Досада

                ДОСАДА

                (поздравление с днем рождения друга)

               
                «…нужно выделовать себя…» – Ф.М. Достоевский


   - «Ты знаешь, они просто говорят на разных языках. Он очень уж слишком как-то эмоционален. И его редко кто правильно понимает», - не совсем уверенно тихим голосом на выдохе разъяснял мне мой закадычный друг, с которым мы съели не один пуд соли в наши студенческие годы. Было ощущение, что он его в чем-то старается оправдать, чувствуя, что ему самому это, скорее всего, не удастся.

    Так он характеризовал одного из важных общественных воротил России нашего времени, главного редактора газеты «Завтра», и, может быть, талантливого писателя. Но самое главное - активного мечтателя о великой российской империи. Его грузная фундаментальная во всех измерениях и как бы продавливающая окружавшее его пространство фигура, умное скульптурное лицо, яркая эрудиция и четкое грамотное литературное изложение мысли, все это невольно настраивало собеседника на первоначально позитивный лад. Но это только поначалу пока не вникнешь глубже в предлагаемые им способы «как обустроить» уже уставшую от всех перемен несчастную Россию. И вот тут то и возьмет тебя такая оторопь от его неприкрытых шовинистических расистских черносотенных постулатов, что хочется быстрее сбежать, да куда-нибудь подальше от всех его «эмоциональных» литературных излияний. И поскорее забыть о нем навсегда!
 
   - «Они никогда не договорятся», - скептически, но с грустной ноткой добавляет мой друг. Эту дежурную, как бы заученную по учебнику фразу, я слышу от него не в первый раз. Они, как я понимаю - это политики, политологи, журналисты и просто граждане России различных и даже противоположных взглядов и направлений.
 
   Я сразу теряюсь и мгновенно умолкаю, интуитивно осознав, что эти слова: «они» и «не договорятся» переводит наш разговор в совершенно другую плоскость. То ли всем россиянам надоели все эти злободневные темы, то ли мой друг в чем-то не мог согласиться со мной и не захотел продолжать начатую мной тему. Я понял, что и мы с ним не до чего не договоримся. Мне стало грустно. Нужных слов я как-то сразу не нашел. Да и к тому же я всегда столбенею, когда вот так неожиданно, как ушат холодной воды на голову, прерывается внутренняя связь с собеседником. Да еще с таким близким по духу!
   
    Мы больше никогда не возвращались к прежнему разговору, но в течение еще нескольких дней у меня внутри все клокотало и переворачивалось. Я, конечно, сразу взялся писать коротенький рассказ на эту тему. Но почему-то на бумагу он никак не хотел ложиться. И вот по прошествии нескольких месяцев мне захотелось его домучить. Я понял, что никак не обойдусь без продолжения разговора, хотя бы и сам с собой. Я должен! Я просто не могу не ответить! И даже не для того, чтобы продолжить прерванный разговор, но больше для того, чтобы, наконец, обрести спокойствие внутри себя. Что из этого получилось, судить не мне…

   «Да, ты совершенно прав», - мысленно отвечаю я ему. «Конечно, не договорятся! Разве мог бы Гоголь, Пушкин, Толстой и многие истинно русские великие литераторы или не великие, а просто свободные граждане государства российского, находящие защиту не в государственных структурах, а в своем творчестве, могли бы они договориться с такими лже патриотами? Не может быть и речи! Я думаю, что они его и на порог своего дома не пустили бы. А уж сколько эпиграмм посыпалось бы на его голову! Камня на камне бы от него не осталось… «Не с кем объяснить», как говорят в народе. И тут сам собой напрашивается вопрос: для чего же Россия рождала гениев на протяжении нескольких веков? И созревали они не на пустом месте. Это они должны быть примером для подражания! Вот с кем нужно сверять свои моральные принципы и гражданские позиции! А чтобы это было возможно, самые главные предметы, начиная со школьной скамьи, должны быть - отечественная литература девятнадцатого и начала двадцатого столетия, русский и иностранные языки, а также всемирная история, начиная с Древней Греции.  Так мне кажется…
 
   Наша беседа с другом происходила по моей инициативе после очередного телевизионного интервью: Проханов – Познер (два противоположных полюса нашей солнечной системы). Казалось, ну какое нам дело до их разговоров: «что нам Гекуба?»: у нас и без них хватает в жизни головоломок. Но что-то меня задело за живое. И не само интервью: оно очень живое, глубокое и как всегда у Познера с ненавязчивым подстрочником, выявляющим наиболее выпукло характер приглашенного, в данном случае – Проханова. Задело меня разночтение оценки затронутых в интервью вопросов и ответов. Отражение их диалога через призму понимания каждого из нас и наши дальнейшие умозаключения не только не совпали, что вполне допустимо - каждый имеет свою голову, но лежали мягко выражаясь в разных плоскостях, разнесенных друг от друга на бесконечно неопределенное расстояние. А это уже серьезно!
Между нами выросло взаимонепонимание и, как мне кажется, трудно разрешимое принципиальное разногласие в очень важном вопросе, а именно, в общепринятых моральных устоях общества. Во всяком случае, для меня. Во как! Так я это расцениваю. Правда мой сын, с головой окунувшись в буддизм, извлек оттуда очень «приятную» мысль: морали ли то вообще никакой и нет. Мол, все дозволено. Прямо по Достоевскому. Ну, наверное, ему так легче жить. Бог с ними, с молодыми, они еще поймут. (Как моя бабушка говорила про меня: «вырастет-поймет».) Но мы ведь ДРУГИЕ!!! Мы уже имели время все это оценить и понять.
Мне грустно, и я знаю, почему. «Что-то не так в Датском королевстве…».

