Узелок надежды. Трактат

Узелок надежды.

Трактат о трактованиях надежды.

«Узелок завяжется, узелок развяжется,
А надежда - это то,
За что люди держатся».

- Мне кажется, - буду аккуратен в выборе выражений, - что я уловил в чём секрет. Секрет в надежде.
+ Ты о чём? Любитель говорить загадками. Чей секрет и секрет чего?
- Секрет мира. Естественно, что он не один, их много, но сейчас я обнаружил этот. Секрет того, почему мир всё ещё существует, несмотря на то, что вытворяют в нём люди. Он держится на надежде, а надежда прошита в людях, в их ПО.
+ Так-так, тебе что-то показали, ты кое-что нащупал, ухватился за это и потянул как за ниточку. И сейчас будешь её наматывать оттуда и разматывать здесь, чтобы сразу же вышивать ею узоры. Рассказывай, интересно послушать ход твоих рассуждений.
- Да, это точное сравнение с ниткой, которая вплетается в ткань, превращаясь в узоры по ткани. Но продолжая аналогию с ниткой мы можем увидеть, что люди тоже держат в руках нитку надежды, и держатся за неё. Но об этом подробней чуть дальше. Тут кроется ещё один секрет - что является тканью?
+ Ну как же, поскольку мы духовные ищущие, те, которые из поискового отряда "пойди туда, не зная куда, найди то, неведомо что", то уже кое-где побывали, кой-чего насобирали, и видели, и пережили, а уж книг сколько перечитано. Ткань - это покрывало Майи. Вот сам сказал, а ведь и не уверен, что сам же и понимаю, что оно такое. М-да, поумничал. Но термин красивый, и в духовных текстах упоминается не случайно. Его же видящие придумали и ввели в языковой оборот. Напомнило оно им покрывало. Надеюсь, что не ошибся. Ага, так ты же о надежде начал говорить. Всё, молчу. Продолжай.
- Да можешь говорить. Пока ты толкал речь, я размышлял, и краем уха тебя слушал.
   Итак, она звалась надеждой.
   Тканью является мир. Это ковёр, представляющий из себя картину мира. На нём образы, концепции, мысли, чувства, вообще всё. Узоры постоянно изменяются, одни возникают, другие исчезают, они переплетаются где-то, а где-то расходятся. Это поверхность, на которой всё действо творится, поэтому есть разные определения: зеркало, покрывало, экран. Это иллюзия. Но... И не иллюзия. Фокус-покус. Иллюзия потому, что ни один узор не вечен, всё течёт, всё меняется. И происходит оно в уме. Иллюзорное находится и происходит в уме.
+ Извини, что перебиваю, вхожу в твой ментальный поток. А не иллюзорное - это что, и где?
- Ты нетерпелив, я продолжаю плести. А не иллюзией оно является в том смысле, что ничего кроме этого и нет. Поэтому, хотя это и иллюзия, она существует - как иллюзия.
+ А как же действительность, она где? В зеркале мы видим отражения. По Платону мы смотрим на стену, по которой движутся тени, где происходит игра теней. Но тени отбрасывают объекты. Что это и где они? Кроме того, должны реально существовать источник света и экран, а между ними объекты. Иллюзия только на экране. И ещё. А возможна ли ситуация, когда свет выключен? Если да, то что тогда реально?
- Ну и вопросики! Действительность в Бытии. С натяжкой. Действительность - это то, что быть. Что касается света… Полностью свет не исчезает. Свет Есть, Его не может не быть. Но доступ к свету может быть перекрыт, затруднён, или контакты отошли, проводок отпаялся в индивидуальной схеме. Если организм работает на каком-то источнике питания, у которой индивидуальный запас энергии, и он израсходован, то свет выключают не в кинозале, а в глазах смотрящего. Остальные продолжают смотреть кино.
+ А если никого не будет, кто будет смотреть кино?
- Кина «Мир» не будет. Будет Бытие.
+ А как узнать - что быть, а что кажется? Где критерий и какой он? И есть ли тот, кто решает, выносит суждение об истинности и ложности? Это же в уме происходит. Есть ли тот, кто думает, говорит, видит, действует?
- В Бытии находится тело, оно является фактом существования, оно воспринимает и реагирует. Оно существует даже при отсутствии самосознания, знания о себе. В уме же возникают образы и концепции относительно тела, и попытки ума на основании тела и его ощущений создать образ существа. Существо реально.
+ Полюбопытствую. А кто создал мир?
- Мир создан людьми-магами. Трактовку позаимствовал у Кастанеды.
+ Я читал об его изложении учения толтеков, которое ему якобы передал индеец-маг дон Хуан. А версия о том, что Бог создал мир, устарела? Есть ещё ведическая мифология, египетская и китайская.
- Все мифологии хороши, действенны и красивы. Что касается иудейской версии, взятой затем за основание христианством, то Бог сотворил-таки Бытие, а не мир. Мир не есть синоним Бытия, а люди пользуются этими понятиями как синонимами.
