Где это происходит?
Огромный материал для литературно-географического исследования содержится в местной (региональной) литературе. Она представляет собой не только источник информации о стране, но и материал для открытия ключевых мест страны, средство для выявления региональных образов. Для литературной географии местная литература, ее различные жанры имеют огромное значение. Местная литература и литературная география ставят одни и те же задачи, нацеленные на создание географического образа, образа места или региона. Местную литературу наука рассматривает как ценнейший материал для литературно-географического исследования стран и регионов. География обращается к литературе как хранилищу неучтенного пространственного опыта взаимоотношений человека и окружающего мира.
Одним из первых русских исследователей, который стал заниматься литературными образами мест, был Н. П. Анциферов. На материале города Санкт-Петербурга он проследил, как менялся его литературный образ с восемнадцатого по двадцатый века. Среди русских географов литературно-географической проблематикой занимался В. П. Семенов-Тян-Шанский. Он ввел в научный оборот термин «словесная живопись», отражающий изображение ландшафта, его морфологических, визуальных и эстетических особенностей в литературном произведении.
В 1990-е годы Ю. А. Веденин разработал основы географии искусства, его авторству принадлежит идея литературного ландшафта. Вклад в развитие литературной географии внес Д. Н. Замятин. Наряду с теоретическими работами по географическим образам предметом его исследований явились конкретные литературные образы пространства, созданные А. П. Чеховым, Б. Л. Пастернаком, В. В. Набоковым, А. П. Платоновым и другими писателями.
В 2000-е годы академик РАО В. П. Максаковский выпустил книгу для учителя «Литературная география: географические образы в русской художественной литературе», в которой попытался теоретически обосновать научное направление и подобрал фрагменты литературных произведений, посвященных различным регионам России и мира. Книга явила образец географической хрестоматии и была оценена географическим сообществом. Основное ее содержание — отрывки из различных прозаических и поэтических произведений.
Книга целиком составлена на основе художественной литературы. В ней помещены оригинальные тексты, огромен диапазон литературных источников. Главным содержанием книги является образ пространства — основополагающее понятие культурной географии. Использование оригинальных художественных текстов не ново в методике преподавания географии. Вышедшие в это же время книги М. К. Куприяновой, Л. Е. Перлова, И. Е. Михайлова содержат не только текстовой материал, но и методический аппарат.
Важный объект литературно-географических исследований представляет собой литературно-географическое место. Под ним понимается участок литературно-географического пространства, образ которого неразрывно связан с определенным литературным именем. Биографические литературные места связаны с жизнью литератора, собственно литературные связаны с его произведениями и их героями, комплексные места представляют собой синтез ситуации, когда грань между жизнью и творчеством стерта. Любое передвижение, перемещение от места к месту есть акт взаимодействия человека и пространства. Литературное путешествие представляет собой художественный способ постижения пространства. В нем автор описывает передвижение литературного героя в пространстве и рождающиеся при этом мысли и образы. Нередко таким героем является сам автор (Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, А. П. Чехов, А. Т. Твардовский). Можно говорить и о географии пути героя литературного путешествия. В результате взаимодействия системы литературных мест и маршрутов литературных путешествий формируется литературно-географическое пространство.
В 2016 году Русское географическое общество призвало школьников всех регионов России принять участие в проекте школьной географической экспедиции «Литературная география». В средствах массовой информации проект освещал всероссийский научно-методический журнал «География и экология в школе ХХI века». В ходе полевых экспедиций школьники знакомились с литературными местами своего региона, провели исследовательские работы по оценке сохранности объектов культурного наследия, связанных с жизнью и деятельностью русских писателей и поэтов, выявили основные изменения природной и социальной среды региона по сравнению с эпохой, описанной в литературных произведениях.
В ходе реализации проекта школьники узнали новые для них имена писателей и поэтов, их быт в соответствующую эпоху, условия творчества тех лет. Произошла привязка известных школьникам литературных произведений к конкретной земле. Однако, посещая лишь конкретный комплекс географических мест, школьники не могли составить себе полной географической картины, в условиях которой творил тот или иной писатель и поэт на протяжении всей жизни. Литературную географию не рассматривали в связке с исторической географией, в то время как многие места, которые посетили школьники, уже изменились до неузнаваемости (выросли рощи, посажены лесозащитные полосы, образованы и расформированы колхозы), а потому не могли служить эталоном восприятия образа пространства. Кроме того, часть увиденных школьниками усадеб (например, лермонтовские Тарханы) являются новоделами и не дают почувствовать литературно-географическое место.
