Глава 8. Настоящее дело

                «Раньше мы говорили, что «техника решает всё». Этот лозунг
                помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в
                области техники и создали широчайшую техническую базу во всех
                отраслях деятельности для вооружения наших людей
                первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и
                далеко недостаточно. Чтобы привести технику в движение и
                использовать её до дна, нужны люди, овладевшие техникой,
                нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по
                всем правилам искусства. Техника без людей, овладевших
                техникой, мертва».
                ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН 
               

                КОМПЛЕКС «АЛТАЙ»
         В середине второго курса командир батальона подполковник Кусаковский Анатолий Иванович построил роту Сергея и объявил
       - Товарищи курсанты, вашей роте доверена большая честь – изучать и осваивать новейший современный радиолокационный комплекс «Алтай».
       - Хочу предупредить о бдительности и соблюдении государственной тайны – в письмах домой родственникам и друзьям ни в коем случае не упоминать даже о названии комплекса.
      Сергей все накопленные за годы учебы знания радиотехники начал переносить на конкретную матчасть. Началась усиленная подготовка. Из далекого Балахнинского завода радиорелейной аппаратуры приходили толстые тома технических описаний и инструкций по эксплуатации. В книгах, так называемых «синьках», выпускаемых светокопированием - буквы печатной машинки едва обозначались. Электрические и принципиальные схемы приходили также на светокопиях оранжевого цвета. Все это читались с трудом. 
        Помогла смекалка.  Преподаватели и лаборантки–чертежницы корпели по ночам, но на занятиях уже висели длинные, на всю стену синие и розовые детские клеенки. Тушью на клеенках рисовали радиосхемы комплекса. Особенно длинные были схемы автоматики. При освоении огромного количества схем комплекса помогали знания, полученные у подполковника Козырева на цикле радиотехники под руководством полковника Г.Е. Билюбы. Многие узлы дальномеров комплекса были унифицированы с радиовысотомером ПРВ-11. Это облегчало изучение и впоследствии и эксплуатацию комплекса. Хотя были нестыковки, например - одинаковые, казалось, блоки питания БИ-05 на высотомере имели питание автоматики 27 Вольт, а на дальномере 110 Вольт.
        Учеба шла с большим энтузиазмом как со стороны курсантов, так и со стороны преподавателей. К концу второго курса на учебный центр училища поступил первый комплекс «Алтай». Во вне учебного времени, в том числе по выходным, курсантов отправляли оказывать помощь в разворачивании комплекса. Даже при использовании курсантов в качестве грубой рабочей силы, они получали громадное удовлетворение. На заранее насыпанные горки выкатили два дальномера и два высотомера. В углубленных укрытиях устанавливали громадное количество аппаратных кабин и системы электроснабжения. На колышки аккуратно вывешивали километры силового и сигнального кабеля. К середине третьего курса начались практические занятия. Энтузиазм преподавателей передавался и курсантам – они проникались причастностью к сложнейшим техническим решениям в новом комплексе, сгусткам инженерной мысли, реализованным в железе.
      Третий курс начался с изучения материальной части.  Началась по-настоящему напряженная учеба. Преподаватель майор Казаков выделял Сергея из учебного взвода. Он быстро схватывал взаимодействие элементов радиолокационного комплекса. На самоподготовке курсанты с жаром обсуждали материал утренних занятий. Было очень интересно добывать знания,  не смотря на наряды, караулы и работы на кухне.

          Новые радиолокационные комплексы «Алтай» еще не поступали массово на вооружение в войска, а преподаватели уже читали курс по заводской документации. Электрические схемы устройств, нарисованные на обыкновенных детских клеёнках тушью, развешены на стенах учебных классов.  Курсанты с полной отдачей готовились к экзаменам: один читал вслух техническое описание станции, в то время как другой водил длинной указкой по схеме сопровождая путь электрических сигналов.
          Начались практические занятия. Много раз настраивали фазовые каналы в квадратурах когерентного приемника. Ловили на осциллографе «разрезку» и «размытие» до совершенства.  Применение мощных магнетронов в режиме «без накала» за счет вторичной эмиссии позволяло улучшить спектр прибора, следовательно, и повысить эффективность работы системы подавления пассивных помех. Сложные настройки аппаратуры защиты от пассивных помех повторяли многократно и доводили до автоматизма. Нужно было точно настроить спирали потенциалоскопа, чтобы аппаратура работала наиболее эффективно. Чтобы запомнить литеры четырех магнетронов (Г Е И М), которые были настроены на соответствующие частоты, преподаватели придумали мнемоническое правило по первым буквам «Галя Едет Искать Мужа». На занятия иногда приходил начальник цикла материальной части полковник Ефремов. Преподаватели, майор Казаков, капитан Будник, капитан Задков «разжевывали» учебный материал, особенности комплекса, а практические занятия закрепляли полученные теоретические знания. Особенно тщательно изучали систему электроснабжения комплекса. Действия электромеханика в ЦРП - центральном распределительном пункте управления электростанциями теоретически были хорошо изучены.
        Был, конечно, один серьезный недостаток - поставленный радиолокационный комплекс на учебный полигон, существенно отличался от модернизированных комплексов «Алтай», уже поступающих в войска в то время. Система вращения дальномеров была построена на электромагнитных усилителях. Система электропитания состояла из большого количества прицепов с четырнадцатью электростанциями АД-30х400 Гц.
         Новые комплексы, ввиду высоких требований к обеспечению синхронизации вращения были выполнены с гидроприводом вращения. На полигоне не было недавно разработанных систем электроснабжения на современных дизелях 1Д6. Зато на цикле автотехники, двухметрового роста преподаватель курса дизельных электростанций майор Поливанов громогласно «вбивал» знания по эксплуатации дизелей. Эти фундаментальные знания в дальнейшем пригодились на протяжении всей службы.
        Курсанты, к концу третьего курса в основной массе, могли эксплуатировать сложнейший радиолокационный комплекс. Кроме специального курса эксплуатация и применения   матчасти, курсантам преподавали тактику применения радиотехнических войск, основы несения боевого дежурства. Значительное внимание уделяли физической подготовке. Многокилометровые кроссы закаляли и готовили к огромным физическим нагрузкам будущих защитников мирного неба.
Продолжение http://proza.ru/2022/12/09/174


Рецензии
Настоящее мужское дело.
Это точно.

Реймен   26.02.2023 16:44     Заявить о нарушении
Да, занятие для мужчин!

Александр Щербинко   27.02.2023 00:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.