+ Так. Но Бытие ведь не статично, Оно само всё время изменяется, существа рождаются и погибают, материя разрушается, всё время что-нибудь случается. К тому же Оно в связке с Сознанием. Если в Нём постоянное движение, вследствие чего различные трансформации веществ и существ, тогда по идее Оно тоже иллюзорно. А?
- А это ещё один секрет. Но так мы лишь удаляемся от нашего первоначального секрета. Впрочем, всегда можно к нему вернуться, всё ведь взаимосвязано, и секреты тоже между собой. Главное ниточку не выпустить.
Вот ты говоришь, что Бытие динамично. Оно-то вроде и так. Не видеть и не ощущать наличие энергий невозможно будучи воплощённым. А почему ты так решил? Не ищи ответ из памяти. Видь ответ.
+ Не вижу. Эх...
- Оно воспринимается нами так лишь потому, что в движении находится ум. Крутится карусель ума, или калейдоскоп ума. Движение ума порождает движение в мире, а мир подмена Бытию. Крутиться нужно в мире, желательно, успевать вместе с миром, чтобы соответствовать понятиям современности.
   Ум создаёт причинно-следственную связь и прочие свои конструкции, и приспособления, различные хитрости. Если видеть не из ума, то в Бытии ничего не происходит.
+ Ни фига себе! Ты идёшь супротив очевидных вещей и представлений о них. Тут голова кружится от изменений, сердце ходуном ходит, всё из рук выскакивает, не удержишь, а он - вообще ничего не происходит. Ты в своём уме?
- Когда ум тих, молчалив, то в нём возникает спокойствие, которое имеет качества и размеры. Оно может быть бесконечным и всеохватывающим, что означает, что внимание переместилось за границы ума. Ты же не будешь возражать, что у кого-то возможно состояние как покой ума. И тогда - безмолвие, безмыслие. Всё, остановка. Ум продолжает крутиться для тех, кто в мире, а освободившийся покинул мир.
+ И где же он в таком случае? Тело его здесь. Оно может быть обездвижено, если человек в глубоком трансе или самадхи, но может продолжать функционировать, если самадхи низшего порядка. Мастера общаются с людьми, а внутри тишина и спокойствие, ум в покое. Но это же не абсолютный покой, который, наверное, достижим человеком, если он умирает, находясь в осознанности.
- Человек там, где его внимание. А тело, действительно, там, где ему и положено быть - в действительности Бытия.
+ А смерть? Человек умирает, и исчезает из Бытия.
- И что не так? Бытие остаётся. Более того, и до рождения человека, и в течение жизни, и после его смерти Бытие здесь. Человека нет, но его тело состояло из набора веществ, которые продолжают пребывать в Бытии, прах соединился с прахом. Энергия утекла на разные уровни энергий, и тоже никуда не делась. Но при всём этом движняке в Бытии ничего не происходит. Да-да.
   Бытие существует в Моменте, из Момента в Момент. Момент целостен, к Нему ни добавить нечего, ни убавить из Него. Бытие статично, если смотреть не с позиций ума, а видеть с точки зрения Целого. Это состояние или эту позицию условно сравнивают с абсолютным покоем.
+ Соглашусь. Возможно. Но в таком случае существует и абсолютное движение, энергия. Просто, мы указываем на два разных абсолютных аспекта Бытия. И как тогда? Одно и другое.
- Да всё хорошо у Бога, так повелось с начала творения. Одно абсолютное абсолютно не мешает другому абсолютному, на то Оно и абсолютное. Целостное, единое. Не-два.
+ Про точку зрения Бога, это шутка была, да?
- Не совсем. Лишь доля шутки.
+ Ещё один секрет? )))
- Точно! Ты уже догоняешь. )))
+ То есть, точка зрения Бога - это сумма всех вероятных и возможных в существовании точек зрения в данный Момент? Потому Его и величают Всевидящим, Всеведующим, Всесущим.
- Да, это суперпозиция - быть всем, везде и сразу. Но не хватает ещё чего-то.
+ И что же это?
- Ничто. Ничто и нигде. Только находясь в нигде доступно быть сразу везде.
+ Это прям на квантовость смахивает. Встречался с котом Шредингера? Шаришь в этом?
- Нет. Конечно, кое-что читал, слушал, разные удивительные вещи, но сложновато для моего интеллекта.
+ А то, что ты рассказываешь не сложновато? )))
- Для меня нет, я это вижу.
+ Но ты же можешь ошибаться, заблуждаться.
- Я могу, видение нет.
+ Как так?
- Видение лишь видит, оно не думает и не делает. А ошибаться может тот, кто думает и делает.
+ Так ведь Бытие тоже делает. Оно ошибается?
- Нет, Оно не делает и не думает. В Нём происходит творческий Акт - вспыхивает озарение и совершается спонтанное действие. Творчеству, в подлинном его виде и смысле, не присущи ошибки, оно творит неведомо как, и в то мгновение нет сравнений и анализа. И откуда взяться образцам? Творчество - не конвейер, выпускающий штамповки.
