Агент влияния к сепаратизму Черкесия

      
КТО ПРОДВИГАЕТ «ЧЕРКЕСКИЙ ВОПРОС»
СЕПАРАТИСТЫ  НА РАСКОЛ РОССИИ

Адыгские активисты призвали кабардинцев записать себя на переписи черкесами
Представители восьми общественных организаций Кабардино-Балкарии выступили с обращением к кабардинцам, в котором призвали определить свою национальность в ходе переписи населения как черкес. Это поможет черкесам сохранить свой этнос и свою культуру, подчеркнул один из авторов обращения Желяби Калмыков.
Как писал " Кавказский узел ", ранее представители черкесских организаций в Кабардино-Балкарии Беслан Хагажей и Аслан Бештоев заявили, что черкесы, проживающие в России, на предстоящей в 2021 году переписи населения должны записаться как единый народ, так как у них общий язык и одна культура. Черкесы разделены территориально, а отсутствие единого названия не позволяет воспринимать их как единый народ , считает филолог Мадина Хакуашева.

Адыги (или черкесы) - общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Самоназвание - адыга (адыгэ).

Адыги проживают на территории шести субъектов:
Адыгея,
Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкесия,
Краснодарский край,
Северная Осетия,
Ставропольский край.

 В трёх из них адыгские народы являются одной из "титульных" наций: черкесы в Карачаево-Черкесии, адыгейцы в Адыгее, кабардинцы в Кабардино-Балкарии, говорится в справке " Адыги ", опубликованной "Кавказским узлом".
У нас одна Родина, одно Отечество!

Обращение подписали
 председатель Координационного совета адыгских общественных объединений Кабардино-Балкарии Желяби Калмыков,
 председатель Правозащитного центра Кабардино-Балкарии Валерий Хатажуков,
 председатель общественной организации "ЖылэБзэ" Заур Жемухов, руководитель общественной организации "Пэрыт" Атилла Гюсер, председатель общественного движения "Кабардинский конгресс" Аслан Бештоев,
глава общественной организации "Нарт Хэку" Анзор Ашхотов, руководитель общественного комитета "За мир и межнациональное согласие в Кабардино-Балкарии" Жантемир Губачиков
 и глава общественной организации "Хабзэ" Мартин Кочесоко.
Адыгские активисты призвали кабардинцев записать себя...
Cherkesk.BezFormata.com›listnews/zapisat…perepisi…

Перепись предусматривает указание национальной
принадлежности гражданина.

Мы все: абадзехи, бесленеи, бжедуги, егерухаи, жанеевцы,
темиргоевцы кабардинцы, махошевцы, натухаевцы, убыхи,
хатукаевцы ... Мы все адыги (на родном языке), мы все черкесы (на иных языках).
Адыгские активисты призвали кабардинцев записать себя...
Cherkesk.BezFormata.com›listnews/zapisat…perepisi…
Источник: Кавказский узел. 06.10.2021.

Из перечисленных этнических имен, к адыгскому этносу относятся: кабардинцы, бесленеи,  с натяжкой: темиргоевцы, егерухаи.

Убыхи – это отдельная этническая группа, которая к адыгам и абхазам, этнически по языку не относится.  Убыхи, как народ потерял свой язык, он ассимилирован. 
Убыхи в XIX в. – исторически населяли территорию современного города Сочи, Красную Поляну и др.  И именно, Краснодарский край, в том числе и Сочи, является лакомым кусочком, для Кабардинских сепаратистов, которые давно уже претендуют на эту территорию, как на свою «историческую землю». В составе кабардинской «Черкесии» проектируются территории:
Адыгея,
Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкесия,
Краснодарский край,
Северная Осетия,
Ставропольский край.
 Поэтому, и возникла эта идея с «Черкесией», с единым этническим  названием «черкес». При этом,«черкесы-кабардинцы» давно считают, что балкарцы и карачаевцы живут на «территории Кабарды».

Аслан Бешто:

 «Черкесия должна быть территориально воссоздана в своих границах, и альтернативы этому я не вижу. В связи с этим, наверное, можно утверждать следующее: территориальная реабилитация Черкесии является частью общего черкесского вопроса. Можно сказать, что первая фаза решения вопроса преодолена, несмотря ни на что – это признание геноцида. Не Грузией – хотя мы все ей благодарны за этот шаг. Геноцид черкесского народа признан, прежде всего, самим черкесским народом. Это самое главное. Нет ни одного человека среди черкесов, кто не осведомлён о произошедшем геноциде, и нет никого, кто в частных беседах не соглашается с термином случившейся трагедии. Мы претендуем на эти территории как на часть своего жизненного пространства…»

Черкесия нарисованная А.Бешто, а он не одинок в этом проекте воссоздания «Черкесии», территория включает в себя территории части Осетии, Ингушетии, КБР, КЧР, Краснодарского и Ставропольского краев, части Абхазии.
Великая Черкессия: провокация и мечта | gumilev center.ru›velikaya…provokaciya-i-mechta/

 Он же Аслан Бешто:

«Настало время вернуть Кабардино-Балкарии исконное название – Кабарда
Здесь всегда уживалось немало народов, но всегда основными оставались аборигены: черкесы – или как они сами себя называли – адыги.


 Жители 5 горских обществ, которых ныне называют балкарцы, а сами себя они называли таулу; джирашты или дигорцы; алты – кесеки и тапанта – абазины; гребенские казаки и ещё немало других,

 для которых Кабарда стала родиной...

Было бы и в историческом, и в культурном, и в филологическом плане правильным вернуть региону историческое название – КАБАРДА.

Кабарда – республика всех живущих в ней народов: адыгов, таулу, джирашты, казаков и т.д.

Председатель РОД «Кабардинский конгресс»
Аслан Бешто Natpress Опубликовал admin, 29-03-2015, 10:08.
Аслан Бешто: Настало время вернуть... natpressru.info›index.php?newsid=9479…


АГЕНТ ВЛИЯНИЯ

Агент влияния - это агент определенного ранга, который использует свое положение для влияния на общественное мнение или принятие решений с целью получения результатов, выгодных стране, разведывательная служба которой эксплуатирует этого агента.


ЧЕРКЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

«Джеймстаун» использует Государственный университет Илии в Тбилиси для проведения своих многочисленных конференций кавказских сепаратистов.
Кабардино-Балкарский Институт гуманитарных исследований активно сотрудничает с Черкесским культурным центром. Их ведущие сотрудники, часто посещают, Черкеский культурный центр для консультаций и консультирования…
Один из активных организаторов сепаратистского движения  выступает Уолтер Ричмонд, автор книги «Северо-западный Кавказ: Прошлое, настоящее и будущее», профессор Западного колледжа, основной вербовочной площадки ЦРУ и первой альма-матер Барака Обамы.
Как пишет Сошественский В.Ю., кандидат педагогических наук, эксперт-руководитель проектов гуманитарного фонда «Кавказ новые горизонты»: Проведённый анализ показывает, что модель сетевой структуры, применяющейся на Северном Кавказе, строится по принципу: обмен информацией; максимальное расширение форм производства этой информации, а так же доступа к ней; её внедрение в структуру объекта воздействия и распределение; налаживание устойчивой обратной связи. Она рассчитана на три группы субъектов, осуществляющих непосредственное участие «в боевых действиях».
К ним относятся: «теоретики» - создающие доктринальные схемы ИСВ (институты и фонды, вовлеченные в той или иной мере в информационное поле сетевой войны);

 «организаторы» - «делающие» информацию и осуществляющие её рециклирование (НПО, прежде всего региональные),

а так же «исполнители» - непосредственные участники планируемых акций (демонстраций протеста, погромов, террористических актов и др.). Как достоверный, давно признаётся тот факт, что разведывательные службы США активно используют финансируемые американцами российские неправительственные организации, в том числе правозащитные, для ведения подрывной деятельности, направленной на поддержку экстремизма и сепаратизма в республиках Северного Кавказа…»
Как известно в Кабардино-Балкарии до 2015г., пока  «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED) – фонд, созданный Конгрессом США, не был признан нежелательным в России,  "Общественный правозащитный центр Кабардино-Балкарской Республики", руководитель Валерий Хатажуков, ежегодно до 2013 года, официально (сейчас неизвестно, как) получал гранты от NED от $ 45,000 до 60, 000.
В деятельности фонда принимали активное участие деятели, связанные с американскими спецслужбами, — Джон Негропонте, Генри Чиснерос, Эллиот Абрамс.
NED фактически является инструментом Центрального разведывательного управления, созданным лишь для того, чтобы скрыть участие американских властей и спецслужб в работе компаний за рубежом. Зачастую ЦРУ использует NED и действует от его имени.

РЕЗУЛЬТАТ ТАКИХ КОНТАКТОВ НАЛИЦО ОПРАВДАНИЕ ОТКАЗА ПРОТЕСТА ГРАЖДАН КБР ОТ МОБИЛИЗАЦИИ В ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ, КАБАРДИНСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИМИ И ПРАВОВЫМ ЦЕНТРОМ
Правозащитники Кабардино-Балкарии призвали остановить мобилизацию | Юга.ру
yuga.ru › news › 465121-kabardino-chto
15 октября Кабардино-Балкарский региональный правозащитный центр опубликовал обращение к властям республики. Его авторы выдвинули три требования. Первое из них — не привлекать к административной ответственности граждан, вышедших на площадь у Дома правительства 25-26 сентября

«Кокову К. В., в соответствии со ст.78 Конституции КБР, Вы, как глава республики, являетесь гарантом конституционных прав и свобод ее жителей. В связи с вышеизложенным мы, представители общественности, обращаемся к Вам, как гаранту Конституции КБР и

требуем:

Поставить перед правоохранительными органами вопросы о незаконности привлечения к административной ответственности граждан, присутствовавших на площади у Дома правительства 25-26 сентября 2022 г.

 в силу отсутствия в их действиях состава какого-либо правонарушения…
Обратиться в федеральные органы власти о приостановке мобилизации представителей нашей республики, так как это может привести к серьезным и невосполнимым потерям национального генофонда народов, которые в недавнем прошлом, как известно, были подвергнуты тяжелейшим испытаниям с беспрецедентными потерями.
Подписи:
Валерий ХАТАЖУКОВ, председатель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра.
Маркс ШАХМУРЗОВ, председатель Кабардино-Балкарского отделения Ассоциаций Жертв политических репрессий.
Аслан БЕШТО, председатель Координационного Совета адыгских общественных объединений
Алик ШАШЕВ, общественный деятель
Ольга БЕГРЕТОВА-ЭФЕНДИЕВА, правозащитник
Тимур АЛО, заместитель председателя ОО "Жылабзэ"
15.10.2022 г.

