de omnibus dubitandum 34. 266

ЧАСТЬ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ (1671-1673)

Глава 34.266. НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ…

    В истории много белых пятен и нелепых нестыковок. Но феномен Петра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] стоит здесь особняком. Особенно тускло, освещены первые 28 лет его жизни.

    Даже само происхождение Петра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] не столь очевидно, как кажется на первый взгляд. Явный антироссийский акцент его политики, неприятие православных традиций и разрушение многовекового уклада русского общества не имеют однозначного объяснения.

    Ведь на то он и царь, чтобы отстаивать древние русские ценности. На то он и Государь-батюшка, чтобы оберегать свой народ. А Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.] ненавидел не только Россию, не только своих подданных, но и собственных венценосных предшественников.

    В народе ходили упорные слухи о нерусском происхождении Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.]. Его называли Антихристом, немецким подкидышем. Разница между царем Алексеем Михайловичем и его якобы сыном была столь разительна, что подозрения на нерусское происхождение Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] возникали у многих историков.

    Тем более официальная версия происхождения Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] была слишком неубедительна. Она оставляла и оставляет больше вопросов, чем ответов. Многие исследователи пытались приоткрыть завесу странной недоговоренности о петровском феномене. Однако все эти попытки моментально попадали под строжайшее табу правящего дома Романовых. Феномен Петра так и остался неразгаданным.

    Вот так мы, усилиями официальной истории, должны представлять себе Петра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] в детстве.

    Но, как показывают исследования нашего замечательного современника Александра Касаткина, в его работе "Крушение империи русских царей" все было не совсем так. Вернее, совсем не так...

    Непостижимым образом, до середины 19-го века не было издано ни одного труда с полной историографией Петра Первого.

    Первым, кто решил издать полную научно-историческую биографию Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], был замечательный русский историк Николай Герасимович Устрялов. Во Введении к своему труду «История царствования Петра Великого» он подробно излагает, почему до сих пор (середина 19-го века) научная работа по истории Петра Великого отсутствует.

    Полной истории Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] написанной его современниками просто не существует. Если какой-нибудь современный преподаватель истории скажет Вам, что о Петре I [Исаакие (Фридрихе Петере Гогенцоллерне) – Л.С.] известно все – НЕ ВЕРЬТЕ! О ПЕТРЕ [Исаакие (Фридрихе Петере Гогенцоллерне) – Л.С.] ПЕРВОМ ДОСКОНАЛЬНО НЕ ИЗВЕСТНО НИЧЕГО, по крайней мере, ПОЛНОЙ ИСТОРИИ ПЕТРА ПЕРВОГО ДО СЕРЕДИНЫ 19 века НЕ СУЩЕСТВОВАЛО.
 
    Поговорим про детство Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.].

    Уж тут, наверное, мы найдем массу достоверного материала. Про его рождение должно знать все. И что мы видим… Устрялов перерыл все доступные архивы, посвятил своим исследованиям почти всю свою жизнь, но пролить свет на происхождение феномена Петра так и не смог. Он с сожалением констатирует: «В истории человека не обыкновенного, самое младенчество его любопытно для потомства, которое хочет знать, не обнаруживались ли в детских играх признаки души великой? Еще любопытнее отрочество, когда начнут развиваться силы умственныя.

    К сожалению, современники оставили нам немногия, отрывистыя заметки о Петровой юности. Есть сверх того несколько преданий позднейших…

    До пятнадцатилетнего возраста Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], до того времени, о котором он сам заговорит с потомством и раскроет свои тайныя думы, мы не имеем средств следить за постепенным развитием его душевных способностей, и можем только догадываться…»

    Честный и трудолюбивый историк Иван Забелин в своем фундаментальном труде «Быт русских царей» с удивлением пишет, что про рождение Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] не осталось ни одного документа. Особенно его поразил факт отсутствия официального известия о рождении помазанника божьего в метрических книгах Патриарха и Московского митрополита. Он перерыл все церковные архивы и ничего не нашел.

    Затем Забелин сообщает, что никакого празднества в Москве по случаю рождения царевича не наблюдалось. Ни в день появления Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.](30.05.1672) на свет божий, ни на следующий день, ни после. Почувствуйте весь утопизм ситуации: царевич родился – а никаких торжеств не наблюдается.