+ Ха, как же! А миллионы живых существ тогда откуда? Миллионы одинаковых особей одного вида с одинаковыми программами и механизмами, и это на протяжении миллионов лет. Это же типичное массовое производство. Кто их штампует?
- Дык, природа. Это её конвейер плюс творческая лаборатория, конструкторское бюро, типа какого-нибудь НИИ при каждой отрасли. И ещё какие-нибудь тёмные сущности берутся подхалтурить по случаю. Природа - это программы и механизмы, а не Творец. Она сама является творением, только воспроизводит. Природа - то, что существует, а Творец скрывается в нигде, одномоментно присутствуя везде, потому Он - Тайна великая есть. Получается, что Бог ЗА покрывалом Майи, хоть внутри него, хоть снаружи, но неуловим.
(2)
+ Давай возвращаться к началу, а то мы увлеклись ответвлениями.
- О надежде. Которая удерживает мир от исчезновения. Уж люди-то знают толк в уничтожении! Кто его породил, те его и погубят.
+ Люди-маги?
- Да. Больше напоминающих нелюдей, монстров, потому что они без сердца, им чуждо уже человеческое. При том, что мнят они себя сверхлюдьми. И не без оснований, должен заметить. Они обладают колоссальной мощью, волей и сверхспособностями.
   Мы узнали, что мир является волей и представлением, согласно философу. Дополню - и отношениями. Проще говоря, хотя куда уж проще, мир - это представления людей, отношения между людьми и личное отношение каждого индивида к чему-либо. Да и к самому себе, для продвинутых моделей. Люди обладают волей, личной, групповой, коллективной и даже глубинной, то есть энергией для совершения действий. Несравненно меньшей чем у магов, но всё же. Иногда нам кажется, что человек - точка на узоре картины мира. Но это не совсем так, он также - линия, являющаяся нитью судьбы. С этой стороны, лицевой, мы видим нить, и множество других нитей в узоре, а с другой стороны, изнанки, мы видим крепления нитей - узелки. Так вот, эти узелки и есть надежды людей, они-то всё и скрепляют. Не будет надежды, значит узелок развяжется, нить изымется и на том месте возникнет дырка. Может начать ткань расходиться. Так и бывает, но, как правило, тут же появляются новые стежки и узелки, ткань сшивают, штопают. Отсюда выражение - место в мире пусто не бывает.
+ Так пословица звучит иначе и содержание у неё другое.
- Можно переиначить и вложить другой смысл. Мы же тоже, возможно, из со-творцов, халтурим понемногу, в рамках нам дозволенного. Срочно вплетается другая нить взамен истёршейся или оборвавшейся. Так что каждому нужно хранить свой узелок. Отсюда и следующее выражение пошло - надежда умирает последней. Не будь надежды и человек умер тотчас, не получается ему жить без надежды. То же и с миром, не было бы людских надежд, и мир бы прекратил своё иллюзорное существование.
+ А я вспомнил другое выражение: надежды юношей питают.
- Это тоже можешь вплести в канву повествования. Относится ко всем, но к юным особам особенно применимо. Молодых они питают, а пожилых уже реже и меньше. Люди всегда надеются несмотря ни на что и вопреки всему, что давит на них. Это понятно или будем жевать?
+ Давай немножко пожуём. Будет легче глотать и переваривать.

- Человек (в данном случае, используя это определение, я подразумеваю отдельного индивида, социальную и биологическую единицу, особь) знает, что он смертен в принципе и что однажды умрёт. И это знание его гнетёт. Полностью от этого избавиться он не может, а вот забыть на время об этом, вытеснить из зоны комфорта или актуального восприятия в зону вероятностных событий, вполне возможно. Он научается с этим жить, стараясь не думать о смерти вообще или о своей в частности, относиться к присутствию смерти в его жизни как к эпизоду, смерть переносится в область искусства, культуры, превращается в элемент компьютерной игры или информации. Неизбежность смерти большую часть времени находится в подсознании, откуда периодически выходит как привидение из чулана во снах, становясь участником разыгрываемых сознанием сценок или возникает непосредственно перед нашим вниманием по факту какого-нибудь события, касаясь лично нас: смерть родных, друзей, приятелей, домашних питомцев, известных личностей и т.д. Думание о смерти разрушительно, если это происходит постоянно, то человек попадает в тяжёлые психологические состояния, и если из них не выбираться вовремя, самостоятельно или с помощью других, то превратиться в патологию. Залипание в чувствах и мыслях о смерти приводят к психическим расстройствам и физическим недугам, к несчастным случаям. "Мне и думать об этом нельзя, но не помнить об этом не вправе я".
+ Вот же! А как же известное "моменто мори" - помни о смерти?
