Глава 1. Встречи с академиком Валявским

Мы можем не знать имени или национальности, не видеть пережитого опыта и ещё многих и многих вещей, но открытость души, счастливые сияющие глаза, желание помогать не из корысти, а просто так, умение слушать, сопереживать и вести себя так, как обычно ведут себя дети, сбросив значимость и гордыню- всё это настолько сближает нас, что даже при первом знакомстве мы чувствуем что то очень родное друг в друге. Почти все мои настоящие друзья живут в сибирском экологическом поселении, которое находится недалеко от озера Тиберкуль или регулярно посещают его. Всё что происходит там имеет очень большое значение для России, людей Земли и Вселенной в целом.

        Более подробно о своих многолетних поездках в Сибирь я рассказываю в третьей, заключительной части этой главы, а сейчас хочу посмотреть только на одну из сторон жизни поселенцев - отношение к детям, а именно формирование новой школы, школы будущего, в которой они смогут наиболее полно раскрыться как творческие, мыслящие личности. Там собрались интересные педагоги,  врачи, мастера и работники искусства. Совсем недавно уехала строить школу для детей поселенцев  Любовь Латохина - автор книг и обучающее-оздоравливающих программ «творим здоровье души и тела», известная многим в Петербурге и многих других городах своими запоминающимися семинарами-практикумами.

Для ознакомления и обмена опытом каждый человек, интересующийся вопросами воспитания детей, формированием интересных школьных программ, может поехать в поселение и будет там с радостью принят. С другой стороны и педагоги из тиберкульского экополиса так же интересуются всеми новыми программами, развивающей и обучающей литературой, играми для детей, которые можно найти в городе и прислать в Сибирь. Однажды мне пришло письмо от Иры, работающей в школе города Мастеров, который строится на горе. Ира просила найти и прислать ей книгу петербургского педагога А.С. Валявского «Как понять ребёнка». Я спрашивала эти книги в магазинах, но не смогла найти и тогда стала разыскивать самого автора в надежде, что он мне поможет решить этот вопрос.

      Так я встретились с Андреем Степановичем  первый раз. Я приехала в обыкновенную с виду школу на окраине города, в которой  работает академик Валявский. Мы проговорили целый час, который он смог выкроить из своей напряжённой, но, как мне показалось, очень интересной жизни. Больше всего меня поразило то, как быстро он  схватывал суть вопроса, который я поднимала, и моментально давал полный и чёткий ответ, как я называю - попадание «в десятку». Меня так же поразил небольшой уютный кабинет, в котором  висели иконы, были собраны книги, развивающие игры и игрушки для самых маленьких посетителей – там было всё, чтобы почувствовать, что тебя здесь ждут и обязательно помогут разобраться в себе, было ощущение семьи. Говорит Андрей Степанович на понятном  языке образов.

Я ехала за книгами, и это для меня было самым важным на тот момент, но одновременно я мучилась одним вопросом: правильно ли я поступила, когда оставила работу над одной книгой, которую мы начинали в соавторстве с моим большим другом, с которым мы уже работали раньше вместе. Я оставила эту работу, чтобы он закончил её именно так как видел, имея  полную свободу творчества. Мне казалось, что это правильно, потому что мы много спорили в процессе работы над книгой, и она продвигалась очень медленно.

Я спросила Валявского, правильно ли я поступила с его точки зрения, оставив работу над книгой. Едва выслушав и не делая никаких оценок, он спокойно сказал буквально следующее: «Вы вместе, как родители, зачали прекрасного ребёнка, и, едва дав ему жизнь, вы, в данном случае мать младенца, оставляете его на воспитание и попечение, пусть даже очень хорошего, мудрого и  любящего отца, объясняя себе, что так будет лучше для ребёнка. Ну а насколько полно один отец  сможет воспитать его, судите сами». Меня поразил этот ответ и заставил более глубоко заглянуть в себя, проанализировать своё обычное поведение в подобных ситуациях, которые за мной идут по пятам.

