О участии в Куликовской битве Тверских князей

О участии в Куликовской битве Тверских князей, Новгородских ратников и роли Нижегородско – Суздальского и Рязанского княжеств.


Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Оставим за рамками статьи критику Куликова поля, как места сражения, вопрос дискуссионный. Отметим чем дальше по времени мы находимся от исторического события, тем больше вариантов его трактовок.

          В статье канала музея «Куликово поле» «Почему же на Куликово поле не выдвинули свои полки великие князья рязанские, нижегородские, тверские?» задаются следующие вопросы: Какие княжества представили своих воинов на битву с Мамаем? Почему пришли не все? По какой причине в сражении на стороне Дмитрия Донского не выступили великие князья: Рязанский, Тверской, Нижегородский?»

          Отмечается, что Дмитрий Донской собрал войска 14 русских удельные русских княжеств. «Ядро армии Донского составляли воины земель, признавших власть московского князя. В битве принимали участие князья муромские, ростовские, стародубские, кашинские, вяземские, белозерские, оболенские, тарусские, брянские, елецкие, моложские, мещерские и, конечно, серпуховские.»

          О участии Тверского княжества в Куликовской битве

          По данным исследователя М. Каратеева в статье «Князья - участники Куликовской битвы» что в Куликовской битве принимали участие и удельные князья Тверского княжества, Холмский Иван Всеволодович, Холмский Дмитрий Владимирович, и князь Кашинский Михаил Васильевич.

          Отметим, что князя Холмского Дмитрия Владимировича в родословной тверских холмских князей нет.

          По поводу участия Михаила Васильевича – это ошибка, т.к. он умер в 1373 году еще до Куликовской битвы, участником битвы мог быть Василий Михайлович II - единственный внук Василия I Михайловича: «Летописи ничего не говорят об участии князей Тверской земли в Куликовской битве, но некоторые сказания об этой битве передают, что Василий Кашинский был в засадном полку кн. Димитрия Волынского-Боброка. Василий Михайлович скончался в 1382 году бездетным..»( А.А. Половцов Русский биографический словарь 8 том )

          Иван Всеволодович - тверской удельный князь сын Всеволода Александровича, вступил в обладание уделом, совместно со своим старшим братом, Юрием в 1364 году после смерти отца.

          Интересно, что, Холмский князь Иван Всеволодович не был противником Тверского князя в отличии от князей Кашинского удельного княжества, князья которого всегда смотрели в сторону Москвы и просили у нее помощи. В принципе по договору 1375 года Тверской князь Михаил отказался от прав на Кашинский удел.

          По – нашему мнению участие в Куликовской битве князя Холмского и то, что Михаил Александрович Тверской не воспользовался сложившимися условиями, связанными борьбой Москвы и Орды, не пытался подчинить себе ослабленное Кашинское княжество, часть войск которого ушла на помощь московскому князю Дмитрию Ивановичу, доказывает, что Тверской князь дал согласие на участие Холмского и Кашинского князей с воинами в Куликовской битве.

          Почему не участвовало в Куликовской битве Нижегородско-Суздальское княжество»?

          «Великим княжеством Нижегородско-Суздальским правил тесть Дмитрия Московского – Дмитрий Константинович. Конечно, Москва рассчитывала на помощь нижегородцев. В Куликовской битве нижегородские силы участия не принимали, что стало следствием в том числе систематического разорения нижегородских земель в предшествующие годы. Для Дмитрия Донского это стало дипломатической неудачей.»( из статьи «Почему же на Куликово поле не выдвинули свои полки великие князья рязанские, нижегородские, тверские?»)

          Здесь тоже не все так просто, не мог князь Дмитрий собрать все войска в одном месте, кто-то должен был прикрывать Московское княжество с северо – востока и востока от вторжения отрядов орды вдоль волжского и окского коридоров - вдоль их пойм. Нижний Новгород как раз и был построен на Дятловых горах, при впадении Оки в Волгу.

          По - нашему мнению этим и занимался тесть Дмитрия Московского – Дмитрий Константинович князь Нижегородско –Суздальский.

          Аналогичную роль по прикрытию Москвы с юга и разведкой продвижения войск орды сыграл Олег Рязанский.

          О участии Новгородцев приведем выдержку из работы Игоря Иванова «Новгородцы на поле Куликовом. Распространенная редакция “Сказания о Мамаевом побоище»: «Существуют следующие косвенные подтверждения участия новгородцев в Куликовской битве, на которые неоднократно обращал внимание С.Н. Азбелев, подтверждения, введенные им в научный оборот. Упоминание Новгородской Погодинской летописью о закладке в 1381 г. в Новгороде церкви Дмитрия Солунского “по завету о победе на Мамая”. Летопись введена в научный оборот С.Н. Азбелевым. В краткой редакции той же летописи сказано, что эта церковь – “обещанная, чтобы Бог пособил победить Мамая безбожнаго князю Димитрию”.

          Синодик новгородской церкви Бориса и Глеба на Торговой стороне. Основная часть синодика, переписанная по мнению С. Н. Азбелева в половине 16 веке с более древнего документа, содержит поминовение “на Дону избиеных братии нашей при велицем князи Дмитреи Ивановичи”.
Закладка в 1381 г. в Новгороде храма Рождества. Его синодик, переписанный с древнего в 18 в., цитировавшийся архимандритом Макарием в двухтомном труде о новгородских древностях, прямо называл князя Дмитрия Донского одним из четырнадцати перечисленных поименно строителей церкви, оконченной в 1382 г» (работа Игоря Иванова «Новгородцы на поле Куликовом. Распространенная редакция “Сказания о Мамаевом побоище"


Рецензии