Ёлочные игрушки

                ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ
                Рассказ

                С Новым Годом!
               

     Дети сидели грустные и хмурые. Кто- то нехотя ковырялся в надорванной книге, пытался что-то там найти и интерес к книге потихоньку угасал. Перебрасывались короткими фразами и вопросами на которые ответы были пожатия плечами или унылыми кивками головы.
    С нарастанием послышался звук двигателя, и дети суетливо переглянулись между собой, взрослые тревожно встали с дощатых нар. По звукам все поняли, что это военная машина, она заскрипела тормозами и остановилась у входа в подвал.
   Через минуту послышались тяжёлые шаги и в подвал зашёл Шаман, он широко улыбался в одной руке держал автомат, а в другой ёлку. Она была не настоящая, где ж её взять то настоящую, но при одном только виде ёлки дети оживились и радостно захлопали в ладоши.
  - Спокойно, спокойно! – Дети притихли – Ну что, с наступающим!
   Шаман поставил ёлку на ящик и скинул с плеча тяжёлый вещмешок. Он прошёл к столу на котором стояла лампа. Развязал тугую верёвку и стал доставать из мешка продукты.
   - Мы с ребятами вам тут собрали немного – Солдат посмотрел на женщин -  Ну не гоже в такой праздник и не отметить.
  Шаман поставил на стол несколько бутылок шампанского и вина. Из мешка за бутылками посыпались пакеты с продуктами.
   - Ха! – сказал с сарказмом Витя – Теперь ёлка есть, а вот что на неё вешать то будем?
  Витя стоял и перебирал голые ветки ёлки.
   - Да вот с этим нам не повезло – Шаман развёл руками – игрушки были, но по таким дорогам … Одним словом не довёз я вам игрушки! Разбил!
  В подвал вбежала Оксана она запыхавшаяся остановилась в проёме, Увидела Шамана, прошла к наре и села.
   - А я гляжу машина стоит военная, ну думаю опять что то натворили мои сорванцы. – Оксана потрогала ветку ёлки. – А тут вот что!
   Шаман кивнул, достал из-за пазухи огромную шоколадку и протянул Оксане.
   - С наступающим, тебя! -  Шаман поправил бронежилет - Ну я поехал?
  Оксана кивнула и пошла следом за уходящим Шаманом.
    - Мама, ты куда? -  Оля спрыгнула с нары и заторопилась одевать ботинки.
    - Я только провожу и тут же вернусь!
   Шаман поднялся по ступеням и обернулся на выходе, он посмотрел в глаза Оксаны, пригладил выпавшую прядь волос.
   - Ну я пошёл? – Шаман нерешительно смотрел в глаза – мне пора!
   - Ступай! – Оксана махнула рукой уходящему к бронемашине Шаману и прошептала – береги себя!
  Солдат забрался внутрь броневика и тот выплюнув столб чёрного дыма загудел мотором уезжая вглубь городских строений. Оксана ещё постояла провожая взглядом машину и когда та исчезла за углом разрушенного дома пошла в подвал.
   Броневик кидала по разбитой дороге из стороны в сторону, водитель матерился, но с управлением справлялся умело. Шаман сжимал автомат и поглядывал в смотровое окно с борта броневика. Перед глазами прыгали развалины высоток, обугленные стволы деревьев, чёрными дырами сияли оконные проёмы, кое где ещё шёл дым.
   Машина выехала на площадь дала круг и завернула в разбитый проулок. Здесь когда-то стояли магазины. Сейчас их разбили артобстрелами, но кое где виднелись ещё вывески. Шаман отрешённо смотрел на обрывки названий магазинов и вдруг увидел разбитую витрину. Ни витрина, ни сам магазин его не привлёк, а привлекла покосившаяся вывеска: «новогодние украшения, ёлк…».
  - А ну тормозни! – выкрикнул резко Шаман.
  - Не положено! – гаркнул в ответ водитель и стал ругаться на засыпанную обломками дорогу.
  Бронемашина заехала за угол и закатилась во двор. Солдаты вывалились из техники и пригнувшись перебежками скрылись в развалинах складских помещений.
   А в это самое время в подвале возле ёлки собралась детвора и обсуждали чем же им нарядить ёлку.
