Босоногое детство моё... гл. 5. Фантазеры...

 
гл.5.  Фантазеры... 
..............................................
 Слышу голос из прекрасного далёка,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
..............................................
 

      И все бы   ничего, но моя подростковая любознательность, щенячий восторг при открытии чего-то чудного и неизвестного не однажды подводили меня.    Наверно,   приобретал   жизненные знания и опыт через синяки, ожоги и раны на руках,  которые до сих пор  со шрамами.

 С   прокудными пацанами, Ваней и Юрой Кривозубовым, Юрой Стародымовым, жившем возле МТМ, мы выискивали там медные трубки, делали из них «поджоги» и пугачи. Набив их серой, содранной из нескольких пачек спичек, громко бабахали-стреляли. Дохлопались, пока Юре  разорвавшейся «игрушкой» не повредило кисть руки, и с ней, перебинтованной, он ходил на уроки.

    Родители  за это по головке   не гладили, ругали. Тогда переключился я на журнал «Юный техник», с вкладышами   самодельных поделок для ребят. Выклянчив у отца денежку, выписал на почте через «Посылторг» из Москвы чудо-чудное для того времени - Фильмоскоп! Вставляешь него пленки, ух, цветные(!), прикладываешь его к одному глазу и вертишь ручку, перемещая плёнку с рисунками и текстом сказок, рассказов. Почти кино в хате!
     Но малый братик  Шурик тоже хотел смотреть, а поскольку у него не получалось, а я его очень любил… То по схеме из того журнала смастерил из фанеры  специальный ящичек. Мать, знакомая с моими выдумками, уже искоса посматривала на меня: 
      - Николай, ты  опять  что-то придумал,  клепаешь, а?

Словно не слышу я. Примастерил в тот ящичек фильмоскоп, вставил туда лампочку на 60 вольт -  и на белой стенке печи появился огромный светящийся экран! Удалось! Братик, вытаращив глазенки, глядел на это чудо в хате.  А я, сияя в предвкушении счастья, вставил в фильмоскоп ленту со сказкой, и дал в ту лампочку свет… 

Тут получился невероятный, ну сказочный эффект, почти чудо! Лента через несколько  красочных, счастливых кадров на экране перегрелась и задымилась, завоняла едким дымом, лампочка звонко треснула, братик от испуга свалился с табуретки, кошка с жалобным «Мяу!» прыснула их хаты, чуть не сбив с ног входящую с ведром воды маму… Получив «нахлобучку» от нее:"Так и хату можно спалить!", я временно прекратил свое техническое «совершенство».

     Но не мог я  сидеть без дела, как тот Илья Муромец на печи. Перекинулся на живопись, и «выписывал» букеты цветов масляными красками, кисточкой на стекле.  Когда кисточка истрёпывалась, то   ножницами «отчекрыживал» очередной клок волос из своей густой шевелюры и делал новую.  Повернув оборот стекла - получал яркую картину цветов! Не верите – попробуйте сами! Мама, поглядывая на мои "картины", вроде бы успокоилсь.

      Но... лишнего стекла в доме не было, ибо в магазине оно не продавалось, и я ухитрился вытаскивать втихаря маленькие «шибки» из зимних окон, выставленных летом под навесом  и ожидавших своего времени. Но так и не дождавшихся. И тут мама разгадала "секрет художника". Я шмыгал носом, слушая ее очередную сердитую нотацию: "Опять отчудил!А зимой без стекол в хате морозить волков будем! Гляди, вот батьке скажу!"

    Однако чем-то заняться   надо же! Опять выпросил скудные в семье рубли.  Купил в магазине ручной лобзик с пилками – вскоре стена в хате красовалась в фигурных,  роскошных резных рамках с картинками из журналов, а то и фотками. Но и эта забава моя была резко пресечена. Ибо фанеру под рамки я добывал, разбирая дома  потихоньку  почтовые  ящички из-под посылок, свято оберегаемые мамой. 

Этот сюрприз она обнаружила, приготовив для отправки сестре на Украину куски толстого сала – и   все перерыла, искала    те посылочные ящики, спрашивая у меня, не видел ли я: «Куда же они запропастились?».  Глядя  пристально на меня, догадалась, что это мои проделки, ибо при каверзной ситуации меня выдавало покрасневшее  лицо.   

Остудив мою горячую, неуемную голову, родители   чуть не убивались: «Николаш, когда же ты поумнеешь?   Что же руки у тебя, так и чешутся!» Мне было обидно, что я такой остолоп, и жалко нахмуренных родителей. Но чем бы заняться  – тосковала моя неугомонная душа?

