Терапия творчеством

Терапия искусством и творчеством (арт-терапия) может быть широко представлена в литературно-музыкальной гостиной, которая хорошо соотносится с главной ее целью — гармонизацией психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания, когда участники гостиной творят сами, без какого-либо нажима извне, бескорыстно, с отдачей себя и ответным пополнением затрат. Когда из человека не выжимается, не выдавливается то, что в нем есть, а он сам подает себя слушателям гостиной, как при подготовке ее, так и при проведении.

Библиотерапия использует литературу как одну из форм лечения словом. Благодаря особому библиотерапевтическому эффекту от идентификации с героями, вчувствования в их переживания и другим исцеляющим состояниям (успокоение, удовольствие, повышение активности) происходит прояснение неразрешенных конфликтов у участников и слушателей гостиной, их личностных проблем, изменение настроения. Книжное слово представлено в гостиной чтецами, оживляющими книги на публике.

Музыкотерапия — способ избавиться от душевных переживаний. Музыкотерапия доказала свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. Классическая музыка, звучащая в литературно-музыкальной гостиной на фортепиано, в академическом пении, оказывает положительное влияние на слушателей. Но не только это. Игра на народных инструментах (свирели, рожке, гуслях, гармошке) еще более усиливает терапевтический эффект гостиной.

«В русской народной песне мажорной, — рассказывает кандидат педагогических наук Л. В. Богомолова, — а большинство из них, оказывается, мажорные были — уже есть подсказка. Раньше не было виртуальной технической поддержки, как сейчас, и люди пропевали то, что было актуально для общества, сверстников, праздничного балагана. Ярмарки, святки — это когда и богатые, и бедные объединялись в естественном родстве традиционных персонажей.

Происходило не только выравнивание, оздоровление между социальными классами, но еще и встряска, побуждение к тому, что актуально. Сжигать старое и в мыслях, и в настроениях, прощать обиды, производя все эти ритуалы, ухарством заниматься, готовить приданое, и вот так жить. А главное, хоть изредка, но на равных взаимодействиях с богатыми людьми, над которыми можно было прилюдно поглумиться с долей добродушия и сатиры. Очень много подсказок в песнях бытовых, шуточных, которые я озвучиваю на своих занятиях и встречах. Образ женщин в народных русских песнях значительно интереснее, чем в наших авторских лирических. В них нет застойных компонентов. В этих первоначальных песнях только мажор. Когда я стала анализировать эти песни — лирические, исторические в жанровых рамках, я увидела, что они в старорусскую гармошку не вмещаются. И образ женщины, девушки тоже построен на таком же мажор- ном принципе, — одно и то же слово, а подтексты разные».

Слово, как и музыка, способно оказывать психотерапевтический эффект. Вообще, под арт-терапией подразумевается пальцевая терапия, когда человек что-то делает сам своими руками — рисует, лепит, пишет. Люди, которые пишут стихи, по-своему исцеляются. В произведениях можно найти отдушину, выговориться. Психологи называют это особым способом самопознания и исцеления души. Для некоторых такой вид творчества — главный способ взаимодействия с миром. Такой метод направлен на ясное понимание своих проблем и переживаний. Некоторые молодые люди не могут выразить, выговорить словами то, что именно их беспокоит, какую палитру чувств они испытывают. На этот случай есть хорошая возможность воплотить все проблемы и тревоги на бумаге. Человек, описывая свою проблему в литературной форме, имеет возможность посмотреть на себя со стороны, так как, опираясь в вербальном самовыражении на искусство слова он выходит на новый уровень диалога со своим подсознанием.

Такая деятельность, пусть, на первый взгляд, и не сложная, достаточно примитивная по форме выражения в стихах или прозе, позволяет сосредоточиться на своем внутреннем мире, прислушаться к себе и успокоиться, а также снять стрессовое или психическое напряжение: «Сквозь призму сочинений притч Любовь приветствует прошедшие события, и вновь предлагает их пересмотреть. Быть может, и не каждому случится по-новому взглянуть на эпизоды личной жизни. Но вдруг помогут мудрые оглядки», — Любовь Богомолова открыла для себя новизну жанров стИхосложений — иного смыслообразования.

