Живые книги
Это магическое слово знакомо каждому культурному человеку, грамотному и неравнодушному к жизни. К жизни наполненной и ясной, красивой и яркой, простой и незаметной. Театр направляет жизнь индивида, наполняет ее красками, вдыхает жизнь в человека, когда ему трудно и плохо, в самые сложные годы становится путеводной звездой в жизни людей, как отдельных личностей, так и большой массы.
Театр в современной нам жизни самый разнообразный. Это драматический и музыкальный театр, кукольный и театр песни, народный и профессиональный, стационарный и передвижной, классический и современный, большой и малый. Но это всегда театр. Театр с актерами и зрителями, режиссерами и звукооператорами, мастерами по свету, костюмерами и бутафорами, часто в одном лице, художественным руководителем и критиками, занятыми одним общим делом — искусством театра и сцены.
Театру непросто всегда, в любые времена, благополучные и тяжелые. Потому что театр вскрывает жизнь, подымает ее проблемы жизни, зачастую глобальные и неотвратимые, не всегда удобные ее властям. Но именно этим он мотивирует и возвращает к жизни обычных людей, тех, кто приходит в него, становясь подчас единственным местом, где кажется, что тебя понимают.
Ведь все его труженики работают именно на это. Донести до каждого зрителя в зале именно то его родное, сокровенное, героическое и лирическое, что есть в каждом конкретном человеке. Чтобы каждый воспрянул духом, поднялся и пошёл жить дальше, несмотря ни на что.
Я расскажу об одном таком театре. Трудно определить его жанр. Театр авторский, камерный, библиотечный, передвижной, музыкально-литературный, чтецкий, репертуарный. В нем есть тайна. Тайна, до сих пор не раскрытая зрителями, которые приходят в него вот уже двадцать пять лет.
Театр «Трех Муз» авторский театр, играющий спектакли по сценариям своих авторов. Режиссер театра Людмила Грибова называет свой театр библиотечным театром: особенностями его является камерность, живое общение, тесная связь актёра со зрителем, как в атмосфере домашнего чтения, домашнего театра. Каждый спектакль театра уникален: специально для него композиторы пишут песни, поэты — стихи, художники — картины, портреты, пейзажи. И зачастую на волонтерских началах.
Театр «Трех Муз» принимает активное участие в культурно-массовой жизни, много гастролирует, дает благотворительные представления (спектакли и концерты) в разных регионах страны. Творческих людей подмечает и оставляет у себя Людмила Грибова на долгие-долгие годы. А еще сотрудничество, помощь и теплые дружеские отношения с такими же как они сами актерами, музыкантами, зрителями, организаторами. В репертуаре театра более шестидесяти литературно-музыкальных спектаклей, моноспектакли, детские спектакли, спектакли-праздники, мастер-классы.
Театр много работает с молодежью. Спектакли и концерты дает в библиотеках, музеях, домах культуры, культурных центрах. Артисты театра участвуют в фестивалях исполнительского искусства, выступают в колледжах и школах. В спектаклях Театра «Трех Муз» книги оживают перед читателями.
Библиотеки долгое время выполняли функцию книгохранения и выдачи литературы населению. Часто в библиотеках располагались читальные залы, где можно было познакомиться с прессой и почитать книги, которые из-за своей популярности разбирались на абонементе.
Клубы и дома культуры выполняли культурно-просветительскую функцию. В их обязанности входило проведение культурно-досуговых, познавательных, просветительских, образовательных и развлекательных мероприятий. Все эти мероприятия подразумевали живое, непосредственное общение людей, обмен информацией, беседы, диспуты. В помещениях клубов и домов культуры работали кружки и студии (театральные, литературные, вокальные, танцевальные и др.), для которых были выделены специально оборудованные помещения. Библиотеки и клубы выполняли важные и необходимые для общества функции: культурно-образовательную, просветительскую и коммуникативную.
Со вступлением общества в цифровую эпоху функции библиотеки значительно расширились и изменились. Сегодня, помимо функций книгохранения и книгообмена, в библиотеках проводятся курсы обучения компьютерной грамоте, действуют шахматно-шашечные клубы, работают студии изобразительного искусства и многое другое.
В библиотеках проводятся культурно-просветительные мероприятия, концерты. Все это прежде было прямым делом клубов и домов культуры, то есть библиотеки взяли на себя функции клуба. Поэтому именно сейчас так актуален библиотечный театр, который бы по своим функциям максимально соответствовал новым требованиям, предъявляемым к библиотекам.
Именно таким театром является Театр «Трех Муз» Людмилы Грибовой (музыка, поэзия, живопись). Это театр, оживляющий книги, театр-рассказчик, соединяющий в себе художественное слово, ярко раскрывающее красоту литературного произведения; фрагменты актерской игры; песенно-музыкальную и инструментальную составляющие, которые помогают погрузиться в мир художественных образов; видеоряд, где могут быть фрагменты художественных и документальных фильмов, слайды, несущие дополнительную информацию; элементы костюмов, дающие ощущение эпохи и времени действия; непосредственный контакт и общение со зрителем (диалог с актером, диалог между зрителями, народные игры, игровые фрагменты, подпевание, движение под музыку, общение после спектакля).
Все эти составляющие включены в единое действие, подчиненное раскрытию содержания художественного произведения. Актеры не перевоплощаются в героев произведений. они рассказывают, обрисовывая их жизнь, и предоставляют зрителю возможность с помощью воображения домыслить картины происходящего.
