У синего моря

Далеко-далеко на берегу синего моря жил старик. Каждое утро брал он свою лодку и выходил в море ловить рыбу. И вот, как-то раз, одним ранним утром он снова вышел в море и начал рыбачить. И в этот раз ему несказанно повезло: он поймал огромную камбалу – такую большую, что она еле помещалась в его лодке. Старик кое-как втащил её в своё скромное судёнышко и отправился в обратный путь.
Долго ли, коротко ли плыл он обратно, да только разыгралась на море буря. Лодку швыряло из стороны в сторону, а он, бедняга, не знал, как ему справиться с управлением. И носило его по морю ровно три дня и три ночи, пока лодку не вынесло на совершенно чужой, не знакомый ему берег. Буря окончательно улеглась, и он остался один-одинёшенек на пустом берегу. И долго бы ему ещё так сидеть, если бы, не известно откуда не появился мальчик. Он взглянул на измученного старика, заглянул к нему в лодку и ахнул:
- Ты поймал нашу священную рыбу! Мы много лет поклонялись ей, как святой заступнице. Она оберегала наш народ от бед и несчастий. А ты её убил.
- Что ты говоришь? Разве обычная рыба может помочь, если в дом постучится беда?
- Ты не понимаешь! Наш народ свято в это верил. А теперь появился ты и лишил его этой надежды. Теперь тебя ждёт суд и строгое наказание. Возможно, даже смерть.
- Но я не хотел ни кому причинить вред.
- Не хотел, но причинил. И теперь твою судьбу будет решать наш правитель.
Пока мальчик разговаривал со стариком, на берегу появились ещё люди. Они столпились вокруг них, и все заглядывали в лодку к старику. Среди толпы пополз шёпот. Каждому было жаль священную рыбу, а о судьбе старика никто не думал. Людские массы сгущались, и через час на берегу было уже столько народу, что невозможно было протолкнуться.
В это время вождь данного посёлка решил посмотреть в подзорную трубу из своей хижины и полюбоваться на море. Он приложил трубу к правому глазу и направил её на морской берег. Но вместо красиво плещущихся волн он увидел огромное столпотворение.
- Эй, гонец! Сбегай, узнай, что там происходит! – крикнул вождь, отводя от себя трубу. Гонец побежал со всех ног и уже через несколько минут он вернулся обратно.
- Плохие новости, государь! Какой-то незнакомец поймал и убил нашу священную рыбу.
- Кто таков?! Как посмел? Сейчас же привести его ко мне! – скомандовал вождь. И воины, выстроившись в плотную шеренгу, направились к берегу.
Как только народ увидел войско, то все тут же расступились и пропустили его вперёд. Бедного старика обступили со всех сторон вооружённые воины и повели его к вождю для решения его дальнейшей судьбы. Старик так перепугался, что еле переставлял свои ноги, а воины постоянно подгоняли его уколами своих копий. Старик не сопротивлялся. После того, что ему сказал мальчик, он уже не верил в счастливый конец. И через какое-то время его доставили к вождю племени. Вождь строго посмотрел на него и сказал:
- Ты слишком стар. Был бы молод, я бы без раздумий женил тебя на своей дочери, чтобы ты всю жизнь отрабатывал и отмаливал свой грех. Но ты – старик, и я не могу в-одиночку решать, что с тобой делать. Вечером я соберу совет старейшин, и мы все вместе будем решать твою судьбу.
Сердце старика сжалось: «Лучше бы мне сразу отрубили голову», - подумал он. Но вождь отдал распоряжение запереть его в старой хижине и приставить к нему двух воинов, чтобы он не убежал, а сам удалился к себе. И всё бы для старика могло закончиться очень печально, если бы дочь вождя не сжалилась над несчастным. Когда все были на охоте, она напоила воинов сонным чаем, а сама выпустила его на волю.
- Беги! Беги скорей, пока ни кого нет! – крикнула она. И старик изо всех сил побежал к морскому берегу. Его лодка всё ещё была там. Он сел в неё и поплыл, куда глаза глядят.
Когда вождь вернулся с охоты, то обнаружил, что воины-охранники спят мёртвым сном, а старика и в-помине нет. Он долго бушевал от злости, послал за ним в погоню, но было уже поздно. А старик тем временем направил свою лодку к родному берегу. Весь день и всю ночь он грёб вёслами на север в надежде, что море сжалится над ним, и он вскоре причалит к родной гавани. Но на утро он совсем обессилел, лёг на дно лодки и заснул. Вдруг море забурлило, и сначала перед ним возник огромный фонтан, а потом из самой глубины всплыл кит. Старик упал перед ним на колени и взмолился:
- Не губи меня, пожалуйста, а будь милостив: помоги мне добраться до дома! – и, к его удивлению, кит с ним заговорил:
- Я бы рад помочь тебе, но ты убил нашего морского царя. Много лет он оберегал море от нападения людей, а теперь, по твоей вине, мы стали беззащитны. За это тебе полагается смерть.
Заплакал старик пуще прежнего:
- Дорогой кит, не убивай меня. Я  и так сам скоро умру. Мне много лет, и жить осталось не долго.
- Нет, - ответил кит. – не я, так другие рыбы с тобой рас правятся. Знай, что с этого дня не будет тебе удачи в рыбалке: ни одна рыба не клюнет на твой крючок, и ты просто умрёшь с голода.
- Но как я могу искупить свою вину? Ведь я вовсе не хотел совершить ничего дурного.
