Нищий духом о нечестии детей

          Нищий духом сказал: «Однажды, пришёл в наш город известный мудростью и беспорочной жизнью,  отшельник Анахарсис. И собралась вокруг него большая толпа, и стали жаловаться люди на детей своих, что проводят всё время в нечестивых плясках, гнусных оргиях, бесконечных пирах и попойках, не почитают родителей и презирают отчизну, от чего гибель грозит городу и всей земле нашей. И, выслушав их суды и стенания, сказал отшельник гневно:
       «О, лукавый и лицемерный род! Вы жалуетесь на детей своих, что они упиваются до беспамятства вином и обжираются до рвоты заморскими яствами, носят непристойные одежды, ищут везде удовольствия и наслаждений, греховно и неестественно совокупляются, дерзко отвергают законы отцов и ненавидят родину. Но не вы ли сами повинны в нечестии детей ваших?
         Не вы ли, вняв своим учителям, которые самонадеянно объявили: «мы сосчитали все песчинки вселенной и проникли во все тайны мироздания, но нигде не нашли Бога», поверили им и вопреки голосу сердца своего сказали: «воистину Бога нет!».
         И когда учителя ваши провозгласили:  «вот мы разъяли человека на части и не обнаружили в нём бессмертной души, а значит, человек суть смертная плоть, как и всякое другое животное». Вы в безумии своём и тогда поверили им и безрассудно возопили: «воистину так, наш праотец – обезьяна, и не будет нам никакого воздаяния после смерти!».
        И когда учителя ваши сказали: «вселенная – это мёртвый хаос, существующий по прихотям случая». Вы также поверили, что знание их истинно и отвергли благо Божьего Промысла и смысл бытия человеческого.
        И вот теперь, вместо Бога у вас ничто; вместо живого Космоса – ледяной хаос, где мёртвые светила пожирают другу друга, как упыри; вместо бессмертной души – бренная плоть; вместо человека – скот; вместо вечной жизни – вечное небытие.
       Так чего же вы ожидаете от детей своих, которых вы сами уподобили могильным червям, копошащимся в разлагающемся трупе мира и обречённым на вечную смерть? Вы лишили их жизнь всякого смысла, сказав, что Бога и бессмертной души нет, что вселенная мертва и в ней царят случайность и хаос. Что совесть это всего лишь чувство вины и нервное расстройство, что нет ничего выше личных желаний, что нравственность это не более чем навязанные обществом табу. И разве не вы научили детей своих стяжательству и презрению к ближнему, кривым путям обмана, порока и ненависти? Разве не  вы внушили чадам своим, что счастье человека заключено в богатстве, что можно любыми неправдами утолять свои самые преступные и отвратительные похоти? «Главное не попасться», - наставляли вы их, позабыв простую истину, что всё тайное  рано или поздно открывается и становится явным. 
        Вы духовные мертвецы, гробы, полные скверных помыслов и вожделений, так чего же вы хотите от плоти и крови своей? И не уповайте напрасно, что вас, мёртвых духом, спасёт от душевного мрака и ужаса смерти поэзия, музыка, живопись или какое иное искусство, ибо вы закрыли перед собой врата неба и отвернулись от света.
        Разучившись отличать свет от тьмы, истину от лжи, вы приняли жалкие умствования учителей ваших за истину, позабыв о том, что бытие наше не имеет никакого смысла и ценности, если нет любящего нас Творца. Что законы человеческие, когда они не опираются на божественные заветы и вечные заповеди, суть не более чем измышления рассудка, пытающегося обуздать ваши скотские безумства и произвол.
       Поэтому, прежде чем осуждать детей ваших – судите себя и исправьте грехи ваши! И тогда, быть может, земля ваша очистившись от скверны, избежит гибели».
       Так сказал Анахарсис и, не добавив более ни слова, направился к городским воротам. И в притихшей было толпе, стали раздаваться возмущённые голоса: «Да этот старик бесноватый! Он опорочил, он оскорбил нас! Нужно побить клеветника камнями, ибо он поглумился над нами!».
       А я, проводив взглядом уходящего мудреца, в которого так никто и не решился первым бросить камень, сказал в сердце своём: «воистину, человек подобен неразумному животному, если душа его не озарена неземным светом небес».


Рецензии
Здравствуйте, Лео.

С интересом прочитал. Ситуация в литературной рефлексии описана занятная. Люди жалуются на детей персонажу, у которого своих детей нет, и выслушивают его обличения. Анахарсис задал им правильный вопрос: «Но не вы ли сами повинны в нечестии детей ваших?». Из личных наблюдений за несколькими семьями могу отметить следующую закономерность. У всех тех, кто не утратили человечности, жизнерадостности и способности удивляться, выросли хорошие дети. Да, часто дети отличаются от родителей и идут своей дорогой в жизни, но это и естественно. Религиозность некоторых моих знакомых исключительно положительно повлияла на их детей, но, к сожалению, я видел и противоположные примеры.
«Поэтому, прежде чем осуждать детей ваших – судите себя и исправьте грехи ваши!». С этим можно согласиться. Полагаю, что людям тоже было бы уместно задать Анахарсису пару вопросов: А где твои дети? Почему не выполнил волю Бога: «И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь»?

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   01.11.2024 17:32     Заявить о нарушении
Позабавили, Александр. И всё же, подобные вопросы к Анахарсису едва ли можно признать уместными. Во-первых, не исключено, что у нашего мудреца есть дети, ведь были они, например, у философа Сократа. Во-вторых, он пока ещё не исповедует религию Книги, и потому спрашивать у него, почему он не исполняет библейскую заповедь бессмысленно. И, в третьих, многие учителя человечества не имели детей, однако это не помешало им воспитать не одно поколение людей в духе добра и правды.
По сути, воспитать ребёнка можно только собственным примером и никак не иначе. Об этом и говорит Анахарсис своим незадачливым жалобщикам.

Всего доброго!

Лео Корсо   02.11.2024 00:01   Заявить о нарушении
Конечно, нельзя признать уместными). Почему упомянул о «плодитесь и размножайтесь»? С этим связана очень серьезная проблема, имеющая отношение к детям. На мой взгляд, негативный демографический тренд во многом связан именно с переходом человечества на новые технологические уклады. Наша цивилизация техногенная и этот фактор определяет всё. Пока тренд ещё сильно не проявился во всех этносах, но наш с Вами этнос уже существенно «пострадал» от него.

Всех благ и удачи!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   02.11.2024 12:53   Заявить о нарушении
Судя по всему, человечество просто не успевает адаптироваться к стремительно развивающейся техногенной среде. Современная культура духовно деградирует и это печальный факт. Да и о каких детях может идти речь, когда основой социального бытия
провозглашены принципы: "живи для себя!" и "бери от жизни всё". До детей ли с такой самоубийственной "философией"?
Однако техногенная среда пока ещё является весьма хрупким образованием и мировая война, смертоносная пандемия или глобальная катастрофа вполне может до основания разрушить её.
Очевидно и то, что без великих потрясений "цивилизованное человечество" ни за что не свернёт с избранного им гибельного пути. Поэтому, боюсь, как бы в самое ближайшее время нашей цивилизации не прописали такое "лекарство" от охватившего её суицидального безумия.

С наилучшими пожеланиями!

Лео Корсо   02.11.2024 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.