    Историк М.М. Богословский пытается найти хоть какие-то оправдания сему казусу: «Устроить обычный «родильный» стол на другой день после рождения Петра, в пятницу, 31 мая, было невозможно: для него требовались обширные приготовления, а между тем в субботу, 1 июня, нельзя было давать парадного пира накануне праздника, в воскресенье же, 2-го, наступало уже заговенье перед Петровским постом».

    Так между делом рождение царевича и пропустили, недосуг.

    Торжества по случаю рождения царевича – это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КАНОН, широкие празднества начинались сразу же, в день рождения. А на первое воскресенье после рождения положены торжества по случаю крестин, несмотря ни на какие посты, о чем свидетельствует, например, современник царя Алексея дипломат Карлейль: «Для крещения они назначают всегда первый воскресный день после рождения, совершают они его со множеством церемоний».

    Поэтому отсутствие какой бы то ни было информации о торжественном крещении царевича вещь абсолютно необъяснимая.

    При всем этом не известно точное место рождения Петра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.].

    М.М. Богословский с удивлением отмечает: «О месте его рождения, не обозначенном точно в официальных известиях, существовали разные предания: указывали село Измайлово и село Коломенское… О времени, точнее, о часе, рождения Петра также есть разногласие».

    Вот такие чудеса! О любом крестьянине в церковных метрических книгах пишется точное место и дата рождения. А тут царя как-то проглядели! Самое интересное, что в разрядных записках имеется две противоречащие друг другу записи о часе рождении царевича. А такого быть не может, разряд-то один, и точная дата должна быть ОДНА. Перед нами подложные документы. Про день договорились, а про час не успели. При этом главный вопрос, где точно родился будущий царь так и остался без ответа.

    Кстати, информацию о рождении Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] в Кремле внес в русскую историографию лично Герхард Миллер, о чем сообщает И.И. Голиков в своей Истории Петра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.]. Черные дыры в биографии Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] дописывались разными «историками», в разное время, потому появились разногласия, которые усердно выправлял Герхард Миллер.

    С крещением нашего героя тоже история детективная.

    М.М. Богословский сообщает: «Крестил царский духовник протопоп Благовещенского собора Андрей Савинов; восприемниками от купели были царевич Федор Алексеевич и сестра государя царевна Ирина Михайловна».

    НАУМОВ Виктор Петрович (01.5.1959-?)(см. фото) - горе-историк, кандидат исторических наук. В 1983 году с отличием окончил Московский государственный историко-архивный институт. В 1983-1986 гг. работал в ЦЕНТРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ДРЕВНИХ АКТОВ (выделено мною - Л.С.). В сентябре 1986 года перешел в Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (с 1992 года – Государственный архив Российской Федерации), ГДЕ РАБОТАЕТ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ В ДОЛЖНОСТИ ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА (выделено мною - Л.С.). Занимается составлением многотомного Путеводителя по фондам ГА РФ и других архивных справочников. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Организация и внутриполитическая деятельность Конференции при высочайшем дворе (1756-1762 гг.)». Автор свыше 50 научных работ по проблемам отечественной истории XVIII – первой четверти XIX вв., источниковедения, архивоведения, исторической психологии, истории повседневности.

    Он продолжил изложение чудес "истогической" науки (кавычки мои - Л.С.), которой он занимается всю свою сознательную жизнь, следующим опусом: ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕТРА [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] И ЕГО СПОДВИЖНИКОВ. Вот как ярко описывает он те сведения, которых маститые историки в сохранившихся архивах найти не смогли.

    Традиционная история (ТИ) убеждает нас "...Четырнадцатый по счету ребенок царя Алексея Михайловича и первое дитя от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной, царевич Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.] Алексеевич родился 30 мая 1672 года «в отдачу часов ночных», то есть на рассвете. Государь указал немедленно послать гонцов с вестью об этом радостном событии к придворным чинам. В пять часов утра звон большого соборного колокола призвал москвичей к благодарственному молебну в Успенском соборе. Тогда же состоялся и торжественный царский выход: Алексей Михайлович направился благодарить Господа в сопровождении бояр, окольничих, стольников, стряпчих, полковников солдатских выборных полков и голов стрелецких приказов. После молебна митрополит и высшее духовенство поздравили государя с новорожденным. По возвращении во дворец Алексей угощал в Передней палате всех участников торжественного выхода водкой, винами и разными сластями.

    Наступивший через два дня Петров пост заставил отложить до разговения крестины и торжественный пир по этому случаю. 29 июня, в День Петра и Павла, царевич был крещен в Чудовом монастыре и наречен Петром [Исаакием (Фридрихом Петером Гогенцоллерном) – Л.С.]. На другой день после обедни в царском дворце собрались гости: духовенство с иконами и дарами, думные и дворцовые чины, представители верхушки купечества, выборные от слобод и городов — все они явились с подношениями. Собравшихся пригласили в Грановитую палату к столу, ломившемуся от изделий кондитерского искусства. Большая коврижка изображала герб Московского государства, два сахарных орла весили по полтора пуда, лебедь — два пуда, утя и попугай — по полпуда. Были изготовлены даже «город сахарный, кремль с людьми, с конными и пешими» и «другой город четыреугольный с пушками». Каждому гостю поднесли по большому блюду с зеренчатыми сахарами, леденцами, сушеными ягодами и фруктами, корицей, арбузными и дынными цукатами. Через четыре дня был дан крестный пир, завершивший придворные торжества по случаю рождения Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.]... вторит ему гусский историк и писатель Сергей Александрович Князьков** (1873-1919), в 1914 г.(См.: Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. 2-е изд. СПб., 1914. С. 1-3).

**) КНЯЗЬКОВ Сергей Александрович (1873, Москва — 1919, Москва)- православный,
Образование: Московский университет (вольнослушатель)
Годы научной деятельности 1902 — 1919
Этапы научной карьеры
Чиновник Государственного и Санкт-Петербургского архива МИД (с 1910 г.).
1910 Петербургский архив министерства иностранных дел
1918 Госархив
Окончил реальное училище при евангелическо-лютеранской церкви в Москве, «слушал лекции» на историко-филологическом факультете Московского университета.

Преподавал в гимназии Шидловской до 1917 г. и на курсах русской истории.
По заказу книгоиздателя И.Н. Кнебеля в 1906-1907 гг. составил серию из 50 «культурно-исторических сюжетов» для школьного преподавания, проиллюстрированную лучшими российскими художниками: М.В. Добужинским, В.А. Серовым, А.М. Васнецовым, Д.Н. Кардовским и др. Многие из картин стали хрестоматийными иллюстрациями, оригиналы некоторых хранятся в Третьяковской галерее ("Петр на построке Петербурга" В.А. Серова).
Сотрудник Госархива в Петрограде.
В 1919 г. расстрелян большевиками в Москве как деникинский шпион.

Область научных интересов, значение в науке
Историк образования и культуры в императорской России, педагог, автор книг для чтения, учебных и наглядных пособий по истории для средней и начальной школы, архивист. Отдельная сфера научных интересов К.- история эпохи Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] Великого. Печатался в С.-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону.

Публикационная активность
Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 41

