Музыка поразительной красоты и энергии Норма, опер

 Музыка поразительной красоты и энергии

"Норма", опера Беллини, концертный зал Мариинского театра, 8 декабря 2022 года

Дирижер – Кристиан Кнапп.
Норма – Мария Баянкина.
Адальджиза – Дарья Телятникова.
Поллион – Джованни Рибикезу.
Оровезо – Мирослав Молчанов.
Клотильда – Любовь Кислякова.
Флавий – Савва Хастаев.


В Мариинке исполнили "Норму", лучшую и самую впечатляющую оперу Винченцо Беллини. На это надо было отважиться, ведь "Casta diva", молитва Нормы и многие другие фрагменты оперы не просто на слуху, их исполняли самые знаменитые певицы, в том числе и божественная Мария Каллас, они известны в записях лучших оперных исполнителей мира. А такое сравнение часто бывает просто убийственным.
Но вчера опера прозвучала в концертном зале Мариинского театра, практически при аншлаге, и ее концертное исполнение, отнюдь не безупречное, было тепло встречено публикой.
И не удивительно! Музыка в ней потрясающей красоты и выразительности, полная ярких энергичных мелодий, лирической напевности, временами такой божественной возвышенности и невероятного очарования, что дыхание перехватывает.
Полностью эту оперу я слышала впервые и поразилась современным строем музыки, ее почти бетховенской энергией и вердиевской страстностью. Как отчетливо в ней проступают черты будущих великих музыкальных творений, например, раннего Верди с его "Набукко". С особой силой на эту мысль наталкивают грандиозные хоры "Нормы".
Увертюра, потрясающей мощи и величественности, настраивает на нешуточные страсти и античный трагизм. Добром все не кончится! Это было ясно с первых тактов.
Как прекрасно вчера играл оркестр под управлением Кристиана Кнаппа! Как замечательно пел хор! Роскошная музыка Беллини властно завладевала всем пространством, врывалась в душу, захватывала своей энергетикой, искупая и восполняя своей касотой все вокальные погрешности и странности исполнения! Как жаль, что композитор прожил всего 34 года, но как нам повезло, что он успел написать "Норму"!
Завораживающе прозвучала самая знаменитая сцена оперы с проникновенной арией-молитвой Нормы (Мария Баянкина) "Casta diva". Удалась и сцена объяснения Нормы с Адальджизой (Дарья Телятникова), где она просит юную жрицу и соперницу позаботиться о ее детях, рожденных от преступной связи с римлянином Поллионом. Чарующе прекрасным получился дуэт двух сопрано - Дарьи Телятниковой и Марии Баянкиной. Дарья Телятникова, конечно, была настоящим украшением концертной версии "Нормы"! Дивный голос, чистый, светлый, красивого тембра! Аккуратные точные колоратуры, мягкие верхние ноты, прекрасная стилистика пения, великолепная техника бельканто! Полный восторг! Хороша была и Любовь Кислякова в небольшой партии Клотильды! Тоже многообещающе выразительный голос!
Хорошо была исполнена Мирославом Молчановым большая героическая ария Оровеза, поддержанная мощным хором, призывающим сокрушить врагов-римлян в освободительной битве.
Грандиозный финал, достойный по накалу страстей еврипидовской "Медеи", хотя Норма все-таки пожалела своих детей, не убила их в отместку неверному Поллиону, потрясает музыкальной мощью и граничащим с безумием бесстрашием главных героев - Нормы и Поллиона, добровольно взошедших на жертвенный и искупительный костер!

Опера оставила сильное впечатление, вызвав настоящий катарсис, несмотря на немало существенных вокальных "но".
Хочется думать, что этот шедевр Беллини доведется услышать в Мариинке еще не один раз. И рано или поздно опера прозвучит на ее сцене во всем своем блеске.


Рецензии