А самое главное,  этот ответ определил целую серию моих будущих поступков, которые я уже потом оценила как некоторую победу над собой. От Андрея Степановича я уходила с его авторскими книгами и приглашением на учительскую конференцию, где он представлял свою модель формирования и воспитания личности  ребёнка с самого момента его рождения. На этой конференции я  познакомилась с другими интересными ищущими педагогами, а в конце ее нам показали фильм А.С. Валявского из серии телевизионных фильмов «Сказки для взрослых.» Всё это увлекло меня ещё больше, я захотела совершенствоваться в области психологической помощи детям и их родителям. 

И вот, буквально на днях мне повезло ещё ближе познакомиться с методикой работы и формированием школы будущего, какой его видит академик Валявский. На этом семинаре – практикуме, который проходил в школе, в которой я впервые познакомилась с ним, встретились учителя, врачи, и даже один профессор, доктор физико-математических наук. В течении нескольких дней мы чувствовали себя настоящими школьниками. Как любознательные первоклассники мы бежали в класс,  садились за парты и внимательно слушали  доброго и одновременно строгого преподавателя. Мы записывали задания на дом, отвечали на вопросы, и играли в разные развивающие игры, как это делают обычно школьники на занятиях у Валявского.

Что это за человек? - Умный, решительный, бесконечно добрый и мудрый, он – отец  четверых детей и одновременно - молодой, подвижный дедушка. Когда-то ему надоело, как он выразился, работать на войну и, будучи физиком, специалистом в этой бездонной, убивающей саму жизнь, области, он бросает все и начинает новую жизнь. Тогда же была заброшена незаконченная диссертация, и никому неизвестный педагог по своему внутреннему ощущению и зову души идет работать в школу. В начале пути было много трудностей, непонимания со стороны профессиональных педагогов, бывало и очень непростое материальное положение большой семьи. Но в то же самое время - непоколебимая вера в то, что  после долгого поиска он нашел именно свой путь, двигала вперед, давала крылья и большую радость от плодов своего нового труда.
Если человек находит свой путь, определенный ему Богом, то ему всегда помогают какие-то незримые силы свыше.

Сейчас наблюдается позитивный процесс в нашем обществе, когда в школу пошли работать люди, имеющие неисчерпаемый запас любви к детям с пониманием, что эта мудрая любовь им просто необходима. Люди мыслящие, невзирая ни на что, идут работать в школы и детские дома. И недаром я упомянула профессора, его имя Константин Комаровских, который сидел за соседней со мной партой, постигая вместе со всеми азы педагогики, потому что сердце однажды, как и Андрея Валявского, позвало к детям. Вот в какое интересное время мы с вами сейчас живем. И нам еще предстоит понять, как велико счастье, что мы родились именно в это время и именно в России.

Система Валявского - это прежде всего  формы и методы работы, когда к каждому ребенку подбирается индивидуальный программа общения и обучения. Вы можете сказать, что с таким лозунгом работают многие школы и педагоги, но в том-то все и дело, что за  этими словами как всегда стоит  личность самого человека.. Я попробую рассказать, что меня больше всего поразило в работе, которую он ведет с детьми.

1.Конторка
2 Наглядные пособия
3. «Круглый стол».
4.Включение, подсоединение всех детей к одному энергийному полю в начале работы и отсоединение – в конце.
5.Офтальмотренажеры, упражнения, развивающие и гармонизирующие работу головного мозга.
6.Постоянная занятость каждого ребенка с помощью заданий и многочисленных пособий.
7.Доброе отношение друг к другу, терпимость.
8. Высокая степень самоорганизации у детей, которых не отбирали по специальным тестам. Дети, закончившие первый класс, могут сравниться по самоорганизации со школьниками начала третьего класса.
9. работа с родителями.

План был составлен, но я решила его не раскрывать, потому что книга по объему уже получилась довольно большая. Пусть в ней будет материал, который, если кто-то серьезно заинтересуется, можно будет узнать у самого Андрея Степановича Валявского, который живет и работает в Петербурге.


Рецензии