Приведу фрагмент из моих многочисленных личных бесед с Любовью Владимировной: «Этот иной смысл открывается каждому, когда в корне „стих“ слышится глагол „стИхнуть“. Возникает удивительная возможность рифмой, ритмикой строк производить стихание — нейтрализацию собственного эмоционального дискомфорта, не лучшего самочувствия, производить смену настроений на более осмысленное, гармоничное самочувствие».

И вот соответственно авторскому замыслу Любовь Богомолова образует новые жанры: стИхо-сложения, стИхо-зарисовки, мини-стИхи, стИх-триптихи, квадро-стИхи, авторские притчи, стИхосложение в разных стилях стихания (фольклорные, философские, психологические, многозадачные), стИхо-юморинки или сатирические, социальные памфлеты. Сразу оговорюсь, что, конечно, любопытнее слушать колоритное чтение произведений в художественном слове самого автора.

Вот одна из притч, которую Любовь Богомолова включает в свои реабилитационные занятия музыкального руководителя:

«Один из тайных ключей Дао гласит: «То, что в вас прекрасно, нужно скрыть и никогда не демонстрировать. Когда истина спрятана в сердце. Она прорастает, как зерно, брошенное в землю. Не извлекайте его наружу. Если вы извлечете зерно на всеобщее обозрение, оно умрет без пользы».

Действительно, не сорите словами, наполняйте себя, чтобы затем выйдя на сцену, выплеснуть накопленное и уже трансформированное в творчестве в зрительный зал. Да и в жизни это также будет полезно, и не только музыканту, — не разменивать себя по мелочам, копить в себе духовное, творческое, собирать по крупицам.

Любовь Богомолова, опытный педагог-практик, много лет отдающая себя людям, молодежи, детям, которым требуется реабилитация, со временем пришлось освоить энергосберегающие технологии, позволяющие обезопасить педагога от негативного воздействия слушателей, учеников, коллег-учителей. И многие известные вещи, изложенные в античной, средневековой литературе, она трансформирует, переписывает согласно своему опыту взаимодействия. Читает притчи сама, «доводит их до ума» слушателей, выявляет в процессе исполнения истину и передает ее слушателям. И возникает контакт. И этот контакт оживляет аудиторию, делает ее пластичной к восприятию материала

Другая притча: «В одном китайском монастыре ученики отрабатывали боевое движение. Одному ученику никак не удавалось это движение. Как ему ни показывали, как ни рассказывали, он не мог выполнить это правильно. Тогда к нему подошел мастер и что-то сказал ему тихо. Ученик поклонился и ушел. Тренировки были продолжены без него. Весь день этого ученика никто не видел, а на следующий день, когда он занял место среди остальных, все увидели, что он выполняет это движение идеально. Один из учеников спросил другого, который стоял с мастером и мог слышать, что тот сказал ученику: «Ты слышал, что мастер ему сказал?» Он ему сказал: «Иди на задний двор и просто повторяй это движение тысячу шестьсот раз».

Притча подвигает к действию: «Сподвигла притча. Беру аккордеон. Вновь репетирую тот текст скользящий. Который год. О, радость, притчей подогрела свою страстность. А главное, который год все лучше, интереснее работать над звучанием». Любовь Богомолова ставит притчу на службу себе и учит других правильно извлекать из нее пользу, каждому свою, индивидуально целесообразную.

В терапевтической литературно-музыкальной гостиной возможно применение технологии оздоравливающего синтеза искусств. Главное в этой технологии — отсутствие скуки для публики. И конечно, познавательная интрига. Ведущий гостиной поет, играет, танцует, рассказывает, делится любопытной информацией. На таких основаниях — КИТ (Культура, Искусство, Творчество) — строит свои яркие, позитивного настроя встречи Любовь Богомолова.

