Неосионизм или постсионизм

Израильский нерусскоязычный автор предложил к обсуждению дилемму современных версий наследования сионизма. К формированию моего понимания, я написал несколько ноябрьских главок («http://proza.ru/avtor/moikharitonov1»).

Прежде всего, я бы уточнил вводное определение израильского автора:

«The history of the Zionist movement is a story with an unhappy ending. The story was begotten by the vision of establishing an ideal Jewish society. It ended in bloody conflict followed by ongoing war against the local Palestinian people.

История сионистского движения - это история с несчастливым концом. История была порождена видением создания идеального еврейского общества. Это закончилось кровавым конфликтом, за которым последовала непрекращающаяся война против местного палестинского народа».

На сегодняшний день «сионистское движение» завершается 1.кровопролитным конфликтом с палестинцами и 2.перспективой катастрофического избиения еврейской массы, сконцентрированной в форме израильской государственности, при нарастающем накате анти-"Запада" на "Запад" - накат, в котором палестинцы играют роль "прокси".

Имея в виду, что сионизм не исчерпал себя, но в конкретных группах Израильской Еврейской Массы и других общин еврейской диаспоры может в настоящее время существовать сионистская настроенность, имеет смысл попытаться более содержательно представить себе, что такое «сионист». И какие варианты сионистски настроенных личностей могут присутствовать в ситуациях, определяющих непосредственное будущее и отдаленное будущее евреев – евреев всей диаспоры, израильских, американских …

В среде участников сионистской борьбы практически различались люди с метастратегическим ощущением жизни, способные чувствовать и сознавать благоприятствующие возможности и угрозы, и люди с прагматическим мировосприятием, чувства и сознание которых сфокусировано на непосредственном будущем.

Для первых развитие и защита страны переживались с ощущением и сознаванием жизненного контекста, как безмерно протяженного в будущее.
Вторые переживали систему «развитие < --- > защищенность» в контексте непосредственно переживаемого момента; были прагматиками в мировосприятии, переживаниях и действиях.

И в текущем десятилетии можно принимать, что сионистская цель создания и существования развивающегося и защищенного еврейского государства – достигнута. Еврейское государство развивается и защищаемо … при некотором досаждающем соседском терроризме.

Но, неизбывный терроризм и канонада российско-украинской войны, наряду с множеством других признаков, предупреждают о нарастании угрозы очередной глобальной войны. Условия этой войны вводят новые измерения в проблему развития Израильской Еврейской Массы на уровне способности защищать себя. И проблему обеспечения такого уровня защищенности, чтобы можно было и дальше существовать и развиваться.

Одним из основных приоритетов  для основателей израильского государства было формирование «нового еврея», способного не только развивать свою страну, но и защитить её.
И если мы сегодня имеем «современного еврея», способного и развивать свою страну, и парировать проявления досаждающего терроризма непосредственных соседей, то для более отдаленной перспективы упреждающее парирование угроз являет собою принципиально более сложную проблему и «современные евреи» на личностном уровне и разномасштабными группами тоже должны быть соответствующими.

Определять целевую модель «современного еврея» под эту более отдаленную перспективу и определять метод развития такого «современного еврея» - актуальная задача для академиков, воспитателей и организаторов процессов развития граждан.

Над тем, каким быть еврею, с высокой степенью организованности и энергичности велась и ведется непрерывная работа на протяжении тысячелетий. Контекстная социальная среда отвечала на личность еврея притеснениями, избиениями вплоть до Катастрофы и с угрозой следующего избиения на уровне уничтожения Еврейской массы, сконцентрированной в формате Государства Израиль. («Тора как дисциплинарный устав», «Формирование жизнеспособных субъектов»)

Как правило и не случайным образом, при всех притеснениях и избиениях находились группы евреев, своевременно покидавших зону угрозы, нередко подстановкой остальной массы под неизбежность притеснения и избиения.

(главки «Hitler rightly called the Jews doomed», «On the way to the Catholic Inquisition», сборник «Мои европейские евреи» ….)
 
Сионизм был идейным и практическим прорывом в направлении изменения личности еврея с изменением отношений с контекстной социальной средой.
Содержание и накал угрозы со стороны контекстной социальной среды обуславливает то, какой должна быть личность еврея, чтобы еврейская община в целом смогла преодолеть очередную сверхкатастрофическую угрозу.

Концептуально, смыслы и содержание этой СВЕРХКАТАСТРОФИЧЕСКОЙ угрозы и альтернативных вариантов реагирования общиной израильских евреев показаны на слайде над текстом.

СВЕРХКАТАСТРОФИЧЕСКАЯ угроза - возможность вызревания анти-«Западной» («джихадистской») неприязни до уровня глобальной цивилизационной структуры с беспощадной войной против цивилизационного «Запада». Накат на «Запад» мыслился и изначально, с периода вызревания израильской государственности после разгрома гитлеровской коалиции, декларировался развивающимся через уничтожение еврейского населения этой государственности.