На мой взгляд, полевые экспедиции, построенные лишь на приведенных выше теоретических принципах литературной географии, не позволяют применить на практике всю исчерпывающую полноту средств ее воздействия. Полевые исследования являются неотъемлемой частью географической науки в целом и литературной географии в частности. Большое значение в географической науке имеют камеральные исследования, проводимые до и после географической экспедиции. В практике литературной географии — это чтение художественных и очерковых книг, поиск в них географического содержания, его анализ и синтез. Данный этап в литературной географии является чуть ли не главным. Именно ему уделяется большое внимание в методике и практике литературной географии. Без него нет полноценного полевого этапа. Учителями географии разрабатываются и используются разнообразные вопросы и задания, в том числе творческого характера. Многочисленные разработки публикуются в научно-методических журналах, выставляются на страницах интернета.
Литературная география находится в интеграционном ряду взаимодействия географии с другими школьными дисциплинами. Ее методические задачи являются общими для дидактики в целом и имеют свои специфические особенности. При подготовке и использовании методических материалов можно рекомендовать учителям географии следовать главным принципам педагогической науки: научности, предметности, доступности, а кому-то и не увлекаться педологией.
Вопросы и задания по литературной географии широко используются в школьной олимпиадной практике. Средствами литературной географии на знакомом литературном материале отрабатываются трудные темы курса географии. Художественные книги и очерки конкретизируют качественно новый для учащихся географический материал для его лучшего осмысления и усвоения. Художественная литература разряжает атмосферу контрольного урока, способствует формированию внимательности при ответе на вопросы, дает новые знания, приближает географический материал урока к жизни, делает его более прозрачным, «не по учебнику». Литературные фрагменты на уроке географии выступают иллюстраторами географического содержания. Они делают его наглядным, доступным и, как следствие, хорошо запоминающимся. Художественный и очерковый литературный материал становится лирическим отступлением, выступает иллюстратором закономерностей развития живой природы, человечества и планеты в целом.
При формировании географического образа территории художественные и очерковые тексты выступают иллюстраторами, позволяющими живописать образы пространства. При этом географический сюжет в художественных произведениях фигурирует в двух видах — обобщенном и конкретном. У многих поэтов и писателей можно найти стихи о временах года и времени суток, о лесе, реке, ручье, ветре, море, деревнях с маковками церквей, полях с лесными перелесками. В другом варианте территориальная привязанность художественного произведения обеспечивает узнаваемость описываемых в нем мест.
Географический анализ художественного текста очень важен. Используя при чтении художественных произведений готовые географические знания, можно более детально и вдумчиво подойти к чтению книг, более полно понять географические реалии читаемой художественной литературы. Также возможно и активное получение новых географических знаний. Художественные тексты дают школьникам дополнительный стимул к получению субъективно новой для них географической информации. Географические знания формируются непосредственно из художественного фрагмента и в процессе работы с дополнительными источниками информации по вопросам и заданиям.
Важная задача литературной географии — научить видеть в художественной книге географическое пространство: «А где это все происходит?». Только введя школьника в географическое пространство художественного произведения, можно ожидать от ребенка адекватного отклика на прочитанное. К сожалению, обыденна ситуация, когда в школе преподают и географию, и литературу, проводят междисциплинарную интеграцию, а школьник берет в руки очередную книгу и снова не понимает, где развивается действие. С помощью литературной географии учитель помогает входить в географическое пространство читаемых художественных книг.
Познание географического прошлого территории также возможно средствами литературной географии. В художественных книгах школьники находят артефакты, которые становятся отправной точкой их историко-географического расследования. А отталкиваясь от методической концепции «следов человека на Земле», входят в ее географическую плоскость. Школьники выходят в интернет как в библиотеку, полную интересной, но порой противоречивой информации, в которой им еще предстоит разобраться, сформировав собственное представление о планете.
Сегодня литературная география вышла из академических стен и находит активный отклик у взрослого населения. Художественная литература есть творческое отражение человеческой жизни, в том числе и множества существующих в реальности географических мест. Иногда эти места явно угадываются, а иногда их история требует тщательного географического расследования. Есть места, которые у каждого на слуху. Например, Патриаршие пруды в Москве или Зимний дворец и Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. О них много сказано и написано. Также в литературе много малоизвестных или совсем неизвестных топонимов. Откуда писатели их берут? Может, они их просто выдумали? А вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, изображенных в книгах, существует в действительности? По питерскому исследователю и блогеру Н. П. Горбунову, это становится мотивацией и отправной точкой литературно-географического путешествия.
Жителям столицы и больших городов намного чаще удается встретить в произведении места, которые действительно существуют, более того, находятся где-то по соседству. Но ведь и другие населенные пункты нередко попадали на страницы книг. Главное, что они реальны, узнаваемы и имеют свою историю. Интересно знать, побывал там автор лично или, может быть, он только читал либо слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке. Эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить.