Стихотерапия позволяет человеку познать и принять себя таким, каким он является на самом деле; раскрывает его творческие способности и освобождает от внутренних комплексов и психологических проблем. С помощью поэзии люди обретают веру в себя, развивают гибкость мышления, выявляют скрытые способности. Это мягкий психологический метод самопознания и самоисцеления с помощью слов, поэзии. Стихотерапия — часть терапии искусством, связана с библиотерапией, скриботерапией.

Литературно-музыкальная гостиная позволяет осуществлять все эти виды. Терапией творчеством может стать совместное написание сценария гостиной по интернету, скрибообщение с одноклассниками и учителем музыки, подбрасывающими литературные и сценарные идеи и настроенными с тобой на одну волну; совместное написание книги-беседы, книги-диалога с последующим прочтением в гостиной.

Не менее важна и прозотерапия. Человек пишет, когда ему есть что сказать, когда он хочет и может научить, приподнять, когда ему нужно выговориться решить давнюю «заскорузлую» проблему, закрыть гештальт. В литературно-музыкальной гостиной есть возможность прочесть свое произведение, получить отклик на него слушателей, услышать критические отзывы. А это может быть как произведение художественной прозы, так и документальной, научной.

Особенностью инклюзивной литературно-музыкальной гостиной является вовлечение в нее и участие в ней как практически здоровых людей, так и лиц с ограниченными возможностями по здоровью. Инклюзивная литературно-музыкальная гостиная — это особое явление, также имеющее терапевтические свойства. Ее особенностью является то, что все участники, вне зависимости от своего физического состояния, представляют собой единое целое. Проведение такой гостиной предъявляет к ее ведущему требование владения специальными навыками работы с людьми с ОВЗ, под которыми понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. Инклюзивная литературно-музыкальная гостиная способствует выработке толерантности у всех ее участников.

Инклюзия в литературно-музыкальной гостиной основана на гуманистическом принципе, при котором ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен думать и чувствовать, он имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе, а разнообразие усиливает всесторонние жизненные впечатления. Инклюзивная гостиная может проходить как в обычном формате с учетом сложностей людей с ОВЗ, так и в отдельном.

К примеру, проводятся концерты в темноте, когда все участники гостиной помещаются в одинаковые визуальные условия — в гостиной искусственно создается темнота, отсутствующая в природе, в которой, однако, пребывают тотально незрячие люди.

Инклюзивная литературно-музыкальная гостиная требует от своих участников особой мотивации, а от ведущих — специальной подготовки и дополнительного профильного образования. Вот что говорит художественный руководитель Камерного оперного театра содружество «Гомер» Татьяна Евграфовна Винникова:

«Умение петь заключается в использовании в речи и пении резонансных движений голосового аппарата, не управляемых сознанием. Такое неосознанное умение существует у вокально одаренных людей. Резонансная техника пения означает: пою так же естественно и комфортно, как говорю. Развитие резонансной техники голоса формирует платформу для творческого развития человека. А изучение вокальных произведений в академической манере развивает общую культуру и грамотность концертного исполнителя. Именно резонансная техника сольного пения так важна для инвалидов по зрению, которые составляют коллектив нашего театра».

Главным, однако, в литературно-музыкальной гостиной остается воздействие артистов на слушателей через музыку и литературу, замыслы писателей и композиторов, которые артисты транслируют со сцены посредством актерского мастерства и соответствующих личностных человеческих качеств. Происходит как бы круговорот энергий артистов и слушателей, способствующий взаимопроникновению сущностей, их обогащение: артист в гостиной «наполняет» собой (темпераментом, артистизмом, талантливой интерпретацией содержательных линий сюжета) зрительско-слушательскую аудиторию и получает ответный импульс из зала.

Этот эффект я считаю главным терапевтическим эффектом литературно-музыкальной гостиной.


Рецензии