Основные труды
Гангудский бой и морской флот Петра Великого. Пг., П. Луковников, 1915. 19 февраля 1861 года. М.: К.И. Тихомиров, 1911.
Из прошлого русской земли. Изд. 2-е, испр. и доп. Пг., 1914-1917. Ч. 1-2.
«Тяжелое удовольствие были эти петровские маскарады по указу!» (С. 707).
Труд С. Князькова – высококлассная компиляция разных исторических исследований М. Погодина, И. Забелина, С. Соловьева, В. Ключевского, М. Пыляева и др. Материал подобран хорошо и со вкусом. Автор охватил практически всё многообразие петровской эпохи: от детства и юности Петра до общественной жизни в Петербурге. Отрадно, что Князьков стремился быть объективным, не впадая в крайности, слишком присущие отечественным исследователям всех эпох.
«Правды в людях мало, а коварства много», и Петру стало казаться, что эту «ложь человечу» можно обуздать только «жесточью». Отсюда необыкновенная строгость его законодательства и обилие в нем угроз страшными казнями» (С. 193-194). Книга богато иллюстрирована репродукциями гравюр послепетровского времени. Вообще подобные издания без иллюстративного материала просто непредставимы, а мы, к сожалению, живём в эпоху, в которой экономят на типографской краске, а шрифт то мельчат, то откровенно увеличивают для создания большего объёма страниц. Труд Князькова, изданный в 1909 году, переиздан в 1991 году репринтным способом. «Петр был убежденный самодержец и только в своем самодержавии видел силу и средство в России «из небытия в бытие привести». Ему рисовались высокие цели» (С. 195).
Как сложилось и как пало крепостное право в России. Истор.очерк. Издл. 4-е, испр. и доп. Под ред. А.А. Кизеветтера. М., 1911.
Картины по русской истории, изд. под общей редакцией и с объяснительным текстом С.А. Князькова. М., 1908.
Князьков С.А. Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. Под ред. С.В. Рождественского. М., 1910.
Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1909.
Петр Великий и его современники за границей. Пг., 1915.
Голод в древней России.
Книга малоинформативна с точки зрения цифр, таблиц и статистических выкладок. Автор наспех перечисляет "голодовки" в Древней Руси, подробно рассказывая о страшном голоде в начале 17 века. Князьков дает выдержки из воспоминаний иностранцев, которые пребывали в Московии во время голода. Сами понимаете, что в этих "мемуарах" пишутся практически одни страшилки, в которые почти не верится. А вот другая информация из Российских источников по теме спекуляций хлебом во время страшных голодных лет очень познавательна, дает пищу для размышлений и определенных выводов. "Еще летом 1601 года, когда только выяснилось, что год будет неурожайным... крупные землевладельцы - монастыри, епископы, архимандриты, богатые служилые люди - в свою очередь смекнули возможность большей наживы и отказывались продавать хлеб, ожидая повышения цен. С этой целью крупные землевладельцы отказывались продавать хлеб по мелочам нуждающемуся местному населению и отвозили свои запасы в соседние уезды, где по их сведениям, запасов было еще меньше, и цены стояли более высокие...". По сути это называется спекуляцией на голоде своих соотечественников. В государстве из-за засухи неурожай, в некоторых областях начинается массовый голод. Ну а "мы" кулаки - спекулянты, сейчас их называют ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ, повезем хлеб в другой уезд и продадим подороже. Разве это не рукотворный голод? И устраивали его предприимчивые российские граждане семнадцатого века над своими соотечественниками, в основном еврейской национальности. "Когда крестьяне везли хлеб на рынок, то скупщики старались перехватывать возы на дороге и покупали хлеб, прибегая для этого не только к угрозам, но и к насилию... Цены вследствии этого продолжали все возрастать, и голод начинал развертываться все шире... Свидетели - очевидцы рассказывают, что иные владельцы, имея запасы хлеба достаточные на три и даже на четыре года, желали продолжения голода, чтобы выручить при продаже еще больше денег...". Чего не сделаешь ради денег. Мрут люди? Ничего личного - это бизнес. Ну а дальше в книге идет и вовсе удивительная информация: "В 1660 году для разъяснения вопроса о дороговизне хлеба и мерах против нее царь Алексей Михайлович "Тишайший" велел боярской думе поговорить с торговыми людьми:
- От чего учинились на Москве и в городах против прежнего хлебу дорогая цена? От чего всякое съестное и скот против прежнего многим учало быть дороже?".
И что же торговые люди ответили царю? "На совещании торговые люди сказали, что повышение цены на хлеб происходит от недородов, от многого винного курения, от многих закупщиков...". Про засуху и недород ясно. Но оказывается, вместо производства хлеба занимались выпуском водки в больших количествах, из-за этого не хватало зерна на муку. Ну а фраза "от многих закупщиков" нам современникам и вовсе понятна. Пока товар дойдет до потребителя через искусственно увеличенную производственную цепочку, он станет в несколько раз дороже. Перекупил оптом, продал в розницу, повысил ВВП (не путать с всенародно избранным). "Торговые люди полагали, что хлеб будет дешевле, если отставить кружечные дворы и винокурение... затем они предлагали принять меры против кулаков и скупщиков хлеба и обеспечить крестьянам свободу привоза хлеба в города на рынки для продажи".
Вы поняли? На минутку остановимся. В 17 век торговые люди просят царя принять меры против кулаков и спекулянтов, которые перекупают хлеб у крестьян. Они прячут хлеб, создавая рукотворный голод в городах, ради того, чтобы заработать на поднятии цен на хлеб. Вот это да. Ведь большевики с программой раскулачивания появятся лет через 250. Я представляю, как допекли народ сельские кулаки - ростовщики своими махинациями, которые приводили к тысячам смертей от голода. Ну а как боролись господа Романовы с голодом в Российской Империи?
"В 18 веке голодовки, в общем, повторялись через каждые пять лет (!!!), и за все время 18 века для борьбы с голодом применялись все те же старые меры... Все эти меры, как и прежде, имели в виду лишь прикрыть общественный недуг, а не освободить раз и навсегда от него народ, через постановку сельского хозяйства...". Все то, о чем нам говорили десять лет назад, о нанотехнологиях, о 25 миллионах новых высокотехнологичных рабочих местах не было выполнено ни тогда, ни сейчас. Ведь право же, зачем развивать сельское хозяйство, строить и изобретать технику, пользоваться удобрениями? Зачем? БалЫ, и вальсЫ, и хруст французской булки гораздо важнее какого-то сельского хозяйства. Да и народу в Российской империи достаточно. "Один помещик в ответ на предложение завести у себя молотилку наотрез отказался от этого, хотя признавал всю пользу этой машины. - А что мои бабы будут тогда делать? - сказал он спросившему". "В барских имениях, где через 2-3 года менялась мебель в доме, и все владельцы были одеты по моде часто не было ни железных плугов, ни молотилок, ни веялок, ни сеялок". Очень похоже на нашу современность. Меняются века, проходят сотни лет, трансформируется русская речь, но черты характера некоторых "элитных" групп в России не меняются никогда. Не правда ли? "...земля поэтому истощалась, родила хлеб худшего качества и в меньшем количестве. Тогдашние крестьяне думали помочь беде тем, что старались пахать больше, но сил не хватало, пахали поэтому хуже, истощались потому же больше, от голодовок не спасались и легче погибали при их наступлении". Вот и получается, что своим бездействием, нежеланием развивать сельское хозяйство и внедрять новую технику и технологию правящий класс дворян и помещиков, с молчаливого согласия царской династии Романовых устраивал рукотворный голод в Российской Империи для 80% своих же соотечественников. Ну, а когда крестьянин отбросил соху и начал массово использовать в сельском хозяйстве передовую технику вы и сами знаете.

