Командировка

Краткое предисловие
  Уже более девяти месяцев наша российская армия, по приказу президента страны проводит Специальную военную операцию в Украине. Как историк по образованию и человек прослуживший в Советской армии более двадцати семи лет, с первого дня её проведения вникаю в суть происходящего этого неординарного события, всё анализирую, а когда представляется случай побеседовать с участниками событий, стараюсь описать всё, что знает и может поведать мой собеседник.
  В октябре месяце узнал, что побывал в командировке молодой человек, которого знаю ещё школьником. Договорились о встрече и пару часов побеседовали.
  Сейчас это уже пенсионер МВД Российской Федерации в звании капитан, работник Федерального унитарного предприятия «Охрана», начальник группы. Предприятие «Охрана» учреждено и работает при Росгвардии России, а последнее, как известно, принимает непосредственное участие в Специальной военной операции в Украине.
  В августе нынешнего года, руководство Запорожской области обратилось к президенту России оказать помощь области, чтобы начать занятия в школах на её освобождённых территориях. Кроме  массы всяких проблем связанных с организацией самого учебного процесса, надо было решать и вопрос охраны школ. Поскольку наша Росгвардия на освобождённых от укронацистов территориях выполняет функции охраны общественного порядка, было принято решение поручить охрану школ предприятию «Охрана». Центральный московский орган «Охраны» и приступил к формированию отрядов из своих сотрудников. Как мой знакомый оказался в командировке, как она проходила, предоставим слово ему  самому.
  Долго мы с ним думали лишь над тем, как назвать моего собеседника, участника тех событий. Решение созрело простое - «Чеченец». Почему именно так – сказывать по некоторым обстоятельствам не будем.
                А. Перепелятников
1
   После обращения Военно гражданской администрации Запорожской области к президенту Росссии об оказании помощи в организации занятий в школах на её освобождённых территориях, 
президент и главнокомандующий российской армией и принял решение этому поводу. Кроме массы самых разных вопросов связанных с началом учебного процесса в школах Запорожья принимается решение  и об охране школ.  Военно-гражданская администрация Запорожской области в августе 2022 года  заключила соответствующий договор с ФГУП «Охрана» Росгвардии России. Руководством центрального аппарата предприятия «Охрана» было принято решение о создании сводного отряда для выполнения заключенного договоре об охране школ Запорожской области.
  Разнарядка на подбор личного состава сводного отряда центральным аппаратом «Охраны» была разослана во все регионы России. Пришла разнарядка и в наше подразделение. Будучи одним из руководителей подразделения региона, я посчитал для себя не возможным не записаться в сводный отряд. Боевого опыта у меня не было и нет, но за спиной огромный опыт работы в охране, срочная служба в кремлёвском полку, служба во вневедомственной охране МВД.
  В Запорожскую область наш отряд заходил через Крым. Ехали автобусами. Пересекли границу России, получили оружие, боеприпасы, бронезащиту. Я попал в группу, которой предстояло выдвинуться в город Токмак, а затем в населенные пункты, где по решению ВГА предстояло открыться школам. Обстановки в Запорожской области на тот момент мы не знали, поэтому думаю у всех, как и у меня, было чувство тревоги. Не страха, нет, а какого-то волнения, беспокойства. Беспокоило отсутствие связи,. Наши сим-карты сотовых телефонов еще в Крыму перестали работать, да и вынули мы их. Ведь знали, что у противника есть возможность запеленговать  по сотовой связи её пользователей. И тогда в любое время жди «прилёта».
  Не буду описывать подробно с какими трудностями мы добирались до места. Скажу только, что  весь наш путь по территории Украины пролегал по разбитым дорогам, мимо разрушенных домов и сёл,  обгоревших останков различной техники. Было жутковато.
Мне с напарником выпало охранять школу в с. Новозлатополь. Это самое дальнее село от базы нашей группы и самое близкое от линии боевого соприкосновения армий России и Украины. Такое решение  командир нашей группы принял, так как узнал что я пенсионер МВД, имею большой опыт работы в охране.
