Семь невест из Прохоровки-11. Маша

НАЧАЛО: http://proza.ru/2021/03/09/1508

Маша – вторая по счёту дочь Мыланьки и Ваньки. На её долю выпало самое трудное детство из всех сестёр. Старшая её сестра  жила не с родителями, то с раннего детства Маше пришлось во всём помогать матери. Мыланька её и в школу не отдавала так как не могла обойтись без неё. Младшие дети все были на Маше. И только вмешательство милиции и угроза забрать Машу в детский дом, заставила Мыланьку отправить девочку в школу, задержав лишь на один год
В отличие от Моти, Маше учёба не давалась и не только потому, что времени на уроки у девочки не оставалось, у неё просто не было способностей к учёбе. Училась Маша очень плохо, а в четвёртом классе её оставили на второй год. 
Зато Маша умела ухаживать за маленькими детьми и хорошо готовила кушать. 
С раннего детства Маша росла серьёзным и ответственным человеком. Ей было понятно, что надеяться на родителей нельзя и надо самой брать ответственность за своих младших сестричек.

Ещё до окончания восьмого класса, Маша знала куда пойдёт.  Идти в девятый класс не было никакого смысла, ей не потянуть, значит, путь один – в Профтехучилище, которое закончила Мотя.  Вон же ей как повезло и училище закончила, и на работу в то училище её взяли. Теперь ходит так важно, словно и она учительница.
Мыланька не хотела отпускать, возражала, кто же ей помогать будет управляться с малыми детьми? Но Маша настояла и уехала.   Ей вообще хотелось уехать подальше от своего дома, от Прохоровки, где каждый знает друг друга, от сочувствующих взглядов земляков. И от родителей? Пожалуй и от родителей, хотя всё же любила их и жалела.
Там, в крупном городе,  где её никто не знает, она будет  как все. Да и училище хорошее, общежитие предоставляет, там кормят и одевают учащихся. А после окончания училища  работать направляют в один из лучших заводов. (в настоящее время завод называется Роствертол) Почему же не учиться там? Живи, учись, ни о чём не думая.  Маша и сестру Мусю  убедила ехать учиться вместе, они же одновременно закончили восемь классов.

Комнату в общежитии получили одну на троих. Их двое и Мотя там уже жила.
Маша была рада полученной в училище одежде, ведь та, в которой она приехала  была слишком старой, и её уже не наденешь  на занятия.  Маше трудно было понять, почему другие учащиеся неохотно носят полученную одежду, ведь она такая добротная и новая!

На симпатичную Машу с первых дней обратил внимание молодой мастер производственного обучения Вениамин Захарович. Между собой в училище его называли просто – Захарка.  Захарке было лет двадцать семь, был он местным, ростовчанином и с гордостью называл себя казаком. Жил Захарка с родителями. На момент поступления  Маши в училище, у Захарки была уже девушка и он подумывал жениться. Но Маша заслонила всех. Он уже не мог думать ни о ком другом и поставил цель завоевать сердце девушки. Ему казалось, что деревенская девушка должна считать за счастье ухаживание такого парня, как он. Но Захарка ошибся. Маша видела в нём только мастера,  руководителя их группы, а девушка она была серьёзная и отвечать на знаки внимания Захарки не могла.
К тому времени Маша ещё не влюблялась и ей казалось, что будет такое не скоро.

Но любовь пришла и к ней.
Это был Гена. Встретились они на заводе, где Маша со своей группой под руководством Захарки проходила еженедельную практику.  Гена был студент института и тоже проходил практику на этом же заводе.  Встретились и полюбили друг друга. С первого взгляда, с первого слова.   Когда Маша сказала об этом Стеше, та засомневалась, мол такого не бывает. Чтобы влюбиться надо время, надо узнать друг друга. Но старая бабка Луша не сомневалась, что такое бывает.
- Бывает, бывает, -  уверенно сказала она, - но только в том случае, если в прошлой жизни    пара была вместе. Вот они встретились сейчас и узнали друг друга. И ты, Машуня, не слушай никого, влюбилась, так и хорошо, дело молодое. Вот и люби, раз парень хороший.

Любовь Маши и Гены не осталась не замеченной Захаркой и он решил вмешаться и повлиять, не допустить, чтобы у него увели любимую девушку.

А у молодой влюблённой пары всё складывалось хорошо. Гена и родителям представил Машу. Родители были довольны выбором сына, Маша им понравилась: симпатичная, скромная, уважительная, улыбчивая. Молодец сын! Одета девушка простовато и бедновато, но что поделать, значит, не богато родители живут. Ну и что? Одежда – дело наживное.  Жить вместе будут, работать будут и всё у Маши будет даже получше, чем у других, уж Гена постарается.  В институте учится сын, инженером станет, а инженеры хорошо зарабатывают. Одно только жаль, в армию служить повестка пришла, институт придётся кончать, как вернётся. Хорошо ещё, что сократили срок службы и будет Гена служить не три, а лишь два года. А они пролетят быстро. Маша девушка серьёзная, такие дождутся своих любимых.