    Мать новорожденного, Наталья Кирилловна, испытывала тягу к европейской культуре. Да и ее царственный супруг любил заморские новизны. Поэтому в воспитании маленького царевича заметно прослеживались новые веяния в сочетании со старомосковскими традициями.

    В детской комнате двухлетний Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.] был окружен иноземными вещами: «музыкальными ящиками», «цимбальцами» немецкой работы; у него был даже «клевикорд» с медными зелеными струнами. Чуть позже мальчика стали забавлять предметами военного дела, у него появился целый арсенал игрушечного оружия, в том числе деревянные пищали и «пушки с лошадками», это уже знаменитый Ключевский (См.: Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. М., 1993. Кн. 2. С. 455).

    Конские фигурки тоже были деревянные, обтянутые кожей; они ездили на колесиках, а их седла и уздечки были украшены драгоценными камнями. В арсенале маленького царевича имелись также изготовленные по специальному заказу крошечные луки и стрелы, а его любимым музыкальным инструментом стал барабан, в который можно было бить сигнал к атаке. Как видим, обычный интерес мальчишек к воинскому искусству начал проявляться у Петра очень рано, что, возможно, впоследствии определило жизненный путь царя-воителя, готового вести несколько войн одновременно. Для игр к царевичу приставляли сверстников из детей бояр, но в детской непременно присутствовали и карлики, забавлявшие царевича несуразными выходками и кривлянием... Вот каким предисловием предварил Павленко свою работу: "Автор настоящего сочинения не прибегал ни к беллетризации, ни к нагнетанию драматизма при описании жизни и деятельности Петра. Его жизнь настолько динамична и насыщенна таким обилием острых сюжетов, что отсутствовала надобность прибегать к домыслам.