   Дети на перебой предлагали: «давайте фантиками от конфет, можно насобирать стреляных гильз и привязать их на нитки, эх ваты бы нам, хоть снег бы сделали!».
  Конфеты в подвале были на редкость, разве что коробка, принесённая Шаманом, но она на Новый год.  Гильзы ни под каким предлогом нельзя было собирать. А вата нуждалась, но её не было, в других целях. Дети загрустили.
  Оксана за общим советом обсудила, что будет готовить на ужин и отправилась варить продукты.
   Дети забрались на дощатые нары и стали решать, чем же им всё-таки украсить ёлку.
    Из головы Шамана не вылезала та вывеска на стене у разбитого на прочь магазина. Он так долго готовился к тому, чтобы хоть как-то порадовать сидевших в подвале. Ведь никому нет дела до тех людей что сидят в нём. Проклятая война и они её заложники.      
   Шаман забрался на разбитую крышу здания и пригнувшись добежал до той стороны с которой был виден вход в магазин. Он достал бинокль и стал всматриваться в противоположную сторону. Там засел противник.
   Ни стой ни с этой стороны в этот день не «прилетало». Залпы орудий грохотали одиночными выстрелами далеко за территорией городка. Миномётный свист сегодня молчал. Так иногда кое где раздавались автоматные очереди, но как говорили солдаты стреляют только для того, чтобы знали, что кто-то тут есть.
   С единственной высотки, оставшейся в городе наёмники со своим офицером облюбовали верхний этаж. Они сидели в квартире на диванах, стол был завален ящиками с патронами. Окна заложены различным хламом. Офицер зашёл в комнату уже изрядно пошатываясь, в руках он держал несколько бутылок коньяка и под мышкой свёрток.
  Он подошёл к развалившемуся солдату и пихнул ногой лежащие ноги солдата на столе.
  - Свинья! – пьяно ругнулся офицер – мы тут сейчас коньяк пить будем, а ты ноги на стол!
  - Так посади свинью за стол она и ноги на стол! -  засмеялся наёмник, стоявший возле стола.
  Офицер поставил бутылки на стол и кинул пакет.
   - Сообразите тут пока! – офицер обернулся и пошёл к двери – Смотрите без меня не начинайте.
   Через минуту офицер втащил ёлку и покрутившись нашёл для неё место. Он мрачно посмотрел на голые ветки, подошёл к солдату что сидел на диване.
  -  Вот тебе первое задание! – офицер достал пистолет и покрутил им перед лицом наёмника – видел магазины на той площади?
  Провинившийся кивнул. Офицер взял налитую кружку с коньяком, одним глотком выпил содержимое и поставил её на место.
  - Возьми с собой пару таких же оболтусов и принеси что ни будь чтобы нарядить эту красавицу! Новый год всё-таки!
  - А может ну её? -  недовольно сморщил лицо солдат.
  Офицер уже изрядно захмелел и ещё злее посмотрел на него. Он снова покрутил пистолетом перед лицом.
  - Приказы командира не обсуждаются! – офицер обвёл стволом пистолета по находящимся в комнате. – Или кто-то тут что-то не понимает?
  А в это время в подвале в том месте где дети обычно ютились зрел заговор. Дети всячески перебирали варианты чем же всё-таки нарядить ёлку. Дети перессорившись и не согласившись ни с одним вариантом, грустно разошлись по своим местам и оттуда печально смотрели на игольчатые пустые ветки лесной красавицы.
  Оля пришла в подвал в тот момент, когда все разногласия утихли, и дети занимались своими делами.  Девочка увидела Кольку, он лежал на наре и закинув ногу на ногу отрешённо её болтал. Он крутил что-то в руках и тихо бубнил про себя. Оля подошла к нему и села напротив, Колька только откинул ногу в сторону и продолжил мять бумагу.
  - Что ты делаешь, Коля? – спросила Оля.
  -  Пробую сделать ёлочную игрушку – он швырнул со злости измятый кусок бумаги.
 Из дальнего угла послышался смех.
   - Я хоть, что-то пытаюсь сделать, а вы только и знаете, что смеяться! – обиделся Колька и отвернулся.