Проповеди Шмулевича

Зачем нужно признание геноцида черкесов. Цели черкесского национального движения.
 Авраам Шмулевич
Черкесов не только физически уничтожили, не только подвергли геноциду, не только изгнали со своей исторической родины – убийцы попытались лишить их исторической памяти, стереть из коллективного сознания народа память о его героическом прошлом. Восстановить эту память - вопрос чести нации.
Черкесы должны знать свою славную историю. Народ, который более 100 лет противостоял одной из самых могущественных империй мира. Важно знать, что они не просто так, непонятно почему, бросили свою Родину, а что это действительно была одна из самых страшных трагедий в истории 19 века, и в истории нового времени воообще.
- Оказание влияния на местные и центральные власти РФ, Турции и других стран диаспоры в вопросах национальных интересов черкесов. Лоббирование соответствующих законов.
- Создание политической организации, которая добивалась бы решения этих вопросов.
- Помощь репатриантам: сбор средств, организация лагерей беженцев; помощь с документами; создание черкесами организаций помощи, например, бригад черкесских врачей, помогающих беженцам; связь с терпящими бедствие черкесами в районах охваченных боями, информация об их текущем положении, информирование мировой общественности и самих черкесов о положении беженцев и о страдании черкесов в Сирии; прогнозирование новых угроз черкесам диаспоры и РФ.
- Разработка идеологии Адыгэ Хабзэ как основы черкесской цивилизации.
Добиться положительного решения вопросов, связанных с репатриацией, можно только путем общественного давления внутри РФ и международного давления черкесских национальных структур разных стран, международных и правозащитных организаций.
Необходимо обратиться в международные организации, ООН, ЮНЕСКО, в парламенты различных стран с просьбой о признании геноцида и о помощи в доведении черкесских требований до Российского руководства.

Какие действия необходимо предпринять в рамках российской политики?

- Необходимо сделать научно обоснованную оценку ситуации, какова социально-экономическая структура, экономическое положение, политический потенциал черкесов в РФ и в диаспоре, каковы настроения черкесов различных стран. Пока же мы имеем дело с недостоверными оценками, основанными на личных впечатлениях.

- Сформулировать политическую цель и начать ее пропаганду. Мобилизовать диаспору. Мобилизовать финансовые ресурсы и политические силы диаспоры и черкесов РФ.
- Сделать этот проект привлекательным и для Кремля – повернуть его таким образом, чтобы он полностью находился в русле интересов конкретных кремлевских чиновников.
- Начать изменять ситуацию в черкесских республиках – изменять законодательную базу, принять программу приема репатриантов – включая обучение черкесскому языку, культурную интеграцию, программу экономической абсорбции. Создать силами правоохранительных органов систему защиты репатриантов от местного криминала. Специальные программы по привлечению молодежи, специалистов нужных профессий.
- Убедительно стараться развеять опасения центральных властей РФ и соседних народов Кавказа, которые не могут не возникнуть в связи с приездом в РФ большого количества зарубежных адыгов.
- Вопрос о создании единого черкесского государственного субъекта в составе РФ.
Россия Путина продолжает придерживаться политики, которую разрабатывали Александр Второй и Николай Первый, является совершенно неприемлемым, аморальным и, на самом деле, разрушающим основы современного российского государственного механизма.
Зачем нужно признание геноцида черкесов. Цели...
avrom.livejournal.com›1226619.html


ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ  О РАССЕЛЕНИИ КАБАРДИНЦЕВ

Записка, представленная кабардинскими владетелями в 1825 году начальнику главного штаба, генерал - адьютанту Дибичу о происхождении и расселении кабардинского этноса подчёркивает, что:
«на гавани Кизил-ташъ (Азовское море – Х.Т.), где впадает в море р. Кубань, поселились на оной речке и жили там 7 лет. Из них князь Инал  за Кубанью помер; происходившие от него князья Бесленнеевцы и Кемиргоевцы с подвластными народом остались за Кубанью, а прочие переселились сюда…», с.198, Н. Грабовский «Присоединение къ России Кабарды и борьба ея за независимость», Сборник сведений о Кавказских горцах, издание Кавказского Горского управления. Выпуск IX. Тифлис. 1876.

О расселении кабардинского этноса Е. Н. Кушева в своей исследовательской работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI – 30-е годы XVIII века», в главе третьей «Народы адыге и Северокавказские абазины», в части первой «Кабарда» пишет: «Источники XVI - XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников… Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены». А если прямо сказать, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI - XVII вв.
Далее Е.Н. Кушева пишет: «Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI - XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время… Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья. По «Книге Большого чертежа» (1627г.) «название Кабарда отнесено к местности по левому берегу Терека от р.Ардон до р. Кизыл…», с. 91-92. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века)—  М.: Издательство Академии Наук СССР – 1963. — 372 с.

Отметим, что составители «Книги Большого чертежа» 1627г. разделяли «пятигорских черкас» и «кабарду», что подчёркивает неоднородность данных сообществ,с.90.
Сербина К.Н. "Книга большому чертежу"-Ленинград: Издательство АН СССР,1950.