    Все, что здесь прочтет читатель, отражено в источниках, сохранившихся от тех бурных десятилетий: в письмах Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], записках и воспоминаниях современников, царских указах, донесениях иностранных дипломатов, публицистических сочинениях и следственных делах. Герои сочинения изъясняются не вымышленными, а подлинными словами, запечатленными источниками. Лишь в некоторых случаях текст источников несколько адаптирован.

    Само собою разумеется, что автор писал не историю России, а биографию Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.]. Именно поэтому многие события истории страны остались за пределами книги (См.: Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994. С. 6).

    Обычная для средневековых монархов тяга к карликам и шутам сохранилась у Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] I на всю последующую жизнь.

    Царь Алексей Михайлович любил навещать монастыри, в том числе и далеко отстоявшие от Москвы Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Троице-Сергиев. Он также с большим удовольствием тешился соколиной охотой в подмосковных селах Измайловском и Преображенском. По обычаям того времени в таких поездках участвовала вся царская семья, которую сопровождали многочисленная свита и охрана из сотен стрельцов в яркой одежде, что придавало процессии восточную пышность и торжественность. С трехлетнего возраста в этих семейных вояжах участвовал и царевич Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.] Алексеевич. У него была маленькая позолоченная карета, в которую впрягались крошечные лошадки «пигмейной породы», а сопровождали ее конные и пешие карлики... продолжает гусский историк и писатель Сергей Александрович Князьков (1873-1919), в 1914 г. (См.: Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. 2-е изд. СПб., 1914. С. 4)".

    Сразу встают неразрешимые вопросы: почему Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] окрестил не Патриарх? Почему какой-то протопоп? Ведь крещение помазанника божьего дело сугубо патриаршее, в крайнем случае, митрополита Московского. Но в архивах патриарха Питирима об этом событии не было ни слова. Да и не мог несовершеннолетний Федор крестить брата – это запрещено каноном.

    Но есть и другие известия о том загадочном крещении: «Царевич был окрещен июня 29, в субботу, на праздник верховных апостолов Петра и Павла, в Чудовом монастыре, от патриарха Иоакима. Восприемниками были брат его царевич Феодор Алексеевич и тетка его, царевна Ирина Михайловна».

    Давайте задумаемся, когда это крещение состоялось? На момент рождения Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] в 1672 году патриархом был не Иоаким, а Питирим. Иоаким мог крестить Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] только после 1674 года, когда, стал патриархом. Если царевич Федор Алексеевич был восприемником Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] при крестинах, то ему должно было быть не менее 15-ти лет (01.9.1661 г. – 13 лет). По древнему канону крестильным отцом может быть только совершеннолетний крещеный мужчина. Вот и получается, что Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] могли окрестить не ранее 1677 года. Вернее ПЕРЕКРЕСТИТЬ в другую веру, ибо как мы уже замечали, крещение царевичей происходило в первое воскресенье после рождения. Таков был строгий канон.

    Малолетнего Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] могли перекрестить по православному канону, ибо на тот момент он был латинской веры. Именно поэтому крещение принимал патриарх Иоаким и, уже совершеннолетний царь Федор. Сразу после переворота 1676 года заговорщики начали подготавливать своего ставленника на царство, ибо царем мог стать только православный. Поэтому, именно в это время началось обучение царевича русской грамоте, согласно П.Н. Крекшина это произошло 12 марта 1677 года.

    Петр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.] родился не в Москве, а в далеком Бранденбурге (Кенигсберге). Поэтому никаких празднеств в Москве и не отмечено. Поэтому не известно и точное место рождения Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.]. Все царевичи до этого рождались только в Кремлевских покоях, но про Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] в кремлевских разрядах известий не сохранилось. Вот и пришлось отнести место рождения в одну из деревень под Москвой.

    Утопия? А что делать? Отсутствие информации о торжественном крещении теперь вполне объяснимо: реальный отец Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] был лютеранином и окрестил сына по латинскому обычаю далеко от Москвы. Празднества проходили в Кенигсберге. Поэтому единственное документальное известие о рождение царевича Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] мы находим в иностранном письме голландского дипломата Николая Гейнезиуса к Иоанну Георгию Гревиусу в Утрехт от 1 июля 1672. По крайней мере, именно так официально считается.

 


Рецензии