  Напротив, его сидела Оля. Она грустно посмотрела на Кольку потом на ёлку и загадочно наклонилась к Кольке.
  - Я знаю где есть ёлочные игрушки!
  Колька не обратил на сказанное внимание, а только злобно натянул на себя старое одеяло с заплатками.
   Оля встала оглянулась по сторонам и пошла к лестнице, чтобы выбраться из подвала.
   Шамана грызла совесть и обида. Хотелось сделать приятное этим детям и старикам, а в особенности Оксане. А тут всё как всегда! Проклятая война! Он отвалился от стены, что скрывала его от вражеского глаза и ползком стал двигаться в сторону лестницы. Возле края крыши он остановился и перевалился на спину.
   В небе плыла белая пелена облаков. Ни гари, ни дыма от взрывов и тишина. Только сейчас Шаман обратил внимание на то, что в воздухе висела тишина. Как же так можно было отвыкнуть от неё. Шаман нащупал рукой холодный и мокрый снег и набрал в ладонь, с горечью в душе он обтёр своё лицо этим снегом и трезвость мысли его взбудоражила. Он поёжился от несильного холодка, пробежавшего по телу и решил: «Я должен сделать детям и ей праздник! Настоящий праздник!».  Шаман схватился за поручни лестницы и стал быстро спускаться.
  Провинившийся и двое солдат держали автоматы на изготовке, они поочерёдно короткими перебежками двигались вдоль разрушенных зданий. Петляли среди обломков и руин. Солдат подошёл к разбитому окну и выглянул мельком, чтобы осмотреть обстановку. Недалеко виднелся разбитый магазин. Тот самый магазин, который видел и Шаман. Провинившийся подозвал знаком руки напарника.
  - Видишь тот магазин? – он показал на болтающуюся надпись и разбитые двери.
  - Ага! И шо? -  про гундосил солдат теребя в руках автомат.
  - Сейчас идём туда и находим эти игрушки! – злобно сказал провинившийся.
  - Вот же не было печали! – снова недовольно ответил солдат - Ну давай командуй, раз такое дело!
   После короткой инструкции наёмники двинулись к магазину. Удачно проскочив проулок солдаты оказались возле разбитого входа в магазин. Выждав несколько минут они по одному проникли внутрь.
   Шаман остановился возле двери на которой виднелась закопчённая от гари табличка «служебный вход». Он осторожно приоткрыл её и в освободившийся проём увидел длинный коридор. Повсюду валялись разбитые ящики и стеллажи. Стены были изрешечены осколками и пулями.  Ступая Шаман чувствовал под ногами сотни, а то и тысячи стреляных гильз. Он прошёл коридор и увидел сквозь искорёженную дверь зал магазина. Полки с товаром стояли сдвинутые в разные стороны. Кое где на полу валялись коробки. Шаман прошёл в глубь магазина и прикрываясь стеллажами выглянул в сторону витрины с надписью «ёлочные игрушки». Он сделал шаг пытаясь выйти из-за укрытия и замер на месте. Шаман скинул автомат с плеча и передёрнул затвор.
   Наёмники зашли в зал, но на их пути появилась преграда. Наваленные друг на друга витрины и стеллажи не давали войти внутрь и солдат навалился плечом на стеллаж чтобы тот поддался оставляя желаемый проход. Они пробрались по одному под ним и очутились среди разбитых витрин. Наступая на битые стёкла и обломки штукатурки они направились в глубь магазина.
  Шаман направил дуло автомата на что то двигающееся впереди его возле той самой полке где были расставлены коробки с игрушками. В полутьме он не сразу определил, что это или кто это, но опустив автомат и приглядевшись он увидел Олю. Она стояла возле полки и тянулась к большой коробке на которой было написано: «ёлочные игрушки». Она схватила коробку и прижала её к себе в тот самый момент, когда в зал громыхая и матерясь вошли наёмники.
  Шаман нырнул обратно за стеллаж и стал оттуда наблюдать за действиями Оли. Но она заметив или услышав посторонние звуки тут же нырнула под гору коробок, но одна предательская полка вдруг неожиданно для всех стала сползать и повалившись издала противный звук битого стекла.