- Это о другом на самом деле. Но я сейчас не буду на этом акцентироваться. Думание о смерти, терзания, всякого рода беспокойства, страх смерти губительны и разрушительны. Но размышления о смерти, воспоминания о ней, как восприятие её незримого присутствия в повседневном течении жизни, могут являться целебными, спасительными и ведущими к пробуждению, что способствует обретению человеком честности, трезвости, мужества, смирения, переоценке и переосмыслению. Смерть используется как крайний пример. Человек не только смертен, но и внезапно смертен. Помня об этом, возможно иначе относится к происходящему, к людям, ценить каждый момент жизни, живя более интенсивно, полноценно. Все знают об этом, но вытесняют это знание на задворки, чтобы не мешало получать удовольствие от жизни, но вместо остроты ощущений получают банальность механического существования, когда изо дня в день одно и то же.
   В любой буквально момент... тебе могут не продлить время пребывания в телесной капсуле, в этой зоне ожиданий, проекций, планов. О чём-то каждый мечтает в будущем, строит планы на жизнь, ставит перед собой цели. Какие достижения, путешествия, пенсия, дети, любовные связи и приключения, успех и богатство, если мы живы сегодняшним днём? Большую часть времени люди находятся в зонах ожидания. И мечты о будущем, и воспоминания о прошлом - это ожидания. Чаще всего пустые. Это самообман. Но он людям необходим, прямо-таки жизненно необходим. Жить честно и трезво, находясь в ясности и спокойствии ума, питаясь чистыми чувствами и вовлекаясь чистыми действиями в Поток Существования большинство не готовы. И для них существует надежда. Всё остальное вспомогательное, надежда - главное, что держит людей на плаву в мирском море. В противном случае, хоть иди сразу вешаться.
   Может не быть веры, любви, денег, счастья, успеха, покоя, но и без этого люди живут. Страдают, мучаются, но жить можно. А без надежды, в самом широком смысле, в многообразии её проявлений, невозможно. Не будь в глубинах сознания этого секретного ключа и пошла бы лавина самоубийств, убийств. Лишить человека надежды - это убить его преждевременно. Для некоторых индивидов разрушительно и самоубийственно потерять цели, смыслы жизни, социальное положение, любовь, и за всем этим кроется надежда. Ведь "великое среднее" вполне сносно существует бессмысленно, без любви и счастья, но как-то же живут, чем-то довольствуются взамен, чем-то увлекаются и утешаются. Великим утешителем является надежда, как и величайшим бунтарём. Наверное, только просветлённые способны не иметь надежды, быть свободными от ожиданий любого рода. Мудрость - это "оставь надежду, всяк сюда входящий", чтобы обрести свободу, покой, безусловную любовь. Но вынести такое (безнадёжность) и совершить такое не всем дано. Для большинства, потерять надежду - это крах.
+ В принципе уже понятно к чему ты клонишь и о чём повествуешь, можно сокращать. Выжимай квинтэссенцию.
(3)
- Прозрение в надежду во мне возникло в результате процесса самонаблюдения и наблюдения за людьми, как следствие долгих размышлений. В этот сложный период для мира, (а когда он был простым?) для каждого из нас, стало необходимостью увидеть уже не то, что движет людьми (стимулы, желания, потребности, инстинкты, страсти, воля), а что их удерживает на плаву, на этой поверхности покрывала Майи. И мне каким-то образом удалось увидеть его изнанку. Ведь получается, что кто-то продолжает барахтаться в волнах, а кто-то сдаётся, его покидают силы и теряется смысл к сопротивлению сложным жизненным обстоятельствам, с враждебным окружением. И, повторюсь, чётко увиделось, что борьба за жизнь и интерес к жизни прекращается с потерей надежды. Вот насколько жизненно необходима эта иллюзия. Надежда - как бы флаг на флагштоке, если его спустить, то распускается узел на изнанке ткани мира.
+ Почему ты делаешь такой однозначный вывод? С концом мира не обязательно прекращается существование. Примером тому животные. Они прекрасно живут и без одежд (образов), и без надежды. И ты уже сказал о том, что свободный человек способен жить без надежд, желаний, мечтаний. Разве недостаточно инстинктов, воли к жизни?
- Можно, и достаточно. Но не для большинства, привыкших находиться в самообмане, жить во лжи мира. Для обычных людей всё наоборот - ложь спасительна, а голая правда губительна.
+ Ну так и нужно оставить их в покое, не тревожить их сон наяву.
- Да. А я и не к ним обращаюсь, а к духовным искателям, которые ищут пути освобождения из мира.
+ Христос это путь, Будда это путь, Лао-цзы путь. А ты кто?
- Никто. Одинокий странник со своим светильником и узелком за плечами. В основном освещающим не встречающиеся мне на внешнем пути предметы и явления, а внутренние процессы.
+ Путь-то каков? Чьих будешь?
- Ничьих. Путь без пути. Я есть Путь. И как точка на пути, и как процесс, и как цель, и как смысл.
+ Близко к определению Пути данного Лао-цзы.
- Чувствую, что во мне переплетены множество нитей-путей, я иду сразу всеми ими. Отсюда отсутствие конкретики и результатов. И возникает мнение, что я топчусь на одном месте. Мне нечего предложить миру кроме очередной порции слов.
+ А нет ли в этом мироощущении безнадёги, чувства потерянности и бездомности?
- Есть. Всё есть в "здесь" моего бытия.
+ Ну и хватит о тебе. Сколько бы ты ни рассказывал о себе, а тебе это занятие нравится, а всё равно толку никакого, если ты никакой. Кстати, а как это - никакой? Совсем без качеств и свойств? Так нет же, есть всего этого в тебе в избытке. Никакой, в смысле описаний? Так ты только тем и занят, что описываешь себя.
- Я тоже вижу два определения никаковости. И ты их упомянул. Первое - отсутствие всяких качеств, характеристик, описаний. И тогда вырисовывается пустота. Второе - наличие множества свойств, входящих в противоречие друг с другом, когда ни одно не может быть основополагающим, так называемая сложная, противоречивая натура, непредсказуемое поведение. И тогда всего понемногу, но в целом - многообразие, и прорисовывается полнота. Но ни одно из качеств не имеет достаточно силы, чтобы доминировать. Во мне и то, и другое. Какой? Разный.

+ Возвращаемся к надежде.
- К тому, что их удерживает в мире, за что они цепляются не руками, не вгрызаются, а на что опираются, цепляясь установками в подсознании. Соломкой является надежда. Да хоть подстилай её, хоть укрывайся ею, хоть согревайся. Универсальное средство. За неё цепляются обычно в любой ситуации, но особенно в экстремальных, безвыходных. У каждого человека свой набор ситуаций и ситуативных надежд, на любой случай. Воспользуемся крайним. Сейчас в мире происходит война. Неважно как её называть, хоть холодная, хоть горячая, или гибридная. Не буду сейчас брать примеры с воинами, это было бы некорректно с моей стороны, ибо я не воин, а пассивный участник. Поэтому говорю с позиции обывателя, многомиллионной жертвы войны, пытаясь заниматься самоанализом изнутри этого стада, но той особи, которая находясь ещё внутри массы, стоит уже особняком, чаще где-то в сторонке, порой выше или глубже. Но воинов это точно так же касается, как и гражданских лиц. У всех свой уровень экстремальности и различия в её проявлениях. Обыватель, потерявший жильё, родных или ставший инвалидом в результате обстрела испытывает то же самое состояние шока и ужаса, что и воин, сидя в окопе под артобстрелом, в мгновении от смерти, свидетельствующий как вокруг гибнут или становятся калеками его боевые товарищи, только в отличие от воина он безоружен и не пойдёт в следующий миг в атаку. Психология в общем одинакова у всех. А значит и надежда одинаково работает. Все надеются выжить, часто непонятно зачем, а уж следом вьются полчища ожиданий.
Смотрю вокруг. Люди массово остаются без работы, без жилья и имущества, средств к существованию, теряют родных и близких. Ужасы войны, беда, горе людское. Задача - выжить. Так же как у животных срабатывает инстинкт самосохранения, спасение рода или вида, но на него накладывается к тому же надежда.
+ А чем же уступает вера и любовь, страх или ненависть? Это тоже мощнейшие стимулы.
- Верно, стимулы. Они движут людьми. Как будто ты не слышал о чём я говорил. А за надежду цепляются. Надежда - ментальная проекция, разукрашенная чувствами. В ней нет энергии, чтобы двигать нами, зато она в качестве поплавка, якоря или плота, служит опорой среди бурь.
Каждый про себя надеется, что не мы, не нас, не с нами, не лично он, не сегодня и не сейчас, что нас не затронет, пронесёт, повезёт, обойдётся, изменится в благоприятную для нас сторону. И бывает, что наши надежды совпадают с тем, что происходит. Да, кому-то обязательно повезёт. На какое-то время получена отсрочка.
   Одного лишь инстинкта самосохранения недостаточно для объяснений цепляний человека за жизнь, ибо человек не только животное. А у животных нет надежды, чем и отличаются от людей. Этой чертой в частности.
   Людей мобилизовывают, и они попадают в воинские части, на фронт. Знают все, что шанс остаться в живых невелик, но надеются быть среди уцелевших, а не в списках 200-х, 300-х или пленных. Каждый раз идя в атаку, на штурм очередного вражеского объекта, каждый боец надеется. Так и обыватели, сидящие в своих квартирах или подвалах домов под бомбёжками, тоже надеются. Вокруг смерть и разрушения, а они надеются. Психологический феномен.
(4)
+ Чёто ты совсем запутал нить своих рассуждений. Слушаю твои описания и не возьму в толк - так чем не угодила тебе надежда, что ты её всячески пытаешься отменить или уничтожить, и в то же время утверждаешь, что она необходима для выживания? Если она нужна и важна, то что в ней плохого?
