Записки пожарного добровольца. Глава 39

Ученье - свет, неученье - тьма.

Интерес к пожарному делу, пробудившийся у меня ещё в детстве, сподвиг меня на изучение основ пожаротушения. Все книги соответствующей тематики, что были в двух доступных мне библиотеках, были перечитаны от корки до корки.
Литература, конечно, была порядком устаревшая, но пользы от неё было немало. Полученные знания пригодились не скоро - первый раз я взял в руки ствол в 17 лет. Немало времени было потрачено на моё увлечение химией, обернувшейся для меня протиранием штанов в стенах Омского Государственного университета, но там мне довелось стать членом добровольной пожарной дружины... Тогда я снова принялся изучать Боевой Устав и пожарную тактику, особо не веря в то, что это когда-то не пригодится. Немногочисленные учебно-тренировочные занятия да редкие загорания - вот и все тогдашние возможности для применения моих знаний на практике... Спустя ещё несколько лет полученные знания всё-таки стали мне пригождаться. Так уж сложилось, что мы с женой, решив строиться, взяли дачу в самом сложном в пожарном отношении садоводстве Советского округа города Омска.Уже через год я оказался на первом серьезном пожаре. Особого вклада в тушение я тогда не внёс - опыта было маловато, боевки и снаряжения ещё и в помине не было... Примерно через месяц я попал на крупный пожар в СНТ "Весна". Затяжной характер пожара позволил мне сделать вывод, что мои руки лишними не будут, и захватив Попал я уже на проливку, но в процессе совместного дотушивания пожара мне было чему поучиться у старших братьев по оружию. Следующий пожар произошедший почти там же, прибавил мне опыта, подкрепив мои теоретические знания. Шло время. Тревожный рюкзак с брезентовым костюмом ждал своего часа... Пожар около промзоны на Доковской... Я с лопатой в руках почуял, каково тушить камыш.Ребята с отдельного поста были приятно удивлены... Пожар в кустах на заброшенных дачах. Прокладка линии на четыре рукава, ребята со стволом, я -  с ихней лопатой... После локализации поглядывая, как надо работать со стволом при проливке... Позже на каком-то травяном пожаре увидел, как ребята срывают кромку обычными граблями. Полезный прием! На вооружении появляются лесопожарные грабли... Пожар в СНТ "Нефтяник"... РТП был удивлен появлением бойца в неустанной боевке, стальной каске и с деревянным топором на поясе. Раздеваясь после ликвидации, я задал ему вопрос о правильности действий и допущенных ошибках. Почти всё было верно, но он предупредил меня о риске перегрева. Ноябрь 2018, дача на 11 аллее. С серьезными постройками до этого я ещё не сталкивался. Вскрытие и разборка конструкций, работа со стволом в условиях темноты, сильного ветра и нехватки воды - знания есть, а умение только на практике нарабатывается... С каждым следующим пожаром набирался мой боевой опыт.
Некоторые пожарные снимают процесс тушения на камеру, выкладывая потом видео в Интернет. По сути, это короткометражные учебные фильмы, которые очень полезны начинающим огнеборцам.
В старых учебниках по пожарной тактике и пожарно-строевой подготовке практической работе с ПТВ было уделено больше внимания, нежели в современных наставлениях, и я с огромным интересом изучал их. Конечно, за многие десятилетия наука и техника шагнули далеко вперёд, но многое из написанного там актуально по сей день.  Впоследствии, уже устроившись работать спасателем, я получил возможность обмена опытом с ребятами, пришедшими из МЧС, и кое-что из рассказанного ими впоследствии довелось применить самому.
Пожарная тактика... Первая половина учебника содержит многочисленные формулы теоретических рассчетов, но во второй части подробно описано, какие пожары как тушить. Можно сказать "Библия пожарного"...
В 2022 году некоторых ребят из моего спасательного формирования направили учиться на пожарных. Так уж вышло, что я не попал в их число, а так бы ещё чему-то полезному научился бы...


Рецензии