  Пьяный провинившийся шарахнулся назад и тут же нажал на курок автомата. Грохот выстрелов оглушил Олю, и она закричала. Второй солдат также выпустил очередь в туже сторону и спрятался за огромный прилавок.
  Солдаты стали методично и осторожно по очереди обстреливать то место где сидела Оля. Пули лязгали возле девочки, они отбивали кафель с пола и осколки вонзались в коробки, стоящие рядом.
  Шаман выставил автомат и дал длинную очередь в сторону наёмников. Послышался стон и ругань. Шаман выглянул из-за укрытия и увидел испуганные глаза Оли. Их нельзя было не увидеть. Она сидела сжавшись в комок с коробкой игрушек и смотрела на Шамана. В глазах он видел только одно – страх и мольбу о спасении.
  Шаман чертыхнулся, что не может принять хорошего решения, но всё же в мозгу как молнии сверкали мысли, идеи и решения о спасении Оли.
  Шаман выглянул и поймав взгляд Оли стал знаками показывать, что она должна сделать. Он машинально показывал какие движения она должна будет делать и куда бежать, но сам осознавал понимает ли она его буквально. Она же ребёнок! И всё же, когда Шаман кивнул он неожиданно получил в ответ такой же согласный кивок головой.
  Пока Шаман подавал знаки Оли, наёмники поливали свинцом витрину, за которой сидел он. Неожиданно всё стихло, и Шаман махнул рукой. Девочка вскочила на ноги и кинулась в сторону укрытия Шамана. В оглушённом от выстреле зале раздалась ругань и крик: «вон он» и пули зазвенели ещё громче и очереди утроились.
   Но Оля успела прошмыгнуть как мышка с украденным кусочком сыра от злой хозяйки, она упала прямо в крепкие объятия Шамана. Он обхватил её и сильной рукой прижал к железной основе прилавка.
   - Сиди тут и не вылезай!
  Шаман дострелял магазин и сменив на другой выпустил очередь в ответ. С той стороны всё внезапно стихло. Шаман присел на корточки и посмотрел на испуганное лицо Оли, он по привычке подмигнул и слабо улыбнулся.
   - Какого дьявола ты тут делаешь? – сменил улыбку Шаман на строгий вопрос.
  Оля ещё сильней прижала коробку к груди и выдавила слезу из глаз.
   -Дядя Шаман, ведь ты не скажешь моей маме? -  Оля смахнула грязной рукой слезу. – она будет ругаться!
  - И ещё как! – сказал строго.
  Он выглянул на секунду из-за прилавка. Чтобы оценить ситуацию. Через разбитую витрину Шаман увидел два силуэта наёмников.
  Шаман сел на корточки и громко крикнул.
  - Эй, парни!
  В ответ зашуршали гильзы и песок.
   - Что тебе надо? -  пьяным голосом ответил провинившийся.
   -  Может прекратим эту стрельбу – мягко задал вопрос Шаман – как ни как сегодня праздник!
   Не получив ответа Шаман приподнялся над прилавком и снова посмотрел в осколок витрины, солдат перезаряжал автомат.
   - Мы бы охотно, но что у тебя на уме?
   - Слушай, я же предложил вам, - Шаман надеялся на понимание. – Давай разойдёмся красиво! Вы пойдёте к себе встречать новый года, а я к себе!
   Пауза длилась не долго и всё тот же пьяный голос бросил с сарказмом:
  - Нет! У нас тут есть ещё кое какие дела!
  Шаман тяжело откинул голову на стену прилавка и устало посмотрел на Олю.
   - Ну что, подруга, влипли мы будь здоров!
   - Мама будет волноваться!
   - Будет! Обязательно будет!
  Шаман стал выглядывать из укрытия и ориентироваться на месте. В голове накручивались варианты как же выбраться из такой ситуации. Самое главное и обидное было то, что он никому не сказал куда пошёл.
  Мысли оборвались мгновенно от того что он услышал совсем рядом странный шорох. Шаман направил дуло автомата в ту сторону откуда шёл звук и стал всматриваться в густеющею темноту.  Пока шла перестрелка и ругань с уговорами Шаман не заметил, как снаружи всё стемнело.