  29 августа 20222года утром мы прибыли в Новозлатополь. Село не сильно пострадало от военных действий, школа находится почти в центре села. Расположена в обычном двухэтажном здании, каких много и у нас в России.



2 Школа
  Встречали нас директор и завуч школы. Быстро выгрузились из машины  и начали знакомиться. Мы были в камуфляже Росгвардии, с автоматами, в бронежилетах и касках.
  Сформированный к началу занятий коллектив школы принял нас радушно. Все были рады тому, что прибыли Российские военные и что с первого сентября в школе начнутся занятия. Руководство школы и педагоги это самые обычные наши люди россияне. Правда, не все имеют педагогическое образование, но все большие трудяги, патриоты своего края. Все кто поддерживал укронацистский режим, при новом режиме работать отказались, многие из них уехали на территорию контролируемую Киевом или в Европу.
  После знакомства, нам в здании школы отвели небольшое помещение, и мы начали его обустраивать для своего проживания.
  В школе в начале лета располагались ополченцы ДНР. От них осталась солдатская кровать. На неё мы положили найденный в одном из бытовых помещений спортивный мат. На нём не раздеваясь и спали по очереди. Службу несли круглосуточно. Один осуществляет пропускной режим, проверяет входящих в здание школы, а второй следит за прилегающей территорией, обходит и осматривает помещения школы. Спали по часа по два-три вечерами, когда закончатся школьные мероприятия и все разойдутся по домам. Ночью оба на боевом посту, прилеты в основном ночами были, да и ночи там темные, уличного освещения, как понимаете, нет. Кроме того, ночами в окрестностях действовали  диверсионные группы противника. Входная дверь в школу постоянно нами запиралась. Вход только по нашему разрешению учащимся, работникам школы, иногда родителям некоторых школьников.
   Готовили пищу сами в своей коморке. По пути следования к месту несения службы запаслись питьевой водой, хлебом и тушенкой.
Плюс выданные нам армейские сухпайки, ну и командир  привозил разные продукты по возможности. Позже заработала школьная столовая. Кормили детей и работников школы. По распоряжению директора школы  перепадало и нам. Готовили в школьной столовой из того, что  доставляли российские военные в качестве гуманитарной помощи.
  В один из дней в школу вызвали бывшую директора школы, чтобы принять у неё дела. И мы увидели и узнали кто такие нацисты. Средних лет, с виду нормальная женщина, но, когда появилась в школе и поднялась в кабинет директора, начала орать на всех так, что наверняка её слышно было во всей деревеньке. Бранные её слова перемежались с заявлениями, что скоро придут «наши» и все получат по заслугам, нас россиян расстреляют, а учителям за сотрудничество с Россией дадут по 15 лет тюрьмы. Говорить с нею ни о чем, ни у кого желания не было. Её просто выпроводили  с территории школы и сказали, чтобы больше там не появлялась.
 Сначала приступили к  изучению оперативной обстановки  деревни и окрестных мест. От одного из рабочих школы (кстати, женщины русский по национальности) узнали, что метрах в 500 от школы находятся зерноток и коровник, и там после ополченцев ДНР остался брошенным склад боеприпасов. Попадание ракеты или снаряда ВСУ и нашей школе и части деревни был бы конец. А прилёты были частыми, ведь в километрах в 15-20  г. Гуляй Поле и в 30 километрах г. Угледар (Донецкая область), которые под контролем ВСУ.
3 Первое сентября
  31 августа вечером к нам прибыли для нашего усиления двое полицейских из ОВД, который расположен в с. Розовка Запопрожской области. До этого мы туда заезжали, когда ехали к себе на объект, да и наших ребят завезли в местные школы.
  В ночь произошел очередной обстрел села, были «прилеы», как выражается местное население.  Сработала наша ПВО, ребята молодцы, все ракеты посбивали и, тем не менее, школа от взрывов ходила ходуном.
  Первого сентября с утра прибыло отделение войск Росгвардии,  для усиления охраны и обследования школы. Все помещения зачистили с  овчаркой по кличке «Соня». Старшему мы и доложили о складе боеприпасов.  Росгвардейцы съездили на место и подтвердили, что там находятся ракеты от «Градов», танковые снаряды и мины. Информация ушла в штаб. Через несколько дней склад вывезли.
