На злобу дня о расселении и численности народов
На злобу дня: о расселении и численности народов Кавказа
Официальная наука России расселение народов дана в 1627 году в Книге Большого Чертежа в трех изданиях. В данном случае мы представляем третье издание:
Сербина К.Н. Книга большому чертежу – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. — 116 с.
«А Терек река вытекла из реки ис Кура и пала в море, а течёт промеж гор, а по ней розные языки: Кабарда и горские черкесы, и окохи, и осоки, и мичкизы и кугени, и Грузия и Иверская земля в горах по рекам…», с.147, «КБЧ».
Как видим в этой цитате «Кабардинцы» не поименованы «Черкесами», то есть «горские черкесы» это не кабардинцы и не адыги.
Второй пример: «и до Чёрного моря / поле и реки, что кочюют Малые Нагаи; и от Астарахани морским берегам до Яика; и реку Яик и до Терка, до Тюменского города; и реку Куму, и по ней Можаров юрт; и реку Терек и по ней Пятигорских черкес и кабарду, в горах ококи, и мичкизы, и осоки и кугены и от Тюменского Дербент Железные Ворота и Шамаху…», с.50, «КБЧ».
Как видим и здесь кабардинцы не названы черкесами. К «горским черкесам» добавились «Пятигорские черкесы».
На что следует обратить внимание. Текст, идущий от Малых Нагаев мы сократили. Но как видно от Чёрного моря, до Кумы, до Можаров (Маджары) юрт это все Малые Нагаи, тюркский народ.
«и реку Терек и по ней Пятигорских черкес…» эти Пятигорские черкесы идут после Малых Нагаев, это рядом с Каспийским морем и эти «Пятигорские черкесы» - тюркский народ. Позже мы дадим развёрнутую характеристику по ним. И, кабардинцы даны отдельно.
Третий пример: «А от Чёрного моря до верхи реки Кубы (Кубань-Х.Т.) и реки Кумы 300 верст .
А в реку Куба пала река Лаба из горы.
А от Чёрного моря те горы и до Хвалимского (Каспийского-Х.Т.) моря .
А в тех горах по Терку и по рекам иным пятигорские черкесы, и кабарда, и окохи, и кугены и мичкизы. И промеж реки Терка и реки Кура, и иных рек, и по Хвалимскому морю Грузинская и Иверская земля, и Ширван, Шамаха.
А от верху реки Кубы из гор к Чёрному морю, и к Азовскому морю и до верх реки Маначи от тех гор все кочевье Малых Нагаев Казыева улусу…», с.88, «КБЧ».
Пример четвёртый: Роспись реке Терку
« л. 65 Река Терек потекла из реки из Кура [|**в ночь горы.
А на низ по Терку, с левые стороны реки Терка, Кабарда.
А в Кабарде пала из гор в Терек река Ардан, протоку4 50 верст.
А от верхуа Терка, от реки Кура, до Кабарды, до Ардана реки 170 верст;
а от Ардана реки 20 верст пала в Терек река Агер; а ниже Агера пала в Терек река Урюх, от Агера 20 верст. || -л. 65 об. А ниже Урюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст.
А вниз по Терку по тем рекам 60 верст, а вверх по тем рекам до гор на 50 верст. ' А от Кабарды, от Киз-реки вниз Терком рекою, до усть реки Белыя, 60 верст, протоку Белыя реки 20 верст…», с.90, «КБЧ».
Пример пятый: «А в реку вв Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой.
А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас.
А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90, «КБЧ».
Балкарцы это место называют – Бештамак, то есть устье пяти рек: Терек, Малка, Баксан, Чегем, Черек. А себя называют: Бештау Эл, то есть – Пятигорская страна.
В кабардино-русской дипломатической переписке эти обстоятельства также отражены. «Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны ж и есть тамо острова с лесом дубовым и протчим. И довольство многое в винограде, и в протчих овощах, також есть и черви, которые родят шолк; и оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по руски пятое), с.29, КРО – 2 т. Кабардино-русские отношения XVI -XVIII вв. Т. 2. Издательство Академии наук, М.,1957 г., с. – 424.