   Шорох усилился, и Шаман выглянув на секунду увидел силуэт человека. Он выпустил очередь. Пули забрякали по железу стеллажа и отбили штукатурку со стены. Тень качнулась и застонав нырнула в темноту.
  - Кажется одного задел! – Шаман взвёл затвор.
  Для уверенности он выпустил очередь в туже сторону и что-то тяжёлое упало. Шаман снова сел на корточки и прижал к себе Олю. Девочка сжалась в комок и ладошками закрыла уши. Глаза от каждого выстрела моргали и жмурились.
   - Ничего прорвёмся! – Шаман ткнул на коробку – что это у тебя там?
   - Это игрушки! – Оля повернула коробку картинкой к Шаману.
   - Интересная ситуация! -  Шаман покачал головой – А ведь я тоже тут за ними! Хотел вам принести!
   Ни Оля, ни Шаман не успели продолжить разговор, граната закатилась под прилавок и этим спасло сидящих за ним. Грохот проглотил голоса, и Шаман накрывая Олю собой, своей спиной в бронежилете успел и сам укрыться за стоящим рядом стеллажом. Прилавок с грохотом рухнул на бетонный пол и повалился на бок, пошёл едкий дым и стал заволакивать всё вокруг.
  Шаман воспользовался ситуацией и схватил в охапку Олю с её коробкой и бросился пригнувшись в глубь зала к выходу. Долгожданная дверь, а точнее проём, это всё что от неё осталось появился внезапно, и Шаман кинулся в него. Пули засвистели над головой и снова и снова отбивали беспощадно штукатурку, но Шаман уже был внутри тёмного коридора, и он бросился бежать по нему к выходу во двор. Какой же всё-таки он длинный этот коридор думал Шаман. Сзади он услышал шуршание шагов и лязг затвора. Шаман споткнулся и это спасло его, он упал и накрыл собой Олю. Он увидел, как детская рука потянулась к скользящей по полу коробке с игрушками и услышал тут же звук автоматной очереди.
   Но очередь вдруг внезапно оборвалась, и Шаман узнал одиночный выстрел над самым ухом.  В глубине коридора послышался слабый стон и через мгновение гулкий звук падающего солдата.
   Шаман поднял голову, засыпанную грязью и пылью и увидел улыбку Лёхи – снайпера.
   Предновогодние сумерки нависали над разрушенным городом и входом в подвал. Кое где взлетали сигнальные ракеты и шипя падали в темноту.
   Шаман стоял перед входом в подвал, держа на руках Олю. Лицо её было измазано сажей и размазано слезами. Шаман улыбнулся и утёр ей нос.
  - Ну что пойдём получать по первое число?
  - Пойдем! – кивнула довольно Оля – С тобой дядя Шаман мне ничего не страшно!
  В подвале горели сразу несколько свечей, и дети со стариками сидели возле небольшого ящика со щитом. Шаман опустил Олю на пол, и та кинулась к маме на встречу.
  -  А вот и мы! – Шаман широко улыбнулся и поставил на ящик вещмешок. -  налетай детвора, там вам подарки!
  Дети загалдели и кинулись к мешку. Шаман вытащил большую бутылку водки и поставил напротив деда Пахома, сам подошёл к Оксане. Она утирала грязь с лица Оли и плакала. Ругать у неё уже не было сил.
   Когда дети растащили все подарки из рюкзака то к свечам прибавился военный фонарь который освещал весь подвал так ярко, что жильцам было от этого не привычно.
   Шаман открыл бутылку водки и налил себе и деду Пахому в стаканы, от чего тот довольно расплылся в улыбки.
   Шаман встал взяв стакан в руки и улыбаясь сквозь щетину сказал:
  - У меня есть важная новость! – Шаман выждал, когда все утихнут - На днях вас вывезут отсюда …
   Шамана оборвали громкими ура и довольными возгласами, он посмотрел на веселящуюся детвору и Оксану с грустным взглядом. Он поднял стакан.
   -  С новым годом, друзья!
   Ёлка, стоящая в углу подвала была напряжена в разноцветные ёлочные игрушки, они радостно и по-новогоднему блестели в лучах света.


   
                г. Сегежа, декабрь 2022 г.
 


Рецензии