Дети должны быть послушны!

Такого божьего одуванчика, что на рисунке, вы никогда не получите, если его при воспитании не будуте наказывать!

«Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26), – говорит апостол.

Нужно, Чтобы вы насаждали в сердцах детей различные христианские добродетели и искореняли в них всякие недостатки и пороки.
К каким же добродетелям вы должны главным образом приучать ваших детей и от каких пороков в особенности предохранять их? А также, каковы те пути и средства, при помощи которых можно прививать одно и искоренять другое?

Если мы начнем с добродетелей и спросим, какая из них должна занять первое место, должно быть послушание.

Каким же образом родители должны насаждать в сердца детей своих это послушание? Они должны с самого младенчества внушать детям, что родители у них заступают место Бога, что Бог Сам заповедует почитать родителей и повиноваться им, что они, не повинуясь родителям, грешат против Самого Бога и навлекают на себя Его наказание.
Таким образом, еще с младенчества ты, христианский родитель, не должен давать воли своим детям, но должен подавлять их своеволие.
Уже в колыбели дитя заявляет о своей воле криком.

Если ребенок кричит по уважительной причине, например, потому, что он голоден, или пить хочет, или боль чувствует, потому, что ему душно или он нечист, то было бы жестокостью оставлять его надолго в таком положении,
В таком случае следует поспешить на крик его и удовлетворить его требование.

Если же крик его проистекает из каприза или самолюбия, то потачка и уступчивость при этом были бы очень вредны.
В таком случае пусть кричит маленький крикун; не беспокойся о нем. Накричавшись, он сам перестанет, когда увидит, что он ничего не достигает своим криком.

 Напротив, если ребенок заметит, что ты с поспешностью всегда являешься на его крик, то он чаще будет повторять его, чтобы настаивать на своем.
Далее. Не все исполняй, о чем просят тебя дети. Напротив, приучай их кое в чем себе отказывать.
На просьбу или требование со стороны дитяти иногда необходимо тебе отвечать словом «нет», и если раз сказано это слово, то непременно нужно при нем и остаться, и пусть при этом не колеблют тебя ни ласковые просьбы, ни капризы и упорство дитяти.
Особенно не следует терпеть в дитяти упорства.

И нет сомнения, что детям полезно отказывать не тогда только, когда они просят чего-нибудь вредного, невозможного, но и тогда, когда они просят чего-либо позволительного. Дитя должно учиться побеждать свою собственную волю и привыкать к воздержанности, лишениям и самоотвержению.

Приучай, наконец, детей твоих, христианский родитель, и скорому и неотложному послушанию.

 Доброе дитя повинуется быстро.
Это золотое изречение должно быть постоянным правилом для детей. Не отменяй снова того, что ты раз приказал, но со всею строгостью настаивай на том, чтобы это с возможною скоростью приведено было в исполнение.
Ты не должен требовать от детей своих ничего невозможного, несправедливого или слишком трудного, непосильного.

Не должны также приказания твои проистекать из каприза и грубого произвола, так как этим ты можешь вызвать в своих детях, скорее, отпор и озлобление, чем послушание и покорность.

Не должен ты, христианский родитель, или ты, христианская мать, сегодня дозволять детям то, что вчера тобою было строго воспрещено, потому только, что сегодня ты лучше и более благодушно настроен, чем вчера.
Не давайте слишком многих и слишком частых приказаний.
Чрез постоянное и вечное командование дети делаются мало внимательными, а иногда и совсем равнодушными к вашим распоряжениям.

Будьте, наконец, кратки, ясны и точны в своих приказаниях и не употребляйте для этого слишком много слов.
При этом вам совсем нет надобности, особенно по отношению к маленьким детям, много говорить и выяснять основание, почему они то или это должны делать или не делать.

Дитяти достаточно знать: «Родители хотят, чтобы я сделал это или то, следовательно, я должен послушаться».

Но чтобы подавить в ребенке своеволие и приучить к беспрекословному послушанию, для этого отец и мать должны быть в своих приказаниях и запрещениях совершенно согласны.