Отдельные тактические проявления этой угрозы:

- «палестинский» терроризм;
- джихадистские прокси в Латинской Америке, в Африке, в Техасе, …;
- Россия с иранскими дронами против Украины;
- накопление Ираном атомного сырья.

В среде Израильской Еврейской Массы (ИЕМ) целенаправленно поддерживается двухтысячелетний опыт расслоения и взаимодействия между «верхними» (ориентирующимися! - интуитивно /подсознательно/ и  сознаваемо; лидирующими в общественных проявлениях) и «нижними». «Верхние» (осведомленные! и лидирующие) сдают «нижних», спасая себя. «Верхние» способны выстраивать каналы своевременной и обустроенной эвакуации из эпицентра возможной СВЕРХКАТАСТРОФЫ.

«Верхние» выстраивают отвод общественного внимания от СВЕРХКАТАСТРОФИЧЕСКОЙ угрозы.
Концентрируют общественное внимание на противостоянии тактикам и операциям.

Элементы этого аспекта проблемной ситуации «возможность жизнеспасительного маневрирования Израильской Еврейской Массы под угрозой вероятной СВЕРХКАТАСТРОФЫ» обозначены в главках:

- “The deadly game of four”, http://proza.ru/2021/10/11/59 
- “Israeli Jews - Palestinians - Americans”, http://proza.ru/2021/08/22/1364   
- “Ограниченность проекта Бен-Гуриона”, http://proza.ru/2020/01/24/1036
- “Стратегический маневр в контексте”, http://proza.ru/2021/01/03/465 
- “Competence to proactively protect the community”, http://proza.ru/2022/01/16/1540 
- “Нынешний премьер Израиля”, http://proza.ru/2016/08/26/39
- "Will Exodus-XX1 succeed?", http://proza.ru/2021/10/04/390


Предполагаю (хотелось бы предполагать, но требуется исследовательская социологическая проверка и конкретизация) наличие в ИЕМассе потенциала вывода основной массы (минус «бойцы») из-под угрозы СВЕРХКАТАСТРОФЫ:
- потенциал лидерства, который мог бы развиться в среде ИЕМассы,
- потенциал готовности следовать за таким лидерством.

Цитирую дальше:

«Indeed, for the early Zionist ideas it was a tragic end, because it was the inevitable consequence of the immanent inconsistency of the Zionist idea itself. Like the Greek tragedies, it can be regarded as a necessary failure in the face of necessity.

Действительно, для ранних сионистских идей это был трагический конец, потому что это было неизбежным следствием имманентной непоследовательности самой сионистской идеи. Как и греческие трагедии, это можно рассматривать как необходимый провал перед лицом необходимости».

Целесообразно, для исчерпывающей полноты определения предмета, содержательно раскрыть формулу «неизбежный провал перед лицом необходимости». «Необходимость» - осуществленность сионистского идеала в реальных условиях означает отсутствие объективно мотивированной агрессивности глобально сильного субъекта, тактически оперирующего непосредственно атакующим «прокси». Осуществляемость идеала означает наличие в еврейской среде силы, способной выявить и актуализировать ресурсы к нейтрализации агрессивности глобально сильного субъекта и его «прокси».

Цитирую заключительный тезис, к которому подвел израильский нерусскоязычный автор, предложивший л к обсуждению дилемму современных версий наследования сионизма:


«The republican perspective would require constant efforts to raise the self-awareness of the people, which should ultimately manifest itself in the establishment of a unified Palestinian-Israeli state.

Республиканская перспектива потребовала бы постоянных усилий по повышению самосознания народа, что в конечном итоге должно проявиться в создании единого палестино-израильского государства».

Цель такого развития израильского еврейского населения, чтобы в его среде выкристаллизовалось лидерское ядро, способное повести население к актуализации идеи республиканизма с перспективой выживания наперекор метастратегиям анти-«Запада» и «Запада», - можно ДЕКЛАРИРОВАТЬ. Но, для серьезного рассмотрения такой перспективы, надо основываться на достаточно добротных прогнозных социологических исследованиях.

Израильское общество насквозь просматривается «мозговыми центрами» Америки, Ирана, России, Китая, Индии, Южной Кореи и, возможно, других, более мелких стран, создавших у себя продуктивные «мозговые центры».

Интерес к израильскому обществу у всех – разный.

Америка и Иран анализируют Израиль с позиции использования в накате собравшегося с силами (включая атомные) анти-«Запада» на «Запад». Америка анализирует возможности использования израильского еврейского населения для некоторой задержки и некоторого ослабления энергии наката анти-«Запада». Иран анализирует возможности «пройти» Израиль с меньшими задержкой и расходованием энергии наката.
 
В израильском истеблишменте тоже представляют такую обреченность Израильской Еврейской Массы с её чужеродной «государственностью» - обреченность искусственно сконцентрированной людской массы, неспособной к интеллектуальной и волевой мобилизации для интеллектуального переигрывания этих «мозговых трестов». С тем, чтобы политические структуры анти-«Запада» и «Запада» не успевали бы и не смогли бы упреждающим образом помешать жизнеспасительному маневрированию Израильской Еврейской Массы.


Рецензии