- Это должно решить море и все его обитатели, - ответил кит, - знай, что ты не вернёшься домой до тех пор, пока море не решит, как с тобой поступить.
И старик сначала растерялся, а потом про себя подумал: «Неужели, я всю жизнь должен зависеть от моря и его обитателей? Хорошо. Если море отказывается меня кормить, тогда меня всегда может прокормить земля, на которой я вырос». – и он снова начал активно грести своими вёслами на север. А к вечеру он увидел перед собой незнакомый берег и направил свою лодку прямо к нему. На берег высыпало много людей в праздничных одеждах. Они начали внимательно рассматривать старика и угощать его яблоками. Но это дружелюбное приветствие длилось не долго – до тех пор, пока кто-то из толпы не спросил его:
- А кто ты такой и как попал к нам?
- Я обычный рыбак. Недавно поймал огромную рыбу и чуть не поплатился за это жизнью: сначала я попал в плен к каким-то индейцам, которые грозились меня убить, а потом само море пригрозило мне смертью.
- Само море?
- Да.
- Это ужасно. Тогда мы не сможем тебя принять в своём государстве, иначе у нас будут серьёзные проблемы с морем. А нам это совершенно ни к чему. Лучше убирайся отсюда по-добру, по-здорову.
Старик расстроился и отчалил от берега. Никто не хотел ему помочь – все только и делали, что осуждали его, и ему оставлся только один путь: вернуться на Родину и заняться другим ремеслом. Долго он странствовал по океану, и наконец где-то в дали показались огни родной гавани. Это придало ему бодрости, и он начал грести изо всех сил, и к концу дня он был уже дома. Но каково же было его удивление, когда его на берегу встретило много людей, и у всех были скорбные лица. Никто не радовался его возвращению.
- Что случилось во время моего отсутствия? – спросил старик.
- Неужели ты не знаешь? – обратились к нему люди. – Пока ты отсутствовал, на нашу деревню ополчились все, кто только мог: к нам приплыли туземцы со своими воинами, искали тебя и говорили, что ты убил их священную рыбу, которая оберегала их от всех бед и невзгод. А следом за туземцами само море ополчилось на нас и пообещало потопить нашу деревню, если мы примем тебя обратно. Что же ты натворил! Море обещало, что не видать нам ни какой удачи в рыбной ловле, и с этого дня мы все будем голодать.
- Море и мне грозило тем же, - ответил старик. – но при чём тут вы? Разве это справедливо? Почему из-за одного проступка одного старика должен страдать весь народ?
- Но море нам так пообещало, - плакали люди. – что же нам теперь делать? Чем мы будем кормить свои семьи? Где возьмём денег? Ведь раньше торговля рыбой приносила нам основной доход.
- Не расстраивайтесь, - сказал старик. – Я уже об этом думал. Мы займёмся земледелием и скотоводством.
- А если море вздумает обрушить на нас свой гнев и затопит наш урожай?
- Мы разобьём наши поля подальше от моря, и оно ничего не сможет сделать.
- А где мы возьмём животных? На это ведь нужны деньги.
- Мы продадим выращенный урожай, и на эти деньги сможем купить птицу и скот.
Люди слушали старика и удивлялись тому, что ни кому из них не пришла в голову эта замечательная идея.
Наступила осень, и все крестьяне этой деревни запаслись зерном и хорошими плугами. А по-весне они посеяли свой первый урожай. Всё лето они ухаживали за своими полями, и никто ни разу не вышел в море. Как оно ни бунтовало, в надежде, что помешает им рыбачить, но всё напрасно. И удивилось море: «Куда это делись все рыбаки этой местности»? – и стало спрашивать чаек, не знают ли они, в чём дело? Прилетели к нему чайки и рассказывают:
- А крестьяне нынче земледелием занялись. Им нынче не до тебя.
Изумилось море ещё больше и погнало волну по всему белу свету с такой новостью:
- Нынче крестьяне выказали пренебрежение самому морю! Всю свою жизнь оно кормило их и помогало им, чем могло, но они повели себя, как неблагодарные дети и решили его оставить, занявшись совершенно другими делами, не свойственными их натуре. И за это они должны быть наказаны. Да, не осудит никто нас за это!
И услышал эти слова ветер, и подул, что есть мочи, в сторону берега, и покатились огромные волны, сметая всё на своём пути. Три дня и три ночи бушевал тайфун. Несладко пришлось в ту пору крестьянам: подвалы их домов были затоплены, и в самих домах можно было плавать – хоть прямо с печки ныряй. Но на четвёртый день выглянуло солнце, и вода стала убывать. Но, как ни было это печально для моря, волны не смогли достать до полей, и это радовало. А после дождей пшеница только сильней заколосилась. Так морю и не удалось отомстить крестьянам. А к осени они построили мельницы, намололи муки и выгодно её продали. И теперь у них были деньги, чтоб обзавестись птицей и скотом. Так они и поступили, и с тех пор больше не зависели от моря. А на следующий год они посадили сады, и вскоре у них вырос большой урожай яблок. И теперь им не нужно было привозить их из-за моря. А страна, которая отказалась принимать старика, потерпела большие убытки, ведь именно она была основным поставщиком яблок в эту деревню.
На этом всё и кончилось и довольно хорошо для деревни и для старика. А за его сообразительность его назначили главным старейшиной, и с тех пор ему уже не нужно было трудиться в поте лица: люди сами ему во всём помогали, уважая его почтительный возраст и чуткое отношение к окружающим.
25. 04. 2019


Рецензии