Российский военный офицер Иоганн Густав Гербер в своей работе «Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и о их состоянии в 1728 году» расселение кабардинского  народа: «…Кабарда Нижная, уезд. Под черкасских гор (речь идет о Пяти Гор черкесах-Балкарцах. Кабарда не поименовано, не большой, не малой-Х.Т.), или под Вышнею Кабардою, между оных гор и реки Терки и Сунж до Таулинцких гор (Дагестан-Чечня – Х.Т.).… Вышние и нижние кабардинцы народ один. Сии два уезда разделяет река Терик;  ... Кабарда Вышняя, уезд. В горах между таулинцах (Таулу-самоназвание балкарцев (таулу-горец-Х.Т.), аваров, грузинских гор, Имерети, а к весту рубеж их до кубанских татар протегается…», с. 65-69.
Гербер И.Г. История, География и Этнография Дагестана XVIII-XIX вв., - Академия наук СССР Дагестанский филиал, Архивные материалы/ под редакцией Косвена М.О. и Хашаева Х-М., Издательство Восточной литературы, Москва, 1958. Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. - 1728 г. //ИГЭД. М., 1958.

«Кабардино-русские отношения», Т.2.
« №  201
1768 г. не позднее октября 31.  — Сведения моздокского ротмистра Александра Шелкова, переданные в Коллегию иностранных дел о горских народах Северного Кавказа
(Начало пропущено – Х.Т.) «начиная от урочища Бештоу по обоим сторонам река Кумы вверх до урочища Бургусант разстоянием примером на 150 верст, и хотя они о себе объявляют, что до 20 000, однако не будет более 12 000, начиная от вершины реки Кумы внутри Кавкаских гор даже до Осети простираются разнаго звания народы.
А именно примером в каждом:
1. Карачаи — 400, 2. Чегем — 700, 3. Караджау — 100, 4. Балкар — 50 (Гильденштедт указывает Бассиянию-Балкарию 1000 дворов Х.Т.), 5. Дюгер — 150, 6. Балсу — 40…» Кабардино-Русские отношения, Т.2, с.281.

С.Д. Шаова: «История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами»: «Критически проанализировав все существующие гипотезы, мы отстаиваем точку зрения, согласно которой появление кабардинцев в изучаемом ареале произошло не ранее рубежа XV-XVI вв.
С середины XVI и вплоть до начала XVIII в. кабардинцы плотно населяют берега р. Сунжа, и прилегающие районы к северу от нее, формируя довольно устойчивые феодальные фамильные владения»,  с. 147.
Шаова С.Д. "История кабардинцев бассейна р.Сунжа в 16-середине 18 в. и их взаимоотношения с вайнахами"- Армавир,2003., с. – 172.

   О расселении  кабардинцев и их миграциях имеются сведения  в работах

Г. Гильденштедта, П. Буткова.
Миграцию на территорию Бештау Эл, как называли Балкарию, тогда, кабардинцев в 1720 году подтверждает и  историк Дж.Я. Рахаев в книге «Политика России на Северном Кавказе в первой четверти XVIII в. Архивные и нарративные источники 1699-1725гг. Российско-Османские и Российско-Персидские договоры первой четверти XVIII в.»: «… В начале 1720 года Крымский хан Саадет –Гирей (1717-1724) «испросил у Порты разрешения совершить набег на Кабарду…»  Кабардинские князья узнав о походе Саадет-Гирая в мае 1720 года, разошлись на две группировки: первая-Атажукины и Мисостовы были готовы принять Саадет-Гирая с почестями, как своего хана. Вторая сторона – Кайтукины (Джамбулатовичи) были на стороне русских. Кайтукиных решают убить. Заговор был раскрыт. И «Асланбек (Кайтукин) со своим владеньем бежит в горы, в крепчатые места, в урочище Кашкатов», с.103-104. Рахаев Дж.Я. «Политика России на Северном Кавказе в первой четверти XVIII в. Архивные и нарративные источники 1699-1725гг. Российско-Османские и Российско-Персидские договоры первой четверти XVIII в.», М.2012г., с. – 784.
       Об этом же пишет историк  С.Н. Жемухов в статье «Кабардино-Крымская война в 1720-1721гг. И её историческое значение»:
«… В следующую ночь Асланбек Кайтукин и его ближайшие соратники Татархан Бекмурзин, Кайсын и Батоко Бекмурзины, Канмухамед и Жамбулат Кайтукины укрылись в урочище Кашхатау. Была сооружена крепость Черек, обнесённая деревянной стеной высотой до двух метров: «Зделали себе крепость, обрубили городок бревенной мерою в девять четвертей аршина высоты…», с.262. Жемухов С.Н. Кабардино-Крымская война в 1720-1721 г.г.и её историческое значение. Канжальская битва и политическая история Кабарды"-Нальчик,2008,с. – 495.

          С 1720 года и на 1823 год особых изменений в расселении кабардинцев не было. Они расселялись по средним течениям рек Малка, Баксан и Чегем.

  С. Броневский в своей работе: «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823, пишет: «Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт  род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», с.85-86.
Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе - М.: Типография С.Селивановского,1823.с. – 385.