Балкарское название «Бештамак» упоминает и И.Г. Гильденштедт, в своей книге «Путешествие по России и Кавказским горам в 1770-1773гг»:
« Провинция Бассияния» Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Черкессией. Жители её определенно татарского происхождения…Притоки Терека: Аргудан, Лескен, Малки, Малкара, или Балки, с левой стороны Терека… В округе (Бассияния (Балкария -Х.Т.) в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. Ручьи, которые усиливают Малку: Баксан (он становится полноводной благодаря Чегему и Череку. В том месте, где Малка выходит из гор, она поворачивает и впадает в Терек…», с.48-49.
То есть реки вытекающие из Бассиянии и образуют Бештамак – устье пяти рек в месте впадения Малки в Терек: Малка, Черек, Чегем и Баксан…, с.29-30, Гильденштедт.
Он же пишет: «…Малкар – по –басиянски; Балкар-по-черкесски; собственно Бассияни-по грузински… Часть живёт у Аргудана, большая – на Череке (притоке Терека). На В. провинции – Осетинская Дугорен (Заметьте не Кабарда, а Дугорен – Х.Т.), на Ю. – имеретинская Раджа, на С. – часть Большой Кабарды, называемая Кашкатау…», с.224, Гильденштедт. Путешествие по России и Кавказским горам.
В 1773 году одно из обществ Балкарии, Малкар граничила на севере с Кабардой по горе Кашхатау при реке Чегем.
Как видно «Книга Большого Чертежа» показывает кабардинцев-Кабардой.
Об этом ещё в конце XIX века написал русский историк С.А.Белокуров в своём исследовании «Сношения России с Кавказом», выпуск 1 1578-1613гг., М.1889: Что Пятигорских Черкес различает от «Кабардинцев»,
говоря, что «по Терку и по рекам иным (обитают) – Пятигорские Черкассы, и Кабарда, и Окохи, и Осоки, и Кугени, и Мичкизы)…»
Самое название этих Черкес Пятигорскими показывает место их жительства около Пяти Гор - Центральный Кавказ: Казбек, Дыхтау, Джангитау, Шхара, Эльбрус.
Обратившись к истории возникновения этого названия, мы напомним, что Матвей Меховский в 1517 году в своей известной книге «Трактат о двух Сарматиях» писал: «К югу, по направлению к Каспийскому морю лежат горы Иберии и Альбании, которые у русских называются по имени народа Пятигорские Чиркасы (Pietihorscij czyrkaczy), то есть приблизительно Чиркасы пяти гор (Quinquemontani)…» Из этой цитаты мы узнаем о горах «Иберии и Аьбании», уточним, что Иберия – это современная Грузия; Альбания - это горы Дагестана.
А точнее, «Пяти гор» или Бештау Эл, называют Кабак ас (Кавказ), который в те времена, понималась та территория, которая называлась «Пяти гор» от Казбека до Эльбруса. Эта территория называлась «Кавказом» то есть местожительство балкарцев (Казбек (Казман тау), Дыхтау, Джанги тау, Ушхара тау, Минги тау – Эльбрус), как высшие и выдающиеся вершины гор на горной гряде – Кабак-ас-Кавказ.
Эти сведения ещё дополняет таже «книга Большого Чертежа», говоря, что по р. Белой и впадающим в неё рекам Черем, Баксан меньшой и средней, и Палкъ «земли Пятигорских Черкасъ».
На 1627 год, адыгоязычные народы, как черкесы не известны.
Если судить с того факта, что кабардинцы на 1627 год зафиксированы на реке Терек, то, кто такие, те черкесы, о которых пишет голландский исследователь Николаас Витсен в своей книге:
«Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», Том II, Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден, Амстердам, Издательство Pegasus, перевод с голландского В.Г. Трисман.
Н. Витсен — бургомистр Амстердама, один из богатейших людей Голландии, находившийся в дружеских отношениях с Петром I. Витсен написал свою работу с конца XVI — начала XVII вв.:
«Чиркассия. Страна чиркесов, расположенная вблизи Каспийского моря, с севера имеет соседями Астраханских нагайцев, с юга – дагестанских и таркусских тартар и с запада – абасов и мигнгрельские народы…», с.685.