После проверки школы росгвардейцами, на школьном  дворе появился автобус ПАЗ, который начал с окрестных сел привозить детей и родителей. Началась школьная линейка. В здании школы развивался Российский флаг. Сначала  прозвучал гимн России. Потом перед строем школьников выступили глава районной ВГА и директор школы. Состоялась  самая обычная школьная линейка только с присутствием вооруженных автоматическим оружием российских бойцов.
  От старшего группы росгвардейцев и работников школы мы узнали, что обстановка в селе напряженная. Есть жители, поддерживающие укронацистов, в районе замечены диверсионно - разведательные группы ВСУ. Российских войск в селе оставалось не много, подразделение ГСМ, рембат «Барс» ну и мы два автоматчика. Позже познакомились с командирами соседей, один воин из подразделения ГСМ оказался моим земляком.  Наладили взаимодействие и связь, это прибавило нам уверенности и спокойствия.
4 Ученики
  До проведения СВО в школе обучалось более 100 ребятишек, а на первое сентября 2022 года их осталось не более 50. Многие родители боялись отправлять детей учиться из-за прилетов, а были и такие, кто не пускал детей в русскую школу.
  Ни в чём происходящем не повинные дети произвели на нас огромное впечатление.  Многие из них не могли ни писать, ни читать на русском языке. Говорили на смешанном русско-украинском  и отлично понимали русский. В начале увидев нас в бронежилетах, в касках и с  автоматами пугались. Мне от этого становилось не по себе. Было понятно, какое не простое было у них детство. Даже взгляд у ребятишек был какой-то настороженный. Но дети они и есть дети. На переменах обо всём позабыв, играя шумели, бегали, мальчики дёргали девчонок за косички и только при виде человека в форме успокаивались, затихая.
  Поразил один случай. Шли уроки. Школа заперта. Мне попался лист бумаги, и я сделал из него птичку, которая если дёргаешь её за хвост машет крылышками. Такие птички давно делал своим маленьким детям. На перемене подарил эту птичку одной девочке из начальных классов. Та девочка так обрадовалась моему подарку, её охватил такой восторг, так светились счастьем её глазёнки, что я просто остолбенел.  Весь класс девочку окружил. Дети как святыню  рассматривали мою незатейливую поделку, а у меня от этого заныло  в душе. Вечером с напарником мы извели тетрадь на поделки. Наделали бумажных:  птичек, лягушек, корабликов. Прошли в тот класс и разложили наши поделки на все парты. Видели, как радовались нашим подаркам ребятишки. Целый урок был посвящён раскрашиванию тех наших поделок.
  Через несколько дней дети к нам привыкли, отношения стали простыми, а с 11 классом мы подружились.   Одиннадцатиклассники  в последний день нашей работы в школе, пришли вместе с родителями с нами прощаться. Девочки из одиннадцатого класса подарили нам самодельные открытки. Было очень приятно.
  Был один неприятный случай. Однажды в село зашла одна из бригад российской армии. Связисты бригады вдоль периметра школы провели полевые линии связи между своими подразделениями. Несколько ночей мы с напарником наблюдали, как бойцы ходили по линии связи и чинили порывы проводов. Решили устроить засаду, и  когда начало темнеть, заметили двоих мальчишек, которые резали линию связи. Задержали «диверсантов». Это оказались ученики нашей школы, обоим  по 11 лет от роду. Отпустили, сообщив о случившемся их родителям. Один из тех пацанов потом грозился закинуть нам гранату… Вот как воспитывает своё подрастающее поколение некогда социалистическая, «братская» нам Украина.