Известный русский историк П.Г. Бутков пишет: «Чертою границы кабардинской к России поставляется: от Большой Кабарды река Малка, а от Малой Кабарды, Терек.  На левых берегах сих рек Кабардинцы не должны ни земледелия производить, ни скота содержать, потому, что если они прежде сими местами пользовались, то единственно по позволению российского начальства, каковаго снисхождения Кабардинцы поведением своим теперь, сделались недостойны…», с.59, «Материалы новой истории Кавказа, с 1732 по 1803 гг.», П.Г. Бутков, 1869.

С. Филонов, русский исследователь в работе «Кавказская линия под управлением генерала Емануеля», пишет: «Беглые кабардинцы», как не коренные жители Закубанья, не занимали отдельной территории и даже не имели прочной оседлости, но, разсыпанные между другими закубанскими поселками, селились, где находили свободныя земли, и весьма часто переходили с одного места на другое, большей частью сосредотачиваясь в верховьях обоих Зеленчуков. Поселения бесленеевцев, разделенныя втиснувшимися между ними ногайцами, составляли две группы, из коих одна размещалась от верховьев р. Псефира на восток до Б. Лабы и на юг, захватывая бассейн р. Ходзь до устья реки Амтуркъ, впадающей в М. Лабу, и далее до горы Ахмет, где земли этой группы соединялись узкой полосою с землями другой группы, расположение которой можно определить линиями от горы Ахмет до горы Шелох и оттуда мимо горы Тегень к р. Урупу; вниз по этой реке поселения бессленеевцев несколько переходили р. Джельтмес, впадающей с левой стороны в Уруп, а на западе, захватывая оба Тегеня, достигали горы Джельтмес…», сс.421-422. «Кавказский Сборник».  «Кавказский Сборник», под редакцией артиллерии генерал-лейтенанта Чернявскаго. Томъ XV. 1891.Тифлис. Типография Канцелярии Главноначальствующаго гражданской частью на Кавказе, Лорисъ-Меликовская улица, дом казенный.

По данным И.Ф. Бларамберга, русского военного топографа офицера, впоследствии генерала русской армии на 1833 г.  кабардинцы большой Кабарды составляют 24 000 человек. «АБКИЕА», Нальчик, 1974., с.417.

Численность и расселение Бесленеевцев и Кемиргоевцев по Ф. Торнау:
«1.Бесленей, на Большой Лабе на Тегенях, - около 8.000 жителей, подвластных княжеским фамилиям Канука и Шалох.
2.Кемюрогой и Егерукай, два владения, соединившееся  под управлением одного князя из фамилии Балатука, находились на низовье Лабы, - 9000 душ…
4. Кабардинцы, поселенные на Урупе и на Тегенях, - от 4 до 5.000 душ…», с.270. Ф.Ф. Торнау «Воспоминания Кавказского офицера», М. 2008г., эти данные на 1835-1836гг.

Иосиф Дебу: Дебу Иосиф Львович (19 декабря 1774, Ливорно — 10 апреля 1842, Москва) Генерал-майор, тайный советник, сенатор, Оренбургский гражданский губернатор. Родился в Тоскане, в городе Ливорно. Дебу происходил из знатной древней французской фамилии, известной с XIII века. ...
В 1813 году Дебу получил  назначение командира левого фланга Кавказской Линии…
Дебу написал работу «О Кавказской Линии», 1828, С.Петербург, в частности он в своей работе «О Кавказской линии», 1828 г., пишет  о кабардинцах, что: «Главнейшая часть народа живёт в самом восточном краю Черкесской области по новой Линии, промеж Моздока и Георгиевской крепости на полдень параллельно в двух несогласных уездах, то есть в Малой и Большой Кабарде. Деревни их начинаются уже в 50 верстах на полдень от Линии; они лежат по речкам: Тереку, Череку, Налчику, Чегеми и Баксана; простираются на 30-40 верст до высоких гор…», с.108. Все названные гидронимы карачаево-балкарские, которые говорят о расселении на территории Балкарии, река Малка не упоминается, как ареал расселения кабардинцев.

И другой исследователь султан Хан-Гирей «Записки о Черкессии», описывает на 1822 год расселение кабардинцев: «От левого берега реки Сунжи, на запад до правого или восточного береге Кубани простирающееся в длину около 300 вёрст, а в ширину от 30-до 80-ти вёрст и которое граничит: к востоку- с аксаевскими кумуками, Брагунскою деревнею и чеченцами, к югу – с осетинцами, шедемцами (балкарцы –Х.Т.) и карашаевцами (карачаевцы – Х.Т.), к западу с закубанскими черкесами, к северу – Георгиевским и Моздокскими уездами Кавказской области, занимают места на запад только до Малки…», сс.119-120, (Читающая Черкессия VK. COM).

Иван Полищук «КРАЙ РОДНОЙ. ЗОЛЬСКОЕ И ЗОЛЬЧАНЕ», Нальчик
         ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.,
         2009.Отсканировано для сайта www.zolka.ru, «ИЗ ИСТОРИИ СЕЛЕНИЯ   
         ЗОЛЬСКОЕ»
«В 80-х годах 19-го века в России усилились гонения на сектантов христианской веры.
Под давлением властей и православной церкви сектанты центральных областей России и Украины искали пристанища на окраинах Российской империи. Немало их оказалось и на Кавказе, где можно было купить землю для всей общины.
В те годы благодатные земли между Пятигорьем и рекой Малкой не были заселены…»

О РАССЕЛЕНИИ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

«РОСПИСЬ  РЕКЕ ТЕРКУ»

А в реку в Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой. А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас. А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90.