И другие чиркасы, о которых пишет Витсен:
«Пятигорские черкесы редко выходят на равнинные поля, потому, что это горные народы – их ещё называют чиркасами пяти гор…», 687.
Это те же балкарцы, которые называли свою страну – Бештау Эл – Пятигорская страна.
В русских документах 1629 года, в отписках Терского воеводы И.А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведке залежей серебряной руды на территории Балкарии. И.А. Дашков в своей отписке в январе 1629 года сообщил в Посольский приказ, что в Черекском ущелье живёт народ «балкарцы». Когда в 1639 году московские послы шли в Сванетию через Баксанское ущелье, они застали здесь карачаевские аулы…сс.27-28 (Очерки Истории Балкарского Народа).
Интересен для нас документ, «Статейный список о пребывании посольства в Имерети.1650 года.22 мая-1651г.26 июля.», где говорится и дигорцах и их связях с кабардинцами. «…Жилище их (дигорцев –Х.Т.) в горах, вверх по реке Урух, а владелец у них Алкас Мурза Карабгоев; а владение его четыре кабака. А в кабаке, сказали, жильцов дворов по двести и больше. А для оберегания ясак дают Алегуке да Ходождуке мурзам Черкасским и Зазаруке мурзе Анзорову, с кабака по десяти коров или быков, да по ясырю, да по лошади доброй, да с двора по овце суягной, да по четверику пщеницы, да по четверику проса. А до первого их владенья до дигор, от Зазарукина кабака половина дня ходу…» А вот, что пишут о балкарцах в этих же статейных списках : «…Майя в 13 день (1650 –Х.Т.) государевы послы Микифор и Алексей и грузинские и меретинские послы пошли от Зазаруки в Болхары (Балкары –Х.Т.), а с ними в провожатых терские служилые люди, стрельцы, и новокрещены, и окоченя. И ночевали под горами, на речке Суенсу (Сукансуу – Х.Т.). И наутрея с того места послы, государеву казну подняв на вьюки» пошли тою же речкою Суенсою меж гор, узкою и нужною дорогою и шли половина дни. И вышед из гор, ночевали под теми же горами, на той же речке Суенсу, две ночи. А, едучи, перебродили тое речку во многих местех с большою нужею, и лошади со вьюки попадали многие. Маия в 17 день с того места пошли послы Микифор и Алексей с государевою казною в Болхары. И везли казну послы на своихь лошадех, а сами шли пеши. И пришли в Болхары того же дни.
И приняли государевых и меретийских послов болхарские мурзы с честью. А те мурзы не под государевою рукою живут, сами о себе…»
Посольство Стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652. М. Полиектов, 1926г., Тифлис, сс.70-71.
В этом предложении всё сказано чётко: Балкарцы, народ независимый, свободный живут по своим законам и традициям и никому дань не платят в отличие от того, что было отмечено в отношении дигорцев. Второй момент, то, что послы русские шли через Балкарские земли в Имеретию, говорит об одном, что балкарцы имели дипломатические отношения с Россией и Грузией. Это в принципе подчеркивается во многих документах.
О расселении кабардинского этноса Екатерина Николаевна Кушева в своей исследовательской работе: «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI – 30-е годы XVIII века», Издательство Академии Наук СССР, М. 1963 г., в главе третьей указанной работы: Народы адыге и Северокавказские абазины, в части первой «Кабарда» пишет: «ИсточникиXVI - XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников… Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены».
А если прямо сказать, чтобы все могли понять, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI - XVII вв.»
Далее Кушева Е.Н. пишет: «…Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI - XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время… Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья…».
По словам самой Кушевой Е.Н., определить для XVI – XVII вв. численность населения в Кабарде было невозможно. Кабардинские поселения отличались большой мобильностью и не были стационарными более чем на 3-6 лет.