   К слову скажу, что уважаемый господин Проханов в молодости придерживался, совершенно противоположных взглядов. Так примерно лет сорок тому назад сочувствовал и даже входил в группу диссидентов того времени. Но как он сам объясняет, поменял свою «религию» после участия в битве на острове Таманском, когда во время боя его обуял такой страх и ужас, что он потерял почву под ногами, и нашел в дальнейшем опору для себя в ожесточенной борьбе с теми же либералами, в рядах которых он состоял совсем недавно. Видимо, его тогда «встряхнуло» с такой силой, и стресс был такой разрушительный, что, к сожалению, повлиял на сбой в психике его личности, а заодно поломал  его гражданскую позицию. Отсюда и бегство в противоположный лагерь, где, как ему кажется, он нашел защиту от надуманных врагов. Что только не делает с человеком участие в военных действиях, когда над ухом рвутся снаряды, и ты САМ ЛИЧНО находишься на краю бездны?!

   Дорогой мой человек, мой закадычный друг! Я вижу, что тень паранойи до сих пор покрывает всю Россию, хотя и взросло уже несколько поколений после первой мировой войны и революции и уже вступило в жизнь третье поколение после смерти Сталина. Но до чего же живуча эта гадость, медленно убивающая и разлагающая российские души страхом, поиском несуществующих врагов и закрывающая еще со времен крепостного права дорогу к свободе личности и выходу ее из оков внутреннего рабства! Россия тяжело больна, если она взращивает и поощряет такие личности, как Проханов. Он в свое время пережил посттравматический синдром. Также как и вся Россия травмировалась на протяжении всего двадцатого столетия. Нужно лечиться, господа!!! Видимо, это долгий процесс, но от него нельзя отмахиваться, подавлять или загонять вовнутрь. Читайте русскую классику, господа! Она может быть поможет…

   В последние десятилетия русский народ устремился к возвращению в религию. Этот процесс пошел «снизу». Люди, разочарованные во всем, находят в вере единственную опору и, видимо, неспроста: покаяние и вера облегчает  их душевные страдания. Можно с этим не согласиться, так как при этом доля ответственности каждого гражданина переносится на упование божье. Но в тоже время приобщение к  религии, как мне кажется, способствует накоплению духовных ценностей и умиротворению в обществе. Надеюсь, что все-таки произойдет главное: общественное покаяние представителей власти, признание чудовищной вины за все злодеяния в двадцатом веке перед своим народом. Вот тогда и начнется действительное очищение русской земли от скверны и мрази, куда ее низвергли борцы за «свободу» угнетенного народа чуть менее ста лет тому назад. Дай-то Бог!!!

   И еще пришла мне в голову грустная мысль. Наверное, главное предназначение России за последние два века заключается именно в том, чтобы принести с собой через вынужденную или добровольную эмиграцию накопленные за последние два века российские культурные ценности, и не только в литературе, но и в искусстве, и в медицине и других областях. Они до сих пор, как и сто лет назад, востребованы и в Европе, и в Америке, да и во всем мире. Кроме самой России, и это так трагично… Действительно: «Нет пророка в своем отечестве»…

   Дорогой мой, прости меня за такой непонятно откуда взявшийся высокопарный слог. Кроме того, мое мнение – не истина в последней инстанции. Все это я понимаю. Просто мне очень досадно, что мы в этом вопросе  (а он один из главных для нашего поколения) так далеко отошли друг от друга. Одна надежда и я в этом уверен: наши разногласия никогда не перечеркнут, по крайней мере для меня, того жизненного пути, по которому мы до сих пор идем рядом.

             Поздравляю тебя с Днем Рождения! Желаю радости, счастья и душевного покоя!
               
                Январь – август 2013 года


                ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Прошло без малого 10 лет. Наступили другие времена. А прошлая боль выросла в стократном размере. Если бы был жив Иван Андреевич Крылов, то он бы написал злободневную басню про осла, возомнившего себя Львом, а то и самим Тигром и повелителем всех зверей, которые затаились в своих норках. И ждут лучших времен.
 
    «Русь, куда несешься ты? Не дает ответ". Но нам-то все видно издалека… 


                декабрь 2022года


               


Рецензии