Сербина К.Н. "Книга большому чертежу"-Ленинград:Издательство АН СССР,1950.

Балкарцы это место называют – Бештамак, то есть устье пяти рек: Терек, Малка, Баксан, Чегем, Черек. А себя называют: Беш Тау Эл, то есть – Пятигорская страна.
В кабардино-русской дипломатической переписке эти обстоятельства также отражены. «Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны ж и есть тамо острова с лесом дубовым и протчим. И довольство многое в винограде, и в протчих овощах, також есть и черви, которые родят шолк; и оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по руски пятое), с.29.
КРО –  2 т. Кабардино-русские отношения XVI -XVIII вв. Т. 2. Издательство Академии наук, М.,1957 г., с. – 424.

Академик  Российской Императорской Академии Наук  И. А. Гильденштедт: «Географическое и Статистическое описание Грузии и Кавказа. Из Путешествия Г-на Академика И.А. Гильденштедта через Россию  и по Кавказским горам, в 1770, 71, 72 и 73 годах, издано по повелению Императорской Академии Наук», В САНКТПЕТЕРБУРГЕ, При Императорской Академии Наук, 1809 год, страница 146, XI. О Базиании и  Басиянцах (О Балкарии и Балкарцах, Карачаевцах – Х.Т.).
«Она занимает (Басияния –Х.Т.) часть высокого снежного хребта около Малка, Терека, Аргудана или Аргуена до самой Кубани и граничит к востоку с Осетинскою областью, к югу с Грузией, и именно с Имеретскою и Сванетскою провинциями, к западу с Абхазиею, а к северу с Черкесиею…», страница 148, «5. Карачай, по Базиански.
Черкесы называют его Каршага, а Грузинцы Карачагети, также Кара-Дшики.
   Он лежит около вершины Кубани, и смежен  к западу с Абазинским округом Башилбаем, а к югу со Сванетией. С восточной стороны отделяет его горной хребет Чалпакъ от Кабардинцов живущих на реке Баксан. На помянутом хребте Чалпакъ берут свое начало реки Малк и Кума…», по состоянию отличном от проживания кабардинского этноса до 1720 года на реках Терек и Сунжа,
И.Г. Гильденштедт: «Путешествие по России и Кавказским горам в 1770-1773гг»: « Провинция Бассияния» Она занимает часть высоких альпийских гор вокруг Малки, до Кубани, и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией и Сванетией, западнее с Абхазией, на севере с Черкессией. Жители её определенно татарского происхождения…Притоки Терека: Аргудан, Лескен, Малки, Малкара, или Балки, с левой стороны Терека… В округе (Бассияния (Балкария -Х.Т.) в него впадают различные горные ручьи, и он значительно усиливает Терек. Ручьи, которые усиливают Малку: Баксан (он становится полноводной благодаря Чегему и Череку. В том месте, где Малка выходит из гор, она поворачивает и впадает в Терек…», сс.48-49.

        Как пишет профессиональный историк Е.Н. Кушева в книге « Народы Северного Кавказа и их связи с Россией»: «… Насколько знаю, ни в одном из документов, XVI – XVII вв., исходивших от адыгов или написанных из их слов, это название, как самоназвание, не встречается, хотя местность «Пять гор» упоминается часто…», с. 145.
Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века)—  М.: Издательство Академии Наук СССР – 1963. — 372 с.;

Вслед за описанием Книги Большого Чертежа, 1627 года, следует описание первых посольств, в Сванетию, Имеретию.  И первые геологические изыскания на территории Балкарии, которые подтверждают, что на означенной территории живут балкарцы и карачаевцы. В этом исследовании мы отталкиваемся от 1627 года, хотя есть и более ранние упоминания. В русских документах 1629 года, в отписках Терского воеводы И.А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведке залежей серебряной руды на территории Балкарии. И.А. Дашков в своей отписке в январе 1629 года сообщил в Посольский приказ, что в Черекском ущелье живёт народ «балкары».,  с.27.
Когда в 1639 году московские послы шли в Сванетию через Баксанское ущелье, они застали здесь карачаевские аулы…», с.28.
Очерки истории Балкарского народа. Кабардино-Балкарское Книжное издательство. Нальчик, 1961. с. – 218.

