Книга на уроке химии

Использование литературного материала на уроках химии способствует развитию навыка чтения у не читающих школьников. Это особенно важно у нас в стране сегодня. Художественная литература — отличный поставщик научного химического знания, необходимая альтернатива и дополнение школьного учебника, глобальной информационной сети, научно-популярной книги или журнала. Химическая литература — художественная, научно-популярная — способствует развитию школьников, повышает их интеллект, дает положительные эмоции, учит хорошему.

Использование фрагментов художественной и научно-популярной литературы полезно и необходимо на уроках химии. Возникает резонный вопрос: в рамках какой методики возможно ее использование?

Конечно же, это интегрированные уроки, которые проводятся сразу двумя учителями — учителем химии и учителем литературы. При этом учитель литературы может только помочь химику-предметнику провести его урок (на таком занятии решаются только задачи урока химии), а может стать равноправным участником учебно-воспитательного процесса — и тогда будут решаться задачи как урока химии, так и урока литературы. Известно, что такой вариант интегрированного урока самый сложный.

Между тем привлечение художественной литературы на уроке химии не обязательно лишь при проведении бинарных уроков, и учителя, ведущие химию в школе, хорошо это знают. Это может быть традиционный комбинированный урок или урок новых знаний с привлечением художественного слова. Подобных уроков не должно быть много, но они должны быть обязательно. Художественные и научно-популярные книги, фрагменты которых на этих уроках использованы, могут быть, так или иначе, знакомы школьникам. Теперь учащиеся снова имеют возможность обратиться к этим книгам, но посмотреть на знакомое им уже глазами грамотных людей, познавших такую интересную школьную дисциплину, как химия.

Уроки химии на литературном материале, таким образом, являются альтернативой традиционным урокам. Их проведение возможно в гуманитарных классах, школах-лицеях с филологической направленностью обучения. Привлечение литературного материала на таких уроках позволяет знакомить не читающих детей с художественной литературой, учит понимать художественные стили разных писателей. Литературный материал используется на уроках новых знаний, уроках закрепления, обобщения и контроля. В этой связи имеет смысл говорить о литературной химии как самостоятельном разделе методики преподавания, еще ждущем своих исследователей.

Такая методика решает целый ряд важных вопросов: соотнесение содержания в учебниках химии со школьной и внешкольной художественной литературой; формирование химических знаний через известные школьникам книги и химическое объяснение содержащегося в них предметного материала; получение из художественной литературы химических знаний; разработка проблемных вопросов и творческих заданий развивающего характера; возможность привлечения на уроке различных педагогических технологий.

Именно художественной литературе школьники обязаны первоначальным знанием химии. Литературная химия благоприятствует обширному и углубленному изучению окружающего школьника мира химических превращений. При этом преодолевается односторонность химического и филологического образования школьников в отдельности. Ознакомление детей на уроках с широким спектром литературно-химических знаний — важная задача для достижения цели всестороннего развития школьников. Литературная химия обладает для этого богатыми возможностями. Их целевое назначение — использование своей интегрирующей сути для формирования у школьников естественнонаучного химического мировоззрения.

Еще одна важная задача такой методики заключается в том, чтобы на основе имеющихся предметных химических знаний и знакомом художественном материале подвести школьников к осознанию того, что химия не является для них чем-то нечто новым, что они уже с первых своих книг знают данный предмет, и это значительно повышает мотивацию и усиливает интерес к учебе (знакомое — значит родное и хорошо понятное). С другой стороны, умение видеть и замечать «химическое» в художественной литературе окажет неоценимую услугу учителю литературы, так как данный навык будет способствовать лучшему пониманию литературного текста, когда химические понятия в художественном тексте воспринимаются как само собой разумеющееся.

Уроки химии на литературном материале оптимизируют процесс обучения и воспитания. Такие уроки во времена цифровых технологий не являются чем-то устаревшим, а наоборот, чрезвычайно необходимы. Переизбыток информационного материала в интернете, его недостоверность, необходимость фильтрации представляет определенную трудность в обучении и воспитании школьников на современном этапе. В то же время несколько четких, достоверно представленных черт из литературного материала за- меняет тонны, громады информационного поля интернета, что благоприятствует сохранению психоэмоционального здоровья школьника. Уроки способствуют формированию нравственного мировоззрения. С их помощью решаются такие дидактические задачи, как обучение умению выделять главное в описании, сравнению несколько признаков, умению выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.

На традиционном уроке химии литературный материал решает самые разные задачи. Он знакомит с художественной литературой, не входящей в обязательный перечень для чтения по литературе и даже в основную школьную программу, приближает тему урока к жизни, живописует его суть, знакомит школьников с очерковыми источниками химической информации. По ходу чтения фрагментов художественных текстов учащиеся вспоминают изученные понятия и определения. Литературный текст выступает в качестве шпаргалки школьникам при выполнении контрольной работы и способствует одновременному обобщению и контролю знаний на уроке.

Как правило, в исторических и биографических романах, в том числе входящих в школьную программу, встречается много научной химической лексики. Литературный материал таких романов, использованный на уроке химии, дает возможность научить школьников видеть химическое при чтении художественного произведения, применяя соответствующие предметные знания. Это метапредметные и личностные достижения учащихся на уроках химии. На знакомом литературном материале успешно происходит отработка даже самой трудной темы.

О химии говорят многие произведения художественной литературы — достаточно лишь внимательно вчитаться в них или вслушаться. Литературные тексты конкретизируют качественно новый для учащихся химический материал, способствуя его лучшему осмыслению и запоминанию. Литература разряжает атмосферу контрольного урока, способствует формированию внимательности у детей при ответе на вопросы, дает учащимся новые знания, приближает материал урока к жизни, делает его более прозрачным, «не по учебнику». Литературные фрагменты выступают иллюстраторами химического контента. Они делают его наглядным, доступным и, как следствие, хорошо запоминающимся.

Стихотворные фрагменты химического характера дают учителю возможность объяснить школьнику трудную тему. Привлечение литературного материала к урокам химии служит способом закрепления теоретического материала. Фрагменты художественных текстов служат источником дополнительной химической информации, вырабатывают умение выборочной работы с книгой. Вопросы химического характера по литературному материалу позволяют развить у школьников логическое мышление. Литературный материал подводит школьников к ответам на вопросы урока, поставленным в его начале, становится лирическим отступлением.

Верный способ пробуждения и поддержания у школьников интереса к приобретению химических знаний — эмоциональный настрой. Художественная литература, совершенствуя образное мышление школьников, оказывает благотворное влияние на развитие воображения, способствует рождению оригинальных идей, духу творчества на уроке химии и при выполнении домашнего задания.


Рецензии