Видимое нами - только отблеск... Владимир Соловьёв

Бедный друг, истомил тебя путь,
Темен взор, и венок твой измят.
Ты войди же ко мне отдохнуть.
Потускнел, догорая, закат.
Где была и откуда идешь,
Бедный друг, не спрошу я, любя;
Только имя мое назовешь —
Молча к сердцу прижму я тебя...

Владимир Сергеевич Соловьев – русский религиозный мыслитель, философ, поэт, публицист, литературный критик и основоположник русской христианской философии. В его учении центральной является идея «всеединого сущего», - все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность связей, как и наша Вселенная. Философ утверждал, что, стараясь постичь истину, надо стремиться к познанию «всего во всем» и страны, национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как «живые органы человечества», без которых единство было бы пустым и мертвенным.

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?

Владимир Соловьев родился в семье известного историка С. М. Соловьева, автора многотомной «Истории России с древнейших времен». Начальное образование получил в Пятой московской гимназии, окончил курс с золотой медалью. С 1869 года обучался на отделении физико-математического факультета и в возрасте 21 года успешно защитил магистерскую работу «Кризис западной философии» и, получив звание штатного доцента философии, стал читать лекции в Московском университете.

В 1875 году отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее, где изучал индийскую, гностическую и средневековую философию, затем совершил путешествие по Франции, Италии, Египту, странам Востока.
По возвращении, познакомился и подружился с Федором Михайловичем Достоевским*, чьим творчеством восхищался и в последствии стал прототипом Алеши в его романе «Братья Карамазовы». Преподавая в Университете, прочел лекцию, смысл которой заключался в призыве к императору помиловать убийц царя Александра 11 во имя христианского милосердия, после чего ему запретили публично читать лекции.

Владимир Соловьев не был женат и по воспоминаниям современников вел беспорядочную жизнь. Кроме того регулярно держал строгий пост, употреблял скипидар, считая его лечебным, но который оказался причиной его смерти.

Дождались меня белые ночи
Над простором густых островов…
Снова смотрят знакомые очи,
И мелькает былое без слов.
В царство времени всё я не верю,
Силу сердца еще берегу,
Роковую не скрою потерю,
Но сказать «навсегда» — не могу.
При мерцании долгом заката,
Пред минутной дремотою дня,
Что погиб его свет без возврата,
В эту ночь не уверишь меня.

Панмонголизм! Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины Божией полно.
Когда в растленной Византии
Остыл Божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь, —
Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И все твердят льстецы России:
Ты — третий Рим, ты — третий Рим.
Пусть так! Орудий Божьей кары
Запас еще не истощен,
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.
От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.
Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.
О Русь! забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть…
И третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.

Смерть и Время царят на земле, -
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.

*Фёдор Достоевский (1821-1881г) – великий русский писатель, мыслитель, философ, публицист.


Рецензии