              Интересен для нас документ «Статейный список о пребывании посольства в Имерети.1650 года.22 мая-1651г.26 июля.», где говорится о дигорцах и их связях с кабардинцами. «…Жилище их (дигорцев –Х.Т.) в горах, вверх по реке Урух, а владелец у них Алкас Мурза Карабгоев; а владение его четыре кабака. А в кабаке, сказали, жильцов дворов по двести и больше. А для оберегания ясак дают Алегуке да Ходождуке мурзам Черкасским и Зазаруке мурзе Анзорову, с кабака по десяти коров или быков, да по ясырю, да по лошади доброй, да с двора по овце суягной, да по четверику пщеницы, да по четверику проса. А до первого их владенья до дигор, от Зазарукина кабака половина дня ходу…» А вот, что пишут о балкарцах в этих же статейных списках : «…Майя в 13 день (1650 –Х.Т.) государевы послы Микифор и Алексей и грузинские и меретинские послы пошли от Зазаруки в Болхары (Балкары –Х.Т.), а с ними в провожатых терские служилые люди, стрельцы, и новокрещены, и окоченя. И ночевали под горами, на речке Суенсу (Сукан суу – Х.Т.). И наутрея с того места послы, государеву казну подняв на вьюки» пошли тою же речкою Суенсою меж гор, узкою и нужною дорогою и шли половина дни. И вышед из гор, ночевали под теми же горами, на той же речке Суенсу, две ночи. А, едучи, перебродили тое речку во многих местех с большою нужею, и лошади со вьюки попадали многие. Маия в 17 день с того места пошли послы Микифор и Алексей с государевою казною в Болхары. И везли казну послы на своихь лошадех, а сами шли пеши. И пришли в Болхары того же дни. И приняли государевых и меретийских послов болхарские мурзы с честью. А те мурзы не под государевою рукою живут, сами о себе…», с.70-71.
Полиектов М., Посольство Стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652. 1926г., Тифлис.

Семен Броневский в 1823 году в своей работе «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» отмечает, что: «…Отправленные в 1650 году от царя Алексея Михайловича к имеретинскому царю Александру послы-Никифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев-ехали туда и обратно через Балкарские земли. Они называют тамошних жителей и жилища их общим именем болхары, из чего явствует, что балкары и малкары в то время существовали на теперешних местах…», с.48.
Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе - М.: Типография С.Селивановского,1823.с. – 385.

И.Ф. Бларамберг (1800-1878) – генерал-лейтенанта русской службы, который по заданию русского Генерального штаба провёл разведывательную работу, итогом, которого стала научная публикация «Историческое, Топографическое, Статистическое, Этнографическое Описание Кавказа», АБКИЕА, Нальчик, 1974, сс.353-434.

Бларамберг о кабардинцах-черкесах пишет: «1. Вдоль Малки (правобережье – Х.Т.) следующие посты и аулы: Пост-Каменной. – Аул Темир-Бугат. – Аул Аликона. – Бубабуква (Абукова – Х.Т.). – Аул Траму, или Трамкт…», с.410,
(Наш комментарий: Перечисленные аулы – это абазинские аулы причисленные к Кабарде. Как видно, даже на 1833-1835 гг., в период, когда Бларамберг, занимался исследованием и описанием народов Кавказа, кабардинцы, выше Каменного Моста, не отмечены. Х.Т.).

Бларамберг, сообщает, что: «В настоящее время Большая Кабарда, балкарцы и Чегемы находятся под началом командующего Кабардинской линией. Балкарцы и чегемы (балкарцы в Чегемском ущелье – Х.Т.) почти независимы, что касается кабардинцев, то они усмирены. К достопримечательностям  Кабарды Бларамберг относит: Джулад, Татар-Тюп, на берегу реки Терек…», сс.417-420. Это всего лишь подчёркивает, что одним столетием раньше кабардинцы, жили в тех границах, позднее с 1720 года, частично переместившись на территорию Балкарии.

Бларамберг о карачаевцах: «Карачаевцы по их собственным утверждениям пришли из Маджар (То есть, из  Предкавказья, где жили равнинные аланы), ещё до того, как черкесы пришли в Кабарду…»

Границы. Карачаевцы «Живут разбросанно по берегам Хурзука, Кубани и Теберды, в северной части подножия Эльбруса, которой они называют «Мингитау». Они отделены от черкесов (кабардинцев) горами Къанджал (Къанжол), Чалпак и Урди и на севере горами Аварзеч (Ауар Сырт- Х.Т.), Кечерган, Бармамут (Бурмабут-Х.Т.) и Мара; на западе они граничат с абазинскими племенами трамкт, лоу и клич…», с. 421.
«Все население карачаевцев оценивают в 24 тысячи душ; число же их воинов у них – до пяти тысяч человек…», с.429.


«Картина Кавказского Края, принадлежащаго России, и сопредельных оному земель…», Платон Зубов, С.Петербургъ, 1833г.
С.132-136,  «1. Карачаевцы обитают у северных предгорий Эльбрускаго кряжа и по трём отрогам онаго, простирающимся в виде ветви. Горный хребет, из коего истекает река Баксан, отделяет Карачаевцев от большой Кабарды;
на Полдень сопредельны им Суаны, а на север Алтыкезеки.
Главнейшие их аулы расположены по правому берегу Кубани, которую плодоносная равнина. Они большей частью занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей… Грузины их называют Карашагети.
2. Чегем (балкарцы-Х.Т.), получившие таковое название от реки сего имени, выходящей в их пределахъ. Грузины их называют Джики. Чегемы отделены на восток от Балкаров (Черекское ущелье-Х.Т.)  высоким снежным хребтом; на Юге главным кряжем Кавказа от Имерети и Мингрелии; на запад сопредельны Карачаевцам, а на Севере: большой Кабарде.
3. Балкары или Малкары, отделены от Имерети главным кряжем Кавказа; от большой Кабарды хребтом гор, называемых Кашкитау (Чегемский район КБР- п. Звёздный- Х.Т.)…»

Балкарцы, карачаевцы, не сегодня появились на этой  территории. Об этом свидетельствуют многочисленные источники, литература. Тому подтверждения многочисленная литература:
«О происхождении народов, населяющих этот район, известно следующее. Предки нынешних жителей Кавказа выступили на историческую арену во II-I тысячелетии до  н.э.,  о чем свидетельствуют раскопки Кобанской и Прикубанской культур, датируемые I тысячелетием. Археологические находки, обнаруженные во время раскопок в ущельях Малки, Чегема и Баксана (Верхний Баксан, Гунделен, Каменномостское, Советсткое, Куба, Заюково и др.), достоверно говорят о том, что горные и высокогорные районы Кабардино-Балкарии уже в I тысячелетии были заселены народами, на основе которых в дальнейшем формировались балкарская и карачаевская народности.