Ориентируясь на количество кабаков кабардинских князей и мурз и о количестве ратных людей, в общей сумме назывались такие цифры:
кабаков 112, ратных людей – 2055..» .сс.95,131.Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века)— М.: Издательство Академии Наук СССР – 1963. — 372 с.
Как следует из определения Е. Кушевой в период XVI – XVII вв. не известны поселения кабардинцев, их названия, численность, территория расселения. Простой пример: Кабардинцы в современное время составляли на 2002 год – 345 тыс. нас. Известно, что кабардинский этнос проживает в семи городах, десятках поселках, где не менее трех тысяч населения каждое поселение.
Кабак – это небольшое поселение от 3-х, 10-ти, до 50 дворов. На указанный период: XVI – XVII вв. не известен, ни один город, ни одно крупное поселение, где проживало бы значительное кабардинское население.
В пропагандируемой "Черкесии", мифическое "огромное" по численности население Кабарды, потом, якобы «погибнет» в 101-летней «Кабардино-черкеской-русской войне» 1763-1864 гг., как и мифическая территория Кабарды, которую «разобрали» соседние народы.
Вот к чему ведет искажение истории в «научных» трудах исследователей истории кабардино-адыгов.
По данным Ксаверио Главани на 1724 год насчитывают в Кабарте - 3000 жилищ, что в пересчете в среднем на 1 двор 5 человек, как принято считать население Кабарты составит – 15 душ обоего пола; Кучукъ-Кабарта – 800 жилищ, население кумыки, брагунцы, карабулаки, чеченцы, ингуши, осетины и чуть – чуть кабардинцы. Вы обратили внимание, что названия в XVIII в., и ранее назывались и писались в статистических документах, как: Кабарты и Кучук Кабарты. К.Главани. Описание Черкесии 1729 г. перевод и прим. Е.Г. Вейнденбаума. Тифлисъ, 1893, с.6.
По данным Бларамберга – 1824, год: Большая Кабарда 24 тыс., Малая Кабарда в составе кабардинцев, кумыков, брагунов-тюрков, чеченцев, карабулаков, осетин насчитывают 6 тыс. населения обоих душ.
А вот официальный источник от 1829 года
ТИФЛИССКИЕ ВЕДОМОСТИ, № 22, Пятница, Маiя 1-го дня 1829 года.
Г.В. Новицкий, офицер русской армии.
Убыхи – 1200 дворов, 9600 душ;
Гуаiе -300 дворов, 2400 душ;
Натухайцы – 7500 дворов, 60000 душ;
Шапсуги – 7000 дворов, 56000 душ;
Абадзехи – 10000дворов, 80000 душ;
Бзедухи – 1600 дворов, 12800 душ;
Жане – 50 дворов, 400 душ;
Гатюкайцы – 1500 дворов, 12000 душ;
Беслинейцы – 700 дворов, 5600 душ;
Чемиргойцы – 2500 дворов, 20000душ;
Мохоши – 200 дворов, 1600 душ;
Кабардинцы (беглые-Х.Т.) – 300 дворов, 2400 душ;
Итого: 32850 дворов, 262 860 душ.
Из этих племён племена Адыхе и кабардинцы (Беслинейцы, Чемиргойцы, Махоши, Кабардинцы в том числе татары) составляют около 30 000 душ.
Из достоверных источников вытекает то, что нет "миллионов черкесов" и нет истребленных изгнанных в "101-летней войне", "миллионов". Нет и "геноцида адыгов". Нет и "Утерянных или разделенных народов".
Болезнью фальсификации болеют большинство исследователей в
Кабардино-Балкарии.
Отсюда и «Великая Черкесия», «Черкесский батальон» Яганова и Кочесоко, против России, и пропаганда идеологии единой «Черкесии» Аскера Хаширова, Аслана Бешто и др.
Федеральной Службе Безопасности и другим правоохранительным органам давно пора остановить создание мифической, виртуальной, параллельной истории и вакханалию лжи против народов России, против самого существования Российской Федерации от фальсификаторов историков в России, работающих на разрушение России и на создание очагов межнациональных конфликтов на Кавказе.
Хадис Тетуев, историк, 09 декабря 2022г.
Свидетельство о публикации №222120901197