Для начала нужно определиться с тем, что будет изучаться, считает Н. П. Горбунов. За основу берется какое-либо сооружение, дом, улица, мост, площадь — что угодно, существующее на самом деле или угадывающееся под другим названием. Определившись с автором и произведением, выписываются отрывки, и расследование начинается. В какой период творил автор, насколько достоверно изображено в его произведении изучаемое место — литературные географы воссоздают географию и историю места благодаря иллюстрациям к тексту, старым фотографиям, заметкам в научно-популярных журналах, информации в интернете.
Таким образом, литературные географы стараются воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом. Также отслеживают все изменения, которые произошли со времени описания, наводят справки — вдруг попадется старая фотография или какие-то интересные записи — и рассказывают о своих литературно-географических открытиях коллегам. Исследуемый объект нужно сфотографировать, ведь его современное состояние очень важно для исследования. Если самостоятельно сделать фото по какой-то причине невозможно, снимок берется из интернета.
Идея путешествия по местам из книг не нова. В Москве прокатиться от подвала, в котором жил Мастер (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), до особняка Маргариты и затем до «нехорошей квартиры», где жил сам писатель, можно даже ночью. В Санкт-Петербурге уже давно организуются экскурсии по местам событий романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Идея литературно-географических путешествий, вдохновленных литературой, находит в наши дни воплощение в рамках сетевого проекта «Педаль сцепления с реальностью». Вернемся, однако, к школьной литературной географии и приведем небольшой перечень книг для камеральных литературно-географических исследований школьников.
Найти следы Нильса Хольгерссона, а заодно изучить Швецию помогут путевые заметки Г.-Х. Андерсена «В Швеции», книга Т. А. Чесноковой «Литературная карта Швеции». Еще одна книга Т. А. Чесноковой «Стокгольм времен А. Линдгрен» станет находкой не только для будущего скандинависта, но и для юного литературного географа.
Книга Н. П. Горбунова «Дом на хвосте паровоза» будет полезна школьникам как путеводитель по Европе в сказках Г.-Х. Андерсена. С ее помощью можно будет выследить сказочных собак на крышах Копенгагена и подслушать болтовню водяного в реке Оденсе. В книге юные литературные географы найдут сказки с подробными интерактивными картами и виртуальными маршрутами, литературные путешествия по Дании, Германии, Италии, Швейцарии, Норвегии, Испании. Обращение через историческую географию к литературной географии, и наоборот, будет возможно посредством книг «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо и «Из Сибири» А. П. Чехова.
Вместе с автором книги «Магическая Прага» А. М. Рипеллино школьники станут блуждать по мрачным лабиринтам Праги и страницам книг чешско- и немецкоязычных писателей и поэтов. А если не испугаются В. Вулф, то им скорее всего понравится бродить по Лондону в компании главной героини ее романа «Миссис Дэллоуэй» не меньше, чем по полям и лесам.
Книга С. В. Грохотова «Шуман и окрестности» приобщит школьников к музыкально-литературной географии. Она расскажет, как жили в те времена, когда великий немецкий композитор Роберт Шуман создавал нотный «Альбом для юношества». Если поверить композитору, то жили так же, как и мы сейчас. Книга эта — не только яркий культурно-географический портрет эпохи. Здесь слышен голос немецкой истории, просматриваются черты национального характера.
Книги Т. Северина «По пути Синдбада», «Последам Марко Поло», «Дорогами Чингисхана», «По пути Ясона», «Экспедиция «Улисс» помогут школьникам пройти по пути знаменитых персонажей и реальных людей. Школьные литературно-географические прогулки по Риму позволят совершить книги «Камо грядеши» Г. Сенкевича, «Ангелы и Демоны» Д. Брауна, «Прогулки по Риму» Ф. Стендаля, «Шпана» П. П. Пазолини, «Бич божий» Е. И. Замятина. А по Берлину школьники будут путешествовать с книгами «Берлин и окрестности» Й. Рота, «Дар» В. В. Набокова и «Верноподданный» Г. Манна.
О природно-культурных особенностях, природе, быте и нравах Северного Кавказа юные литературные географы узнают из книг «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Казаки» Л. Н. Толстого. Познать географию места в конкретный временной промежуток им помогут также сборники стихов Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина.
Соотнести биографию поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в их географической ипостаси будет возможно с небольшими томиками их стихов в руках. А книги «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова и «Приключения капитана Врунгеля» А. С. Некрасова направят школьников к географии пути в художественной литературе. Пройтись по местам обороны Севастополя поможет книга «Граната (Остров капитана Гая)» трилогии В. П. Крапивина «Острова и капитаны». А книга «Зеленые берега» Г. И. Алексеева даст возможность прогуляться по Санкт-Петербургу середины двадцатого века.
Преодолев почти полувековой этап молчания, литературная география все больше и больше заявляет о себе. Получает распространение практико-ориентированная научно-методическая литература, создаются порталы в интернете. Выйдя из недр академической науки культурной географии, она все больше завоевывает широкие массы. В наших силах способствовать развитию этой тенденции.
Свидетельство о публикации №222120800798