5 Потренировались
  Не помню, какого числа это было, но как-то вечером в школу приехали встревоженные, очень напуганные директор и завуч нашей школы. Они ошарашили нас информацией о том, что от работника отдела образования района поступила информация, что со стороны Угледара произошел прорыв ВСУ, и они направляются в нашу сторону. Зная, что ждет людей сторонников России, было принято решение об эвакуации работников школы с семьями в безопасную зону в город Токмак или Мелитополь. Забрали личные дела работников школы, компьютеры. Нам сказали, что нас не бросят и при эвакуации заберут. Уезжать будем на школьном автобусе. Мы по телефону доложили старшему нашей группы и стали ждать его приезда. Собрали вещи,  приготовились к обороне. Понимали, что нас двоих со штатным боекомплектом на долгий бой не хватит. Сговорились, что в плен не сдадимся…  Когда заняли оборону, я  вспомнил, что в кабинете директора стоит наше знамя. Не оставлять же его укронацистам, вдруг придется отступить или эвакуироваться. Побежал на второй этаж, снял знамя с древка, и как видел в каком-то фильме, снял бронежилет, и обмотал знамя вокруг себя.
  Наш командир молодец. Он поднял по тревоге всех, кого мог, в том числе администрацию района и районное ОВД. С наступлением ночи прибыл глава районной ВГА с охраной. И тут выяснилось,  что тревога ложная. Кто - то, что-то напутал и все это завертелось. У нас уже был отбой тревоги, когда приехал наш командир.  На машине по разбитым дорогам он добирался до нас не менее трёх часов. Обложил командир «очень хорошими» словами, нехорошего человека от образования за ложную тревогу, дождался утра и уехал обратно. В ночь не поехал  потому, что в области действовал комендантский час, и на блокпостах могли «не понять» вооруженных людей на машине.
  - Зря переполошились. Зато потренировались, - сказал прощаясь наш командир.
6 Референдум
  По поводу даты проведения референдума было много разной информации. Все работники школы ждали его с нетерпением. Вступление в состав Российской Федерации давало им уверенность в завтрашнем дне и стабильность, по-человечески нормальную жизнь. Так как в селе была напряженная обстановка, ВГА было принято решение открыть избирательный участок не в школе, а в здании поселковой администрации. Администрация находится в соседнем здании.  На входе в избирательный участок установили рамку металодетектора. За день до голосования в село прибыли ребята-полицейские из районного ОВД. Кстати, многие работники школы были назначены членами избиркома. Работал избирательный участок, и проходило голосование в окрестных селах выездными группами. Членов избиркома сопровождали бойцы подразделения Росгвардии. Как рассказывали учителя, в ряде сел голосование проходило тяжело. Некоторые жители были запуганы укронацистами. Люди боялись голосовать. Приходилось в некоторые села ездить по несколько раз, проводить разъяснительную работу. Не буду называть село,  в котором сторонниками укронацистов перед референдумом был проведен сход граждан. Звучали призывы бойкотировать референдум и различные угрозами. Но не смотря ни на что жители освобожденных территорий Запорожья проголосовали за присоединение к России. За Россию проголосовали и жители нашего села.
В последний день голосования село подверглось очередному обстрелу. Две ракеты американской РСЗО HIMARS, выпущенные ВСУ, попали в район заброшенной больницы не далеко от школы. Грохот взрывов, дребезжание стекол заставили всех выскочить на улицу, а кое-кто лёг на землю.
  После референдума Государственная Дума России рассмотрела обращение администрации Запорожья и приняла решение о вступлении Запорожской области в состав России. Это решение незамедлительно утвердила верхняя палата нашего парламента, подписал президент.
  Запорожская область стала областью Российской федерации и школы Запорожья стали охраняться, как и все школы России.   Нашей командировке пришел конец.
  Тем же путём мы отправились сначала в нашу столицу, а оттуда поездами по домам.
 Посылали нас в командировку до нового года, а оказалась короткой, но настолько насыщенной незабываемыми событиями, что останется в памяти до дней моих последних. Я  горжусь тем, что принял какое-то участие в помощи страдающим людям, особенно детям. А когда проводилась частичная мобилизация, был в полной готовности снова одеть мой камуфляж, бронежилет и каску. Всегда готов участвовать в разгроме раковой опухоли на рубежах Родины, помогать и спасать от нечисти добрых простых людей. В первую очередь детей.
                «Чеченец»
                Дек. 2022года.


Рецензии