Глава 14. Учеба в академии

                «Товарищи слушатели вам не только
                осваивать новую технику, но и
                создавать её»
                ШИРМАН  ЯКОВ ДАВИДОВИЧ
                (является основателем признанной
                во всем мире научной школы радиолокации)


     Многие предметы приходилось брать мозговым штурмом, особенно сложно было в понимании предметов, где законы и закономерности процессов описывались с помощью сложного математического аппарата. Например, теория распространения радиоволн. Приходилось запоминать, а в большей степени понимать математические формулы, по ходу ответа осуществляя сложные математические преобразования с выводом конечного результата. Это отнимало много времени и некоторые наиболее «опытные» слушатели, не утруждая свой ум, писали шпаргалки, при этом, ухищряясь и применяя немыслимую изобретательность. Одним из таких «опытных» слушателей по написанию и применению шпаргалок был Семенков Петя. Он много времени отдавал спорту, и на учебу времени оставалось мало. Накануне экзамена по теории радиолокации Сергей усиленно штудировал математическое обоснование с точки зрения вероятностных процессов уровней обнаружения сигналов, отраженных от целей, а также уровни так называемых «ложных тревог». Экзамен принимал профессор кафедры Штительман. Опытный преподаватель, он к тому же обладал чувством юмора. Его лекции были насыщены сравнительными примерами из практики. Теория радиолокации был одним из сложных и ключевых предметов. Перед началом экзамена он объявил:
       - Приступаем к экзамену, а слушатель Семенков будет сдавать экзамен мне отдельно.  После того, как все кончили сдачу экзамена, профессор повел к себе в кабинет повесившего голову, бледного Семенкова. Ведь он рассчитывал сдать экзамен только по шпаргалкам.
       - Снимите рубашку, - начал он свою экзекуцию. Когда он убедился, что под брюками в ботинках и в других неожиданных местах не остались шпаргалки, то выдал билет и предложил готовиться. Закрыв дверь на ключ, он отправился покурить, оставив Семенкова одного в кабинете. Прибыв через полчаса, он застал сияющего слушателя, на столе лежал ворох исписанных страничек с ответами на экзаменационный билет. Бегло пробежав глазами по бумаге, он взмолился:
      - Семенков, голубчик, я даю слово, что поставлю положительную отметку, только скажите, как вы списали. Протягивая ему зачетку, наш отличник показал на профессорский стол:
    - По телефону товарищ профессор, дежурный по кафедре продиктовал Ваш учебник.



                ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
    Учеба подходила к концу и жаркими украинскими днями, слушатели просиживали в читальных залах аудиториях, готовясь к защите дипломного проекта. Спасал бассейн на спортивном комплексе Академии. Сергей Петрович работал на кафедре под руководством Якова Давыдовича Ширмана.
      Ученый с мировым именем Яков Давыдович был, конечно, очень занятой человек, однако он находил время и занимался с Сергеем, проверяя выполненные главы и разделы дипломного проекта. Несмотря на большие заделы в работе и опережение в графике, он был все время недоволен своим учеником, постоянно меняя даже подходы к решению поставленной в дипломе задачи.  Приходилось перестраиваться на ходу, перерывать и перемалывать горы литературы.  Многие однокурсники уже начали постепенно отходить от учебы, пользуясь тем, что дипломный проект уже написан. Сергей не останавливался на достигнутых результатах, продолжая совершенствовать свою работу, проводил эксперименты в ультразвуковой ванне, заново переделывая по две - три страницы дипломного проекта в день.  В ультразвуковой ванне, с помощью ультразвука в воде моделировалось распространение радиоволн, при этом, учитывая, что скорость распространения звука в отличие от радиоволн значительно меньше, сокращались масштабы и пространство.  Изменяя параметры сигнала, можно было исследовать те или иные изменения, которые происходили в приемной части локатора, позволяя приблизить обработку принятых сигналов, отраженных от целей, к оптимальному способу.
        После обеда в лабораторию, где корпел над своим устройством Сергей, забежали однокурсники Федя Рыжов, Слава Митин и предложили пойти поплавать в бассейн, на спортивном комплексе Академии. Соблазн был велик, и устоять было невозможно, тем более в такую жаркую погоду. В бассейне на спортивном комплексе Академии уже плескались слушатели свободные от занятий. Давай наперегонки на тысячу - предложил его однокурсник Петр Семенков, уже хорошо размявшийся, но поскольку он состоял в сборной Академии по многоборью, с ним соревноваться было бесполезно.  Наплававшись до изнеможения, долго мылись под горячим душем.  После бассейна, несмотря на уговоры друзей, Сергей отправился обратно в Академию продолжить дипломную работу. На защите дипломного проекта Сергею было высказано несколько обидных замечаний по не перспективности принятого к моделированию в дипломном проекте сложного сигнала с большой базой. Высказались противники школы Ширмана, участвующие в экзаменационной комиссии от других ВУЗов.  Однако этот сигнал помогал выявить тонкую его структуру, «вытащить» из всего многообразия шумов, которые вместе с этим тонким сигналом попадали в приемную антенну локатора и многократно усиливались в приемном устройстве. Макет локатора, выполненный в ультразвуковой ванне, показал преимущество такого сигнала перед другими. Через несколько лет в войсках, на Севере, Сергей Петрович принимал из промышленности новые радиолокационные станции именно с таким сигналом. Практика показала большие преимущества такого сигнала, особенно с развитием цифровой техники. «Музыка» нулей и единиц - так часто называли цифровую обработку принятых радиолокационных сигналов, отраженных от далеких целей в воздухе, позволяла работать со сложными сигналами с фазовой модуляцией, «вытаскивать» на фоне помех неимоверно слабые отраженные от целей сигналы. Однокашники Сергея, успешно защитив дипломные проекты по различным темам, очень интересным и актуальным, готовились к отъезду в войска в разные концы страны. Сергей выбрал Север.
Продолжение  http://proza.ru/2022/12/09/522


Рецензии
Ну, вот, и Академия позади! Браво! Р.Р.

Роман Рассветов   13.08.2023 00:11     Заявить о нарушении
Один из трудных этапов- накопление знаний. Потом надо отдавать.

Александр Щербинко   13.08.2023 11:42   Заявить о нарушении