже в первой главе, что никаких художественных изысков, интриг и запутанных сюжетов в книге не будет. Рассказывает книга об удивительной личности, человеке воистину энциклопедически образованном — Александре Любищеве, математике и биологе, во многом опередившем свое время. Параллельно Гранин размышляет о важных вещах: что есть наука и кому она нужна, стоит ли ставить перед собой высокие цели или они только мешают жить, чем можно пожертвовать ради достижения этой цели и стоит ли считать неудачником человека, который цели не достиг, зато сделал по дороге множество интересных открытий, помог огромному количеству людей, был ценим коллегами и просто прожил жизнь с удовольствием.

Какую книгу выберем, друзья?


Рецензии