- Важна и нужна, но плохое и хорошее не нужно сюда вплетать, это личностное оценивание и отношение. Надежду невозможно отрицать или отменить, но возможно кое-что увидеть, что с ней связанно. Мир иллюзорен, и надежда является иллюзией. При помощи одной иллюзии удерживается другая иллюзия, более фундаментальная, концептуальная - системная. Моя задача (но не я её перед собой ставил, я лишь инструмент) - обнаруживать подмены и смочь о них рассказать доступным мне языком. Надежда - механизм обмана и самообмана. Людей на неё подсадили давным-давно, иначе магам не удалось бы всех привязать к их универсальной картине мира, и так долго удерживать людей в бессознательной покорности. Многие надежды, так называемые "общечеловеческие", передаются из поколения в поколение на протяжение тысячелетий. Например, установка "всё будет хорошо". Повторяют как попугаи, и попадают в самогипноз. Всё закончится смертью, погибелью, разрушением созданного, потерей приобретённого, и для каждого, и для всех - что ж тут хорошего? Нет, всё будет хорошо! Ну, если вам так хочется (почему, не замысливались?), то продолжайте так утверждать. Что, "всё"? Когда "будет" и для кого? Для кого-то конкретно или сразу для всех? Уточните время, место, и получателя. А так было, хотя бы когда-нибудь, чтобы всем было хорошо? Нет? Так с чего же вы взяли? Ааа, опять тянется росток надежды из глубин подсознательного. Да пусть себе растут эти удивительные всходы, превращаясь в ожидания, желания, мечты. Не мне их косить. Достаточно в сторонке покопать под одним ростком, обнажая корешки. Копая и копая, обнаруживается, как глубоко они пустили корни, и при определённом усердии и наличии познавательного интереса можно докопаться до изнанки мира.
+ Вообще-то надежду сравнивают с маяком, компасом, она указывает нам в верном направлении, к выбранной нами цели, к реализации наших мечтаний. "Надежда - мой компас земной, а удача награда за смелость". "Светит путеводная заезда". Скольких людей спасла надежда!
- Надолго? На какое-то время продлили своё существование, подперев его дополнительно ещё вязанками надежд. Прошли чуть дальше по жизненному пути, переступив или обойдя препятствие, избежав опасности. Но "сколько верёвочке не виться, а к последнему узелку выйдешь". И на твоих глазах, в твоих же руках он развяжется. Не успеешь глазом моргнуть - уже летишь в туннеле, где, конечно же! - светит новый маяк надежды. Это обязательное условие - человек даже умирая должен ориентироваться на надежду, пусть вынесенную за границы этого мира в потусторонний. Вера в загробное существование - это очередной крючок надежды.
+ Скачок в новое рождение, воплощение! Тьфу на тебя, фаталист хренов!
- Не факт. Это лишь надежда, что будет так.
+ Но жизнь ведь продолжается, жизнь вообще вечная.
- Жизнь вообще, да, вечная. А частное её проявление нет. Зачем здесь костыль - "надежда на жизнь вечную"? Для кого эта надежда? Для эго-личности? То что вечно, безличностно.
+ А как же Бог? Бог способен быть и Высшей Личностью. Личностный Бог имеет имя, форму, качества.
- Какие-то представления на уровне религиозного детского сада. Всё, что приписывается Богу, это человеческие чаяния, это проекции человеческого ума. Бог в виде надежды. Не будет надежды, не будет и личностного Бога, который лишь концепт в мире слов и понятий.
+ Ты отрицаешь Бога?!
- Я уже сказал, что не отрицаю надежду. Более того, я и сам ею пользуюсь регулярно. Каюсь. Не чуждо мне ни что человеческое. Я же сказал - одно другому не мешает. Вижу, что иллюзорное, но пока не освободился полностью, впадаю в обман, очаровываюсь. Есть грех - надеюсь.
+ Какой же это грех? Это одна из христианских добродетелей.
- Надежда - это одежда, в которую мы рядимся, чтобы не испытывать постоянного страха, довлеющего над сознанием. Ты говоришь, "скольких спасла надежда!" А я замечу - а скольких погубила! Ожидания - это массовое производство и употребление надежды. За ожиданиями следуют разочарования. Так вот, вряд ли поддаётся учёту количество разочарований в результате несбывшихся надежд, неосуществлённых планов, неудовлетворённых желаний, разбитых мечт. Да люди из-за этого бросались с окон, пускали себе пулю в лоб, вешались и травились! Сколько горя всегда от разбившихся иллюзий! А начинается всё с детства. Так сказал же нам в назидание знаток человеческих душ и их закоулков, подвалов и подземелий - "все богатства мира не стоят слезинки ребёнка". А дети как плакали, так и продолжают плакать. И мы все, - все! — родом из детства, то бишь следствие детских страхов, мечтаний, переживаний, комплексов. И теперь: "и никуда нам не деться от этого, ночь на дворе, а вокруг никого, только к утру встанет зорькой рассветною, образ детства, детства моего..."
   У детей надежда поскорее вырасти и стать взрослым; у взрослых надежда отыскать остров детства и туда вернуться. Если хорошенько покопаться в человеке, то 90% его внутреннего мира составляет надежда. Ой, не там копался Фрейд! Он рассматривал подсознание как трусы. И его работа с пациентами состояла только в том, чтобы снять трусы, поболтать ерундой, одеть трусы, постараться не думать о ерунде. Сексуальная сфера человека (и человечества!) огромна и сложна, но и она зиждется на надежде. Так ведь и интеллектуальная, и социальная тоже.