Характерные черты и особенность библиотечного театра — его камерность, живое общение, тесная связь «актер-зритель». Все это близко по сути своей к популярным в девятнадцатом веке домашним чтениям, домашним театрам и салонам. Это как бы возвращение лучших традиций культурной жизни XIX и ХХ веков.
Цель театра заключается в том числе в поднятии и поддержании интереса молодежи, к русской классической литературе. Именно она чистый источник русского языка, родной речи, красивой, музыкальной, богатой фабулой, эпитетами, сравнением. Средствами для достижения этой цели являются художественное слово, актёрская игра, документальные и художественные кинопоказы, инструментальная и фортепианная музыка, вокал, выставки живописи и народных промыслов, беседы и живое общение, афиши, реклама.
Задачи театра многообразны: привлечь внимание и интерес к русской литературе посредством комплексной формы подачи; использовать в литературных спектаклях художественное слово, музыку, актерскую игру, вокал, видеофрагменты, интерактивные элементы; раскрыть малоизвестные произведения известных классиков русской литературы; раскрыть малоизвестные фрагменты из биографии и творчества классиков русской литературы; дать возможность учащимся получить дополнительные материалы помимо школьной программы; восстанавливать традиции живого общения, беседы, домашнего художественного чтения; привлекать читателей к библиотеке как очагу культуры.
Театр «Трех Муз» — образовательный, камерный, музыкальный, передвижной театр. Театр этот авторский, его актеры — универсалы. Они — поэты, композиторы, музыканты, сценаристы, художники, являются авторами и исполнителями музыки, стихов, а также оформителями, дизайнерами и создателями костюмов. Театр в своих спектаклях и композициях сочетает музыку, песню, художественное слово, искусство живописи, графики, художественной фотографии.
В репертуаре театра более тридцати музыкально-литературных композиций и спектаклей, отражающих имена, творческую атмосферу и события Золотого и Серебряного века русской культуры.
Это такие спектакли, как: «Жемчужина русского театра», посвященный именам Н. П. Шереметьева и П. И. Жемчуговой; «Человек, сотворивший себя» о первом русском историографе Н. М. Карамзине; «Портрет на фоне Золотого века» и «Я помню время золотое» по творчеству Ф. И. Тютчева; «Пять историй любви А. С. Пушкина», «Смиренница моя», «Болдинская осень», посвященные жизни и творчеству А. С. Пушкина; «Нет, я не Байрон, я другой!» по творчеству М. Ю. Лермонтова; «Жизнь и слово» — музыкальный рассказ о В. И. Дале, составителе «Словаря живого великорусского языка», писателе; литературно-музыкальный спектакль «Потребность счастья» — о жизни, творчестве, поисках и сомнениях мятущейся души великого русского писателя Л. Н. Толстого; «Сердце страстно жизни ждет» по творчеству И. А. Бунина; «Я научила женщин говорить» по произведениям А. А. Ахматовой; «Неповторимое имя Марина» и «Любовь, любовь…» о жизни и творчестве Марины Цветаевой; «Гой ты, Русь моя родная» и «Анна Снегина» — спектакли по произведениям С. А. Есенина; «Моя актриса» — о любви А. П. Чехова к актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер; литературно-музыкальные композиции по произведениям А. А. Блока, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого; «Жизнь П. А. Столыпина» — литературно-музыкальный спектакль о времени смутном, переходном, о борьбе за Россию и бесспорно, яркой фигуре того времени.
Театр открывает имена творческих личностей середины и конца двадцатого столетия: «Крылатый дом» — музыкальный спектакль, посвященный поэтам-шестидесятникам А. А. Вознесенскому, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной; «Возьмемся за руки, друзья!» — спектакль по творчеству Б. Ш. Окуджавы; «Я каюсь, я гусар» — в спектакле отражена Отечественная война 1812 года; «Дорогами войны», «Солдатские судьбы», «Жди меня», «Любовь и война» посвящены теме Великой Отечественной войны.
В репертуаре театра концерты авторской, эстрадной и народной песни, программы старинных русских романсов. Представления театра сопровождаются выставками картин, графики, художественной фотографии, изделий мастеров народного творчества. Каждое представление по-своему уникально.
«Когда я задумалась над тем, что более всего походит на наш театр, то ближе всего, наверное, он располагается между домашними театрами девятнадцатого века, когда играли просто, когда не задумывались, насколько эффектно это, и в то же время это было по-домашнему, это было камерно. Среди этих домашних театров были свои лидеры, свои профессиональные исполнители, но все это было с любовью, потому что зрители смотрели на своих близких, и было как-то особенно приятно видеть родного человека, который входит в роль кого-то», — говорит художественный руководитель Театра «Трех Муз» Людмила Дмитриевна Грибова, кандидат социологических наук, педагог с большим стажем работы.
И продолжает: «Секрет каждого человека в его притягательности. Скорее всего, к свету, лучам тянутся те, кто хочет этого света и тепла. Поэтому, если я представляю эту свечу, это пламя, то к нему и тянутся, наверное. В пламени главное что? Тепло. Когда человек приходит, и он согрет теплом, вниманием, а ему хочется в этой жизни нашей непростой быть согретым, чтобы к нему лично, не просто к залу внимание было. И это все достижимо в нашем театре благодаря его камерности. И свет, естественно, потому что мы несем классическую литературу, а в ней заключена великая сила, великий свет».
Работая в традициях гуманистической педагогики, Театр «Трех Муз» своей деятельностью активно способствует воспитанию детей и юношества, их активному развитию, несет свет и вселяет надежду.
Свидетельство о публикации №222120800840