Карачаевцы и балкарцы - древнейшие жителей горной части Кавказа...», сс.44-46, «Путеводитель по Кабардино-Балкарии «Приэльбрусье» под авторством Б.М.Бероева,  М.,  1984 г.


Ф.Ф. Торнау «Воспоминания Кавказского офицера», Москва, В университетской типографии (Катковъ и К.), 1864, 120-с.
«Татарское племя.
2. Карачаевцы, на верховьях Кубани и Тиберды и у подошвы Эльбруса…», с. 116;

Карл Кох, немецкий текст «Путешествия по России по Кавказскому перешейку в 1836,1837 и 1838 годах», сс.231-240.
Карл Кох: «Был как раз полдень, когда мы пересекли Малку в теплую погоду, и на этой стороне мы снова получили наши документы, подтверждающие разрешение на дальнейшее путешествие.
Мы находились на прекрасной плодородной равнине, которая, к сожалению, была частично затоплена частыми разливами протекающих по ней рек, и перед нами всегда во всей своей протяженности простирались величественные горы Кавказа.
Равнина очень полноводна и, поскольку 5 рек (Малка, Баксан, Чегем, Урван и Черек) соединяются здесь на небольшом расстоянии друг от друга, получила название Бештамак (5 устьев).
Es war gerade Mittag, als wir bei heiterm Wetter die Malka passirten, und diesseits derselben noch einmal mit unsern Papieren die Erlaubni; weiter zu reisen bezeugt hatten. Wir befanden uns auf einer sch;nen, fruchtbaren Ebene, die leider durch das h;ufige Uebertreten der sie durchziehenden Fl;sse zum Theil fumpfig geworden war, und immer lag vor uns in seiner ganzen Ausbreitung das majest;tische Gebirge des Kaukasus. Die Ebene ist sehr wasserreich und hat, weil 5 Fl;sse (Malka, Baksan, Tschegem, Urwan und Tscherek) sich hier in geringer Entfernung von einander vereinigen, den Namen
BeschTamak (die 5 Mndungen) erhalten…»;
Иван Шильтбергеръ «Записки Императорскаго Новопоссийскаго Университета». Годъ  первый. Томъ первый. Одесса.1867. (Ф.Брунъ: Путешествiя Ивана Шильтбергера», с.56; Кабардино-Русские отношения в XVI – XVIII вв.», Москва. 1957. с.29: «Оное место, которое они представляют к городскому строению, называется Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны; и оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по русски пятое)».
Река Балык (Малка) собирает воды всех рек Балкарии, стекающих с Главного хребта и его отрогов от Эльбруса на западе до Сугана на востоке. Выйдя из ущелья на равнину.


Из документальной истории:
1.«Письмо Кабардинскихъ владельцевъ Магомета Кургокина, Касая и Магомета Атажукиныхъ, къ Князю Оболенскому.» Iюня 19 дня 1746 года.
«Арсланбекъ Кайтукинъ имел намерение уйти в Крым, но токмо не сыскавъ того способа умеръ; а ныне, после его, братья, не сыскавъ къ тому же никакого способа, въ подданство Ея Императоскаго Величества можетъ быть придут.

Против нашей земли
ихъ есть земляж къ переселенiю немалая, а именно: первая Шалугъ, вторая Генжа, третья Нальчикъ, четвертая Черекъ и по реке Бодрукъ (небольшой приток р. Чегема) все ихъ места;

а нашей земли три реки;
 первая Малка и Джантемиръ, в котором месте Джантемирская деревня и в ней наши подвластные люди живут;
вторая Баксанъ, на которой мы сами съ узденями своими живёмъ;
третья Шегем, на которой Кудайнатова деревни и в ней прочiе наши подвластные люди живутъ,
и кроме оныхъ местъ, у нас  более никакой  земли нетъ, и о томъ Ваше Ciятельство будьте известны и просимъ оныя наши места имъ не отдавитъ…», с.147.
«Указатель географическаго, статистическаго и этнографическаго матерiала въ «Ставропольскихъ Губернскихъ Ведомостяхъ». Первое десятилетие (1850-1859 г.), Тифлисъ. 1879 г.

 Такова - истинная история.


В основе всей пропаганды "Черкесия" - Искаженная история Кавказа.

Гражданскому обществу в целом,необходимо - крепить мир в Российской Федерации на основе истинной науки, а не гипотез и версий, в основе, которой искажение исторических работ ведущие к межнациональным конфликтам.

Хадис Тетуев,  историк, 10.12. 2022г.


Рецензии