Кстати, напоследок...
+ Как?! Уже заканчиваешь?
- Не дождёшься. Что осталось последним в "ящике Пандоры"?
+ Известно что - надежда. Не успела упорхнуть. А вот остальное всё выскочило, и наделало бед.
- А что было в ларце? Там были несчастья и беды для людей. Зевс людям такого "троянского коня" подсунул ещё до появления Трои и битвы под ней, в наказание за то, что они получили огонь от Прометея. И Прометея наказал, приковав к скале и обрекая на муки вечные, и людям западло устроил. Да, ларец был подарком от бога Зевса, но с "сюрпризом". А если в нём были несчастья, то чем же была надежда, тоже находящаяся в сундуке? Оставшись в нём, она превратилась в скрытое несчастье, находящееся "по ту сторону явленного мира". По-моему, всё складывается.
(5)
+ Ну, если ты не закончил, - по глазам твоим озорным и озарённым вижу, что не закончил, а наговорил уже много, - то давай пройдёмся по уже сказанному и отыщем те ниточки, которые мы побросали, не завязав на них узелки на память. Перечитаем написанное, я тут исподволь конспектировал. Мы чего-то коснулись, но не раскрыли его содержание.
- Лишь бы это не был очередной сюрприз от богов, или чертей, который не следует исследовать, или секрет, который опасно раскрывать. Кстати, мы считаем, что боги создали землю, животных и вещи, мир и людей. А кто создал богов, того же Зевса? И чертей заодно.
+ Боги бессмертны, они пребывают в вечности.
- Я бы поспорил. Можно "бы" убрать и таки поспорить, но это удлинит текст, не прибавив ничего к уже сказанному. А вот напомнить, намекнуть, что богов создали древние маги, стоит. Это всё их рук и языка дело - мироустройство, космология, мифология, и прочие логии и -измы.
   Ну, давай по тексту. Возможно, чего-то упустили, не до раскрыли, отвлеклись.
+ У меня было ещё столько вопросов... Блин, выскочило из головы. Перечитываю, ищу обрывки нитей, и не вижу. Но были же, ещё минуту назад!
- Тогда самое время сделать перерыв и выпить крепкого чаю, чтобы взбодриться и перефокусировать внимание. Взгляд замылился, ум притупился.
   Ага, я вот что вспомнил, о чём забыл сказать. Это не по существу, скорее дополнение к уже сказанному. Иллюстрация.
   Люди всё время раздают пожелания, себе и другим. Ну, два раза в год по особым праздникам уж точно. Дни рождений и Новый год. На самом деле гораздо чаще, при каждой встрече. Желают до хрипоты, до полного опьянения, то ли от выпитого алкоголя, то ли от количества надежд на каждый тост. И не скупятся на пожелания, такие все щедрые и добрые, применяют знания, чувство юмора, выдумку. Ритуалы пожеланий и поздравлений. Нахиба? Каков коэффициент полезного действия их ненадёжных слов о надеждах про здоровье, благополучие, массу удовольствий и приятностей, счастье и любовь, и прочие формальности? Чем подкреплены все ваши пожелания? Рукопожатием, похлопыванием по плечу, улыбкой, денежными знаками, материальным подарком? А что исполнилось? Обычный трёп, но опять же, жизненно необходимый, как ни странно.
+ Ну, почему же... Что-то осуществляется, материализуется, достигается. Зря ты так наезжаешь на пожелания.
- Конечно, зря. Но и не признавать мною сказанного глупо и нечестно. Людям нравятся танцы с бубнами по любому поводу, различные ритуалы, песнопения, вводящие сознание в транс или в определённые эмоциональные состояния. Откуда бы это ритуальное взаимодействие в них и поклонение ритуалам, алтарям, традициям?
+ Снова толстый намёк и кивок на магов.
- Да, мил человек, именно. Ну, и стадный инстинкт, само собой. Символы, обряды, НЛП, различные психотехники - это инструментарий в руках тех, кто управляет сознанием и поведением людей.
Сейчас, к примеру, все желают мира, окончания войны. Да и всегда такие пожелания, когда приходит беда - выжить, выстоять, вынести тяготы и лишения. Сколько слов было о мире с трибун, с газетных передовиц, с уличных площадей, на общественных собраниях и застольях за все эти годы и столетия! А честен по-прежнему лишь Экклезиаст: есть время миру и есть время войне. Всё. Принимайте и понимайте суть сказанного. И где в его словах надежда? Только то, что быть и как оно быть.
+ Ты невозможный. Ты пытаешься не оставить камня на камне от храма Надежды. А это священные камни. А что если твои ухищрения от лукавого?
- Не знаю. Но допустить такое возможно. Есть во мне и тёмная сторона, связь с тёмными силами. Иначе как бы я получил доступ к изнанке мира.
