Размышления о поэзии
Стихи крылатые твои
Пусть ищут, за чертой земного,
Иных небес, иной любви!
(Поль Верлен)
Не пугайся, дорогой читатель, что вступительные слова мои будут не о том, что привык ты слышать в дискуссиях по данной теме. Говоря о поэзии, конечно же, мы подойдём и к поэтичности - как, безусловно, важнейшему её аспекту. Но это - чуть позже.
Начну же я с того, что всё в жизни подчинено Высшему смыслу - эволюции человека. Если говорить коротко, то для нашей расы она заключается в постепенном замещении в себе личностных (или эгоистических) качеств качествами сущностными (или божественными). Роль любого литератора, хоть поэта, хоть прозаика, в этом общественном процессе чрезвычайно велика, а роль хорошего литератора вообще бесценна, она сродни роли настоящего духовного Учителя!
Скажу несколько слов об основных сущностных и личностных проявлениях.
К сущностным относятся такие качества, как любовь (во всём своём многообразии), смирение, смелость, воля, правдивость, вера, сострадание (в основе которого терпимость и уважение, доброта, понимание и, опять же, любовь). Важнейшим проявлением божественного является осознание ценности человеческой жизни. Осознанность, открытость к настоящему моменту, бытие здесь и сейчас – это также аспекты сущностного. И, конечно, невозможно не упомянуть здесь о красоте. Во всём её широчайшