Авиньон-2014. Театральный фестиваль

Предисловие. Волшебное попадание на международный театральный фестиваль. Сложность была в том, что необходимо было задолго (за полгода примерно!) регистрироваться на сайте фестиваля, отправлять запрос на подтверждение разрешения присутствия на программных фестивальных спектаклях. Регистрироваться и переписываться с администрацией авиньонского фестиваля мне помогала хорошая моя подруга, в совершенстве владеющая французским. Я очень благодарна ей. Имени её не употребляю, т.к. она театральный журналист, постоянно пишущий, публичный человек.

Первый раз в жизни я попала на театральный фестиваль. На авиньонский фестиваль. Это такая волшебная атмосфера! Она закрутила меня!! На каждом шагу - буквально - афиши, анонсы, - весь город пестрит театральными плакатами, рекламами. Такое разнообразие театральной программы! И я рада, что смогла вычленить, а главное - найти в таком огромном водопаде театральной "продукции" - именно то, что мне надо и интересно! Чехов, Брехт, Ионеско, Шекспир, Корнель! Это то, что на площадках проходило. А сколько уличных представлений - драматических, цирковых, музыкальных, вокальных, танцевальных!! И всё - достойно внимания! Но - естественно - всего не объять!
                "Дуэль" А.П. Чехова
А для меня самое главное событие на авиньонском фестивале  – это "Дуэль" по Чехову. В исполнении бразильского театрального коллектива (http://mundanacompanhia.com/ - сайт театра в Интернете.  Какого удивительного Чехова я наблюдала. Волшебное зрелище. Пока зрители рассаживались, на сцене уже своим ходом шло действо. Актёр (который впоследствии играл Кирилина) красиво и пластично двигался под фонограмму морского прибоя. Глаза его прикрыты, с волос и лица его стекали капли - реально - морские... Так построена сценография, что действительно чувствуешь себя на морском берегу... Актёр вибрирует, покачивается, будто на волнах…
Записи делаю второпях, боюсь пропустить на сцене что-то интересное. Вот одна из мизансцен, красиво построена: Надежда Фёдоровна в белых одеждах путается, извивается в больших сетях, будто в морских волнах. Сцена без слов, но настолько красноречива: как нельзя точно говорит о сложном, закрученном лабиринте её взаимоотношений с Лаевским; какие мощные душевные муки она испытывает... И пытается вырваться из запутавшихся сетей… Это начало только - я долго подбиралась к нему, - потому что впечатление сильное от спектакля, меня до сих пор будто обдаёт той волной, которая звучала в фонограмме... (*Вообще бразильцы не в первый раз потрясли меня. Несколько лет назад я видела потрясающего "Гамлета" - спектакль под названием «Гамлет. Репетиция» - в рамках Чеховского фестиваля в Москве. Но это другой коллектив. С "Гамлетом" приезжал коллектив "Компания актёров" - из Рио-де Жанейро.)

Какие удивительные бразильцы. Как тонко проработали Чехова. Тут, в Авиньоне я увидела такого Чехова... Вот ради таких театральных потрясений стоит жить. Эта "Дуэль" во мне долго будет "гореть". И развиваться. И я буду развиваться под её воздействием. Спектакли не умирают. Да, это искусство сиюминутно. Но память о нём, впечатления, потрясения - с этим ничего не поделаешь. Воспоминания продолжают жить. К этому возвращаешься, в этом "варишься", об этом размышляешь... И это прекрасно! Так что - пока на данный момент бразильская "Дуэль" - самое сильное потрясение. Как ювелирно показаны характеры главных героев, всё по Чехову, ничего не придумано. Вот Лаевский - такой потерянный, мучается оттого, что любовь к Надежде Фёдоровне прошла; и он, как честный человек, не желающий лгать, мучительно переживает все душевные терзания в связи с этим. Какие глаза у актёра - какая в них безысходность... Я с первого ряда всё видела, все нюансы гнетущего настроения отображались во всём его облике: во взглядах, в повороте головы, в походке, в мягком бархатном голосе. Он был сам собой с Самойленко, - с доктором. Чеховские доктора – это особый феномен… С такими персонажами, как доктор Самойленко, не надо ничего придумывать, лгать. Потому что он искренен, бесхитростен, от души переживает за Лаевского и всеми силами стремится помочь. Лаевский чувствует такую душевную близость; открывается доктору, рассказывает, не утаивая ничего - всё, как есть. Сидел на кухне у доктора, по-домашкнему: в белой майке, в шлёпках; пил вино и вёл повествование о своей истории любви к Надежде Фёдоровне. Весь его облик говорил, какая тяжесть у него на душе... Одновременно и расстаться хотел с Надеждой Михайловной, и в то же время его мучило то, что он сам же два года назад увёз её от законного мужа. Тогда ему казалось, любовь вечно продлиться... Теперь не то. Нынче его гнетёт чувство вины пред этой женщиной. Что он не может просто бросить её. Нужны средства на её содержание. Он считает, что если пришла пора расставаться, то он, как порядочный мужчина, должен обеспечить дальнейшее безбедное существование своей бывшей любимой женщины. А средств у него нет. Получается замкнутый круг... (*Это я пересказываю не текст "Дуэли" Чехова. А то, что и как  я понимаю, как я "читаю" спектакль "Дуэль" этого удивительного театра из далёкой Бразилии...) Муки Надежды Фёдоровны не менее тягостны. Она прекрасно понимает настроение Лаевского. Главное - и у неё к Лаевскому остыли чувства. Оба эти чеховские герои - Лаевский и Надежда Фёдоровна – чистые, хрустальной души люди. Живут вместе и оба мучаются... И ни одному из них не приходит в голову самое простое, что можно сделать в этой ситуации: поговорить друг с другом, поведать каждому, выговориться, рассказать обо всём, что душу "тянет"... Вместо этого Лаевский ходит изливать и "заливать" душу к Самойленко... У меня особая нежность к чеховским персонажам. Эти тонкие интеллигентные люди, совсем некоммерческие... Рассуждающие о красивой жизни, которая настанет через 100, 200 лет…  И мою нежность к чеховским героям сейчас подкрепляли мои милые бразильцы... Я сразу же прониклась и полюбила этот коллектив.

 

Надежда Фёдоровна уступает притязаниям грубого Кирилина. А потом, шутя, соблазняет молодого красавчика Ачмианова... Но и у Чехова в тексте, и на сцене это не выглядит распутством... Это другое…  Надежда Фёдоровна глубокая натура. Сильно мучается, её тоже неимоверно гнетёт жизнь с Лаевским, гнетёт то, что она живёт полностью за его счёт. Она уже во власти напряжённых мыслей: думает, что делать и каким образом определиться, куда устроиться и на какие работы.

У Чехова Лаевский очень трогательный персонаж. Я с таким умилением отметила про себя, что бразильцы отнеслись с предельным вниманием к оригинальному тексту. И вообще - во всей постановке чувствовалось такое глубокое знание Чехова: и как личности, и творчества. Так мне душевно было наблюдать за всем, что происходило на сцене. Какие-то детали я успевала фиксировать в своём стриндберговском блокноте... Хотелось "объять" всё. Вопреки возможностям. Всё на сцене было интересно. Чуть в стороне играл оркестр. Почти как "еврейский оркестр" в пьесе "Вишнёвый сад"... Сбоку от сцены тапёр за фортепиано. Музыканты все первоклассные. Труба, саксофон, скрипка.

Надежда Фёдоровна здесь отчаянная купальщица! Завидная пловчиха! Смело бросается в морскую пучину!.. Отличает сильную натуру... Сценография спектакля позволяет судить об этом. Так интересно выстроены морские детали, длинные - во всю сцену - разноцветные ткани легко, высоко, широко раздувались; и в сочетании с фонограммой создавали ощущение бушующей водной стихии. В одной из мизансцен Надежда Фёдоровна красиво двигается внутри этих "пространных волн". Тут же "проплывает" другой женский персонаж - Мария. Она "плыла" без вариаций, по-пластунски. Её купальная дорожка - узенькая, Мария в купальном костюме, в резиновой шапочке скользила по ней всем телом. Вот даже в этой сцене чувствуется, как проявляют себя герои. Надежда Фёдоровна - со своими сложнейшими душевными муками ярко и эмоционально борется с волнами. И Мария - обычная женщина, обычная жена и мать с ограниченным примитивным уровнем мышления... Вся такая прямая, без нюансов в голосе, в теле, в движениях - равно как и в мыслях и суждениях. У неё на всё готов ответ. Она знает, как жить ей, мужу, детям. Такие люди охотно дают советы другим. С Надеждой Федоровной тоже, по её мнению, всё просто...

Вот некоторые интересные детали. Разговор, в котором принимают участие доктор Самойленко, Лаевский, фон Корен, дьяк. Кушают арбуз: достают нарезанные куски из тыквы... Такая занятная ёмкость, - один к одному - тыква большого размера; очищенная от мякоти и семян. Здесь, в спектакле - служит "арбузницей"!! После арбуза пьют чай. Совсем по-чеховски...В какой-то момент доктор неожиданно всхрапнул - как Сорин Пётр Николаевич из "Чайки"...

Пикник в русском стиле. Прогулка на природе. Я была включена в сцену пикника... Я хорошо подыграла! С удовольствием!! Прыгали по-русски через костёр. Костёр, конечно, "сценический", имитированный. До прыжков в костёр мне поднесли вина. Настоящего, я по запаху почувствовала. Значит, дали попить, и - в костёр! Меня лично в костёр направил актёр, играющий роль диакона. Актёр с красивым иконописным лицом. Такой пикник - в самом настоящем русском стиле! С вином, песнями, цыганами; как гулял разухабистый, разудалый русский человек! И как лихо-разухабисто мы перемахивали через костёр! Диакон держал меня за руку и уверенно подталкивал к костру. Мы стремительно неслись с ним чрез всю сцену. И прыгали… Веселье, пляски без оглядки, на всю катушку!.. Гулять, так гулять...

Вдруг на каком-то этапе (перед дуэлью Лаевского и Фон Корена) доктор выносит мозг... В прямом смысле. Выходит на сцену держа в руке муляж черепа... В полой части черепа что-то вроде крупной соли... Доктор символично посыпает солью пол...

В антракте всю сцену укладывают маленькими программками. Это программки-анонсы спектаклей - самых разнообразных, которые в этом сезоне представлены на авиньонском фестивале. И среди всех прочих - как бы невзначай встречаются и анонсы бразильского театра со спектаклем "Дуэль". Интересно задумано...


Рецензии