3. ***************
Задумал Захарка разбить влюблённую пару. Маша должна быть его, Захаркина.  А если не захочет быть с ним, то   ничьей не будут. Он был уверен, что мама Гены не допустит того, чтобы сын женился на девушке, у которой мать идиотка, ведь не исключено, что Машино потомство унаследует полоумие.  Да и чья мама не насторожилась бы? Его, Захаркиной маме это тоже не понравится, но Захарка об этом не думал. Главное, разбить пару, а там видно будет.

Вера Ивановна работала библиотекарем в школе, там и нашёл её Захарка.  Он рассказал удивлённой маме Гены о семье, в которой родилась Маша и сказал, что он, как человек честный и справедливый, не мог это утаить от заинтересованных лиц.
= Я не стал ничего говорить вашему сыну, вряд ли он поймёт. Сейчас им движет  любовь к этой девчонки и он не оставит её.  Но сами понимаете, какие могут быть последствия.

Каким же мерзопакостным показался  маме Гены этот  Захарка.  Она сразу поняла, что не из хороших побуждений действовал он. Но то, что он сказал не могло не обеспокоить маму. Конечно, и к словам этого человека нельзя относиться с доверием. Надо проверить.
 
Ничего не сказав сыну, Вера Ивановна уехала в Прохоровку, а там сразу поняла, что у Захарки верные сведения. Увидев бедную лачугу, Вера Ивановна не расстроилась. Это не страшно. Но то, что мать Маши идиотка – вот это по настоящему страшно. 
Но Гена и Маша такая хорошая пара и любят друг друга! И Вера Ивановна тоже сразу полюбила Машу, о такой невестке можно только мечтать.
Но выявленные обстоятельства о матери  всё меняют в корне. Но разговор с сыном  Вера Ивановна решила не затевать. Пусть  идёт в Армию  и спокойно служит. Два года не такой и большой срок, но многие девчонки не дожидаются, возможно и Маша тоже не дождётся.  А чтобы наверняка не дождалась, Вера Ивановна вскоре после проводов сына поговорила  с ней.

- Ты зайди ко мне, деточка, чайку попьём вместе и вопрос серьёзный обсудим, - сказала Вера Ивановна.
Что именно обсудить  намерена Вера Ивановна, она не сказала, но несмотря на ласковый тон, Маша почувствовала, что ничего хорошего ей ждать не следует.
- Знаешь, Маша, у меня же Гена единственный сын, больше никого нет. И внуков мне ждать только его. И конечно, я хочу, чтобы мои внуки были здоровы. Ты, Машенька, извини, но я ездила в твою  Прохоровку, видела ваш домишко и скажу тебе, меня это не испугало. У нас в семье мы бы отогрели тебя и забыла бы ты о своём трудном детстве. Но я узнала также и о твоей матери.  А это уже серьёзней бедности. Ты понимаешь, о чём я?

Маша никогда не врала и не любила тех, кого замечала  в этом. Лучше всего правда, какой бы она не была.  Но тут её словно подменили. Она выдала предположение Стеши за правду и сказала:
- Вера Ивановна, я понимаю вас. Мне Гена сделал предложение и я его приняла. Мы должны пожениться сразу же, как он вернётся.  Но если вы будете не согласны, никакой женитьбы не будет. В отношении моей мамы, я  скажу, что ваши опасения напрасны. У мамы это не врождённое, она сошла с ума во время войны, когда её везли в Германию, а она убежала и скиталась, прячась от всех в чужой стране.

Сказав это, Маша спохватилась. Как она могла такое сказать? Как она могла выдать предположение за действительность? Ведь Стеша не знает угоняли ли Меланью в Германию. И никто не знает в Прохоровке. Никто не знает, откуда она вообще взялась в этих краях.  Сначала в деревне появился Ванька Храка. Это было в конце войны. Он уже тогда был уродлив, но никому не рассказывал, кто и когда изрубил его лицо. На вопрос деревенских жителей, откуда он прибыл, всегда отвечал коротко: «я из югов»
 
Соврав Вере Ивановне, Маша уже не могла с ней разговаривать, ей было стыдно смотреть в глаза этой женщине.  А Вера Ивановна, наоборот, успокоилась сразу же, но ей тоже было стыдно. Она понимала, что нанесла рану хорошему человеку, понимала, что вообще должна была это выяснить с Машей, а не ехать без её ведома в Прохоровку и выяснять обстоятельства.
- Ты извини меня, девочка, - сказала Вера Ивановна, отчего  Маше стало не по себе.

Чай допивали молча а вернувшись в общежитие, Маша увидела на своей кровати письмо, адресованное ей. Это было первое письмо от солдата Гены.  «Письмо! Какое счастье!»  Но радость сменилась осознанием своей вины. Она лгунья! Как она могла соврать матери любимого человека?
Маша начала открывать письмо, но не смогла, слёзы залили всё лицо и она упала в рыданиях на кровать.
Продолжение: http://proza.ru/2022/12/11/30


Рецензии
Добрый вечер, дорогая Алевтина!
Какая интересная глава, как и вся
повесть в целом-очень нравится.
С благодарностью и уважением,

Эльвира Гусева   28.12.2022 20:15     Заявить о нарушении