Глава 2. Школа радости академика Щетинина
Он многое задумал, и я в своих мечтах представила, какую интересную школу для детей можно создать в этом сказочном уголке. О школе я думаю почти постоянно после того, как узнала о школе академика Щетинина и посмотрела фильм о ней.
Его удивительная школа находится под Геленджиком. Из фильма я узнала, что берут туда всех детей, не выбирая по способностям, также, как и в класс, который курирует Валявский, но очередь выстроилась в эту школу уже на несколько лет вперед. Недавно я узнала, что Щетинин позвонил в Петербург и сообщил, что хочет приехать, чтобы встретиться с Валявским и другими педагогами. Я очень обрадовалась, что смогу написать о нем после живой встречи, но видимо что-то изменилось в планах этого удивительного человека, и он пока приехать не смог. Поэтому я напишу еще немного о школе радости по фильму и оставлю эту тему до лучших времен, которые обязательно наступят, потому что все, о чем мечтаешь, сбывается, а я мечтаю побывать в школе академика Щетинина и увидеть все собственными глазами.
«В Щетининской школе дети всё делают сами. Однажды я видела, как детишки делают цокольную часть здания. Наблюдаю, подойдёт ли к ним кто-нибудь из взрослых, чтобы подкорректировать работу? Нет, не вижу никого. Детишки какие-то целеустремлённые, как будто всю жизнь этим занимались, и каждое действие своё они уже знают: один подаёт плиточки, другой раствор замешивает, третий кирпичики кладёт. Так это здорово у них получается... И тогда я поняла, что работают они на общем коллективном сознании, как птичья стая, летящая к югу. Я не видела в глазах детей стремления убежать, быстрее выполнив работу. Скорее, чувствовалась заинтересованность каждого в общем процессе труда...»
«... В школе Щетинина придерживаются вегетарианского питания. Особой системы нет, но из пищи исключены мясные и рыбные продукты. Однако детям предоставлена свобода выбора в питании. Готовят ребята сами...»
«... Какова функция взрослых? А взрослые только координируют действия детей в плане учёбы. Они проводят уроки, но при активнейшем содействии ребят. Уроки проводятся в знаменитом щетининском ключе — погружении. Это может быть погружение в любую тему, которая заранее оговорена, и тогда уроки по различным предметам строятся так, чтобы максимально раскрыть эту тему. Может быть другая форма погружения, когда во время лекции, к примеру, по физике присутствуют другие педагоги-предметники и обсуждают поставленную проблему вместе с детьми. В этом случае устанавливается межпредметная связь. И ученики, и преподаватели, и младшие, и старшие — все едины в процессе познания. Но репетиций уроков не должно быть, иначе погружения не получится.
Посторонних на уроки не допускают. Главная причина в том, что посторонний может помешать текуще
му процессу, разорвать связующую нить, разрушить общее энергийное пространство. Они же в процессе работы берут знания из Вселенной».
«... Щетинин воспитал уже целое поколение учеников. И его ученики, окончив вузы страны, вернулись преподавать в родную школу. В этой школе обычные дети становятся необычными. Так, одиннадцатилетний мальчик, бывший ученик щетининской школы, учится сейчас в одном из вузов Москвы...»
«... Занятия в школе начинаются в 4 часа 30 минут утра, а спать дети ложатся в девять часов вечера. Иногда не ложатся и вовсе. Но нет и признака усталости на лицах, только радость в глазах. А ещё я видела, как заботливо вели старшеклассники своих маленьких товарищей. В школе действует принцип воспитания «от старшего к младшему». Сами дети воспитывают друг друга...»
Это лишь небольшие эскизы зарисовок всего увиденного нашим очевидцем. Но уже похоже, что в школе М.П.Щетинина создана единая семья — то, к чему мы только подходим в создании общинной школы.
Дмитрий Сопельников:
— Дети очень много могут делать самостоятельно: разбивать сады, за-севатьполя,строитьдома... Их нужно только направить, помочь, скоординировать работу. Лучше всего воспитывать детей в труде. Именно в труде дети объединяются.
И главное, дать возможность детям быть на равных со взрослыми. Например, дети вместе с педагогами могут участвовать в разработке уроков, программ обучения по разным предметам, вместе решают, как подать материал, как его собрать...
Иногда возникает вопрос: не существует ли опасности перегибов в таком равноправии детей и взрослых? Этого бояться не надо. Главное — взрослым быть на высоте. Ведь воспитание проявляется не в словах, а в действиях и поступках наших.
Больше всего меня поразило в этой школе то, как дети, не получившие никакого особенного художественного образования, рисуют без черновиков и разметки, а сразу начисто. Рука ребенка очень твердо держит кисть, и рисунок получается безупречно. А сейчас я напишу самую важную информацию для всех, кто соприкасается с детьми! Это можно считать главным законом педагогики. Я услышала его из уст очень приятного седого человека с благородным лицом – академика Щетинина. Он сказал, что в школе радости существует закон, исключающий такие слова и фразы, которые воспитывают у ребенка неуверенность в себе, а также исключены все частицы «не». Например, на уроке математики ребенок предлагает свое решение задачи. Преподаватель смотрит, видит ошибку и говорит: « Молодец! Очень интересное решение, а можно еще и так попробовать». Согласитесь, что такого отношения не хватает нам всем, а уж детям в первую очередь.
В этой школе живут одной семьей и также все вместе учатся. На уроке сидят дети разных возрастов, только каждый решает свои задачи, зато любой малыш может свободно подойти, как к преподавателю, так и к старшекласснику, с которым они вместе будут решать увлекательную задачку. Ребята все вместе решают, как украсить свой дом. Они долго обсуждают рисунок на стенах и на полу зала. Выслушивают каждого ребенка, обдумывают все до мелочей. Когда все от мала до велика придут к одному решению и будут очень хорошо себе представлять картину на стене, когда начнет работать коллективное сознание, можно приступать к самой работе. В этой школе все обсуждается коллективно.
Ребят никто не заставляет это делать в какие-то определенные часы, просто те, кто хочет заниматься росписью, приходит и расписывает сразу без черновика. Когда ребенок устает или заканчивается его свободное время, он оставляет кисти и краски, а на это место приходит другой желающий и продолжает начатое. Отличить руку одного маленького мастера от другого невозможно. Профессионалы, увидев лестницу, расписанную вьющимися растениями и диковинными цветами, спрашивали, какие художники выполняли эту работу. Они отказывались верить, что это сделали дети: « Да и вообще, как можно детям доверять такую ответственную работу?» Беспристрастная камера медленно скользит по настенной росписи, открывая нам удивительно красивый и сложный орнамент терема, где живут и учатся очень счастливые и очень талантливые дети, потому что все дети талантливы, только нужно суметь раскрыть эти таланты.
Кто-то наверняка, захочет отдать в эту школу своего ребенка, но от нас она находится очень далеко, поэтому давайте попробуем создать подобные школы рядом, там, где мы живем сами.
Пусть это будет небольшая весточка о прекрасном педагоге академике Щетинине и его удивительной школе радости. Я надеюсь, что мы когда-нибудь обязательно встретимся.
Когда книга была уже почти готова, я получила уникальный материал о молодежной экологической организации «Рассвет». С ребятами из этой организации мне посчастливилось познакомиться на слете, который проходил летом в Сибири на живописном острове. Меня пригласили в гости в палаточный городок и попросили рассказать о том, как живет молодежь в нашем городе. Мы сидели большим тесным кругом у костра.
Свидетельство о публикации №222120900502