+ Казалось бы, что сказать о надежде? Она существует, и многих она подпитывает, придавая сил, уверенности, окрыляя и утешая. Но ты нашёл, что сказать. Угрожающе прозвучало. Ты, наверное, хотел достичь отрезвляющего эффекта. Ну, не знаю. Мне жутковато после твоих слов. Мне нечего добавить, и не хочется. Ты всё сказал?
- Нет. Кое-что осталось внутри моего ларца, который я достал из уже закрытого ларца Пандоры.
  Меня всегда интересовало и, одновременно, вызывало недоумение, что надежда делает среди веры и любви? А она именно посредине. Казалось бы, это ради благозвучия выражения. Допустим. Но раз там уже оказалась, то и влияние своё тайное оказывает. Что ей делать в компании духовных качеств?
+ Ты и это подвергнешь сомнению?
- Непременно. Надежда - это лазутчик. Она от Зевса, который точно не был добрым и сострадательным божеством, а вот Любовь и Вера чисто божественные качества, подаренные людям без всякого умысла и хитрости. Кем? Тем, Кого называем Богом без имени и формы. Есть божественная Вера и человеческая вера, есть божественная Любовь и человеческая любовь. Здесь тоже подмены одним другого. Человеческое в мире и для мира, божественное - не от мира сего, но поскольку оно всесущее и трансцендентное, то проникает везде. А вот улавливать эти вибрации не каждая человеческая душа, тело и сознание способны.
   На место надежды я бы поставил качество или способность ждать - Ждание. Близко по значению Воля в трактовках Шопенгауэра и Ницше, или Намерение по Кастанеде. Сложность в применении этого термина лишь в том, что обычно под ним понимают только пассивное состояние, и часто путают с ожиданием, по близкому звучанию. Ждать и ожидать - совершенно разные явления. Первое - явление Духа, и, без всякого там томления, сомнения, а второе - вот те самые томления духа и плоти, сомнения и сравнения в уме, эмоциональные качели. Ждать - это такая сила, такой настрой, когда готов ждать вечно, ибо для ждания время не существует и не существенно. Этот феномен ярко и мощно выражен в стихотворении Константина Симонова "Жди меня", являющимся одним из образцов ждания человеческой формы выражения в искусстве. И находились те, кто так ждал. Это не то же, что ждать автобуса, свидания с новой пассией, или урожая, зарплаты, отпуска, не говоря уже об ожидании погоды у моря. С таким намерением садился Будда под деревом бодхи, осознавая, что не сдвинется с места, пока не случится просветление. Это ждание Магомета, когда к нему движется гора, не дождавшись его к себе в гости. С таким жданием приходят к гуру их ученики, впоследствии становящимися великими Мастерами и Йогинами. Ждёшь спокойно и уверенно, незыблемо и бесповоротно. Вера творит чудеса, Любовь чудодейственна? Так ведь и Ждание тоже! В Ждании нет даже намёка на надежду, от которой остался только пепел на лотосных стопах величайших Ждунов. И в помине нет надежды, ни малейшего намёка на ожидание или сожаление, но и пассивности тоже нет. В абсолютном покое абсолютное движение, весь объём вселенной, как минимум. Такова божественная троица. И ведёт она человека, ищущего Путь Домой, к Сдаче.
   В мире, точнее в мире иллюзий, надежда - главнейшая из иллюзий, сверхценность. Но для попадания в Бытие и пребывания в Нём нужно переступить через надежду. Переступил, со словами "назад пути нет" - и с Богом.
+ И становишься безмерно одиноким?
- Это исключения из правил. Как правило, наоборот, обретаешь полноту, свободу, единство, убирается любое противопоставление в результате растворения "эго". Одинокость - это побочный эффект освобождения, когда оно половинчатое. Значит, остались зацепки "эго" с миром. При истинном, полном духовном пробуждении и освобождении такого не случается. Те же Шопенгауэр и Ницше велики как мыслители и провидцы, но даже дотянув себя до Великого Предела не преодолели Его. Но не будем о грустном. Тем более в конце. На сегодня мы попытались развязать узел, который сложнее, чем узел проблем наподобие Гордиева узла. И заметь, не рубили сгоряча с плеча, а усердно и с интересом разматывали клубок, вытягивая из него разные нити.

   Надежда, будучи последней иллюзией, а значит и последним из несчастий, умирает последней. И тогда два варианта, но не на выбор: сдача и смерть или сдача и освобождение. Всё зависит от того, что это за сдача и какая. А сдача зависит от того, случается ли она в результате выбора и малейшего сомнения или является безусловной, то есть актом принятия. Хотя... есть ещё один нюанс, важнейший в определении, - кому сдаться. Сдаться внешним силам, и тогда это проявление слабости, проигрыш или поражение. Или сдаться Высшей Силе, и тогда это проявление силы, мужества, безоговорочного доверия и смирения, тогда победа и торжество духа над материальным.
   Да, свобода обретается нелегко. Свобода - в освобождении от иллюзий.

Вот и трактату конец, а кто дочитал - молодец.

6-9.12.22


Рецензии