Мать не должна дозволять того, что запрещено отцом, и, наоборот, отец не должен, хотя бы только в шутку, бранить мать за то, что она отказала в чем-нибудь малютке.
В противном случае на них исполнятся слова Писания: «Когда один строит, а другой разрушает, то, что они получат для себя кроме утомления?» (Сир. 34:23)

Если вы, христианские родители, хотите, чтобы ваши дети оказывали вам послушание, то вы должны им внушать уважение и должное почтение к себе. А для этого вам нужно во всех словах и делах своих так держать себя пред детьми своими, чтобы они могли в лице вас почитать наместников Бога и питать к вам глубокое уважение и благоговение.
Но этого вы, конечно, не достигнете путем вспышек и резкого проявления гнева, путем шума, брани и проклятий.
Этим вы можете поселить в детях только страх, а не уважение, вынудить только моментальное, а не постоянное послушание. Сын или дочь они знают уже, что, когда пройдет гнев отца, минует раздражение матери, тогда они уже не будут строго настаивать на исполнении своих приказаний.

Но так же мало, как и чрез вспышки гнева, родители могут внушать детям надлежащее уважение к себе, если они слишком много с ними шутят и не показывают им серьезного вида, если отец, например, дозволяет малютке трепать себя за бороду, бранить или бить себя, говорить в шутку дерзкие и непристойные слова и т.п.

Я хочу только предостеречь от чрезмерной фамильярности, панибратства и излишних шуток. Строгость и серьезное обращение с детьми, которые при всей нежности не допускают чрезмерной доверчивости, безусловно необходимы для доброго воспитания. Почитания и уважения вы тогда только, родители, можете ожидать от детей ваших, когда вы достойны будете этого уважения.
Избегайте поэтому всего, что может лишить вас этого уважения.

Между недостатками, вследствие которых родители теряют уважение детей своих, я отмечу главным образом следующее.
 а) Грубое обращение со своими собственными родителями. Где дедушка и бабушка сидят, как говорят, за печкою и не смеют пошевельнуться, чтобы не вызвать брани и оскорблений, где в присутствии детей говорят о них самые непристойные, насмешливые слова, там, наверное, и дети потеряют уважение к своим родителям и таким родителям обыкновенно приходится терпеть от детей своих то же, чем они прежде погрешили против своих родителей.

б) Далее: дети теряют уважение к своим родителям, когда эти последние живут между собою не в мире и согласии и, враждебно настроенные, открывают в присутствии детей своих недостатки друг друга, ссорятся, поносят друг друга и даже дерутся.
Если такие сцены часто повторяются пред глазами детей, если мать при своих детях бранит отца или, наоборот, если мать и отец по отношению к детям употребляют такие, например, выражения; «ты такой же негодяй, как твой отец» или «ты такая же беспутная, как твоя мать», то, естественно, у родителей не может быть и речи об уважении и покорности своих детей.

То же самое бывает и тогда, когда
в) родители слишком словоохотливы и болтливы в присутствии детей своих и дозволяют себе рассказывать при них о шалостях и глупостях своей собственной молодости.

г) Наконец, само собою понятно, что нельзя ожидать почтения от детей тем родителям, которые преданы каким-нибудь явным, публичным порокам, например, пьянству, воровству, кощунству, богохульству, разврату и т.п.
Вот почему родители, если они хотят воспитать детей своих в послушании, не должны внушать им и страх к себе.

Не из страха пред наказанием должны они оказывать родителям полное послушание, но из любви к ним; они должны избегать своеволия единственно потому только, чтобы не оскорбить этим своих родителей.

Любовь порождает взаимную любовь. Ваши дети тогда только будут любить вас, когда они почувствуют и увидят, что вы их искренне любите. «Во всем показывай в себе образец»

Если отец сам присягнул, так сказать, ложному прогрессу и гибельному духу времени, то это, несомненно, будет уделом и детей его.

Итак, христианские родители, повторим кратко сказанное. Прежде всего, приучайте ваших детей повиноваться вам ради Бога. Подавляйте с самых ранних пор их своеволие. Не давайте им всего того, чего они от вас требуют, напротив, приучайте их к самоограничению и воздержанности. Требуйте от них самого скорого и точного послушания, приучайте их исполнять вашу волю по первому же вашему слову. Строго настаивайте всегда на исполнении того, что вы раз приказали или запретили. А чтобы можно было вам так действовать, не приказывайте ничего невозможного, ничего чрезмерно трудного, не будьте в ваших требованиях капризны, несправедливы и грубо самопроизвольны, не дозволяйте сегодня того, что вчера запретили.
Будьте, наконец, согласны в ваших требованиях и запрещениях.
 
(Лк. 2:52). Аминь.

Священномученик Владимир Богоявленский.
«Беседы о православном воспитании детей»


Рецензии