 Спасение пришло в виде запыхавшегося Коли Галенова,  жил он неподалеку и  читака был еще тот. На ходу  он закричал   во все горло:
  - В колхозную библиотеку потупили новые книги. Точно, там про  войну, шпионов и фантастику! Айда туда!
         И побросав свои мушкетерские шпаги, мы помчались вдоль пруда…

    Ну, а я, «мастер Самоделкин» как-то был замечен в школе на уроках труда и как «хорошист» по учебе поощрен путевкой на летние каникулы в областной пионерский лагерь юных техников в г. Волжском.

 Конечно, в нем среди сверстников, было интересно и познавательно. Ведь мы из фантастики делали свою маленькую быль. Изготавливали под руководством инструкторов вручную  модели самолетов и планеров, и, закрутив тугую резинку для пропеллера, запускали с восторгом свое творение в полет, в воздух!  Смастеренные  своии руками! А кто постарше, те корпели над корпусами и фюзеляжами моделей спутников и ракет.  Может, они уже тогда слышали шелест звезд из глубин Космоса и звонкий зов межпланетных Приключений?!

       Вернувшись   Киевку, в школе вел я кружок авиамоделирования с мальчишками, выписав «Посылтргом» коробки с заготовками моделей.

 Интересно штука генетика, ибо внук мой Илья,  в начальных классах гимназии заинтересовался изготовлением моделей самолетов и   долго возил я его в Дом пионеров, пока он не переключился на  спортивнуюсекцию каратэ. 

... А детство мое продолжалось и  огнем пионерских костров   взвивалось на берегу Нового пруда, недалеко от СТФ, или свинотоварной фермы, низкие кирпичные корпуса которой тянулись в степь. Заведующим на ней состоял мой отец. 

И зимой, еще затемно до рассвета, при мерцающих звездочках, по скрипящему морозному снегу мы с сестрой Валей тянулись туда на подработку, чтобы накормить прожорливое свино поголовье, здоровенных толстых хряков. Разносили им вручную в ведрах и сваливали в металлические корыта запаренную, дымящуюся в холоде жидкую кашу из зерноотходов   и комбикорма. Чистили грабарками, ну совковыми лопатами, в станках у зло хрюкающих свиней, показывающих клыки, и вытаскивали  навоз  во двор.
 Сделав все и  изрядно продрогнув в накаленном от холода помещении, ведь свинарники не отапливались, мы через замерзший пруд, скользя по льду, возвращались домой. На ходу, в уме повторял домашнее заданное из «Евгения Онегина»:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука…

     В хате, наскоро обмывшись теплой водой из чугунка и что-то кинув в рот, торопились не опоздать в школу на первый урок.

       Помню,  летом, после обжигающих пятки прыжков через пламя пионерских костров возле пруда и той  фермы,  вспомнилось, что здесь на школьных каникулах мы со сверстником Колей Даниленко подрабатывали, выпасая стадо молодняка свиней на зеленых посевах. 

 И здесь же в следующее лето  я с присвистом, привстав на стременах, погоню ржущий табун коней на водопой.  Выпасал лошадей и  Коля Галеннов, и похваляясь перед нами в седле,  бесстрашно  ставил жеребца свечкой  на «дыбки».  Боязно   было смотреть, а вдруг конь опрокинется на спину, да с Николаем. А до нас колхозных   коней пас Иван Кривонос, постарше, и занимал на скачках в Панфилово, тогда центре Калининского района, первые, призовые места на стройном кауром скакуне.

    Вот так в учебе, забавах и труде взрослело   наше поколение.

... Странно, порою с печалью-грустью думаю я, седой. Все еще живу в прошлом, когда мир был молодым, солнце светило ярче и серебристый тополь детства достигал небес. И тень сердечной боли пробегает по моему лицу. Как-то мы, послевоенные пацаны, оказались  быстро забыты миром в  сегодняшних  политических потрясениях, экономических  катаклизмах, замороченной властями  перестройке и военных конфликтах да гражданских войнах вокруг России? Может  потому и извлекаю из   полузабытого прошлого   воспоминания о почти ушедшем в мир небытия, своем поколении. Для наших внуков-правнуков. Как память и некий   опыт   для  размышления о непростом времени.
                правка 18 марта 2023 г.

На фото : юный техник и будущий юрист, и литератор и прочия  - во втором ряду,   справа первый.
 

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... гл 6.  Фантастика в хуторке http://proza.ru/2022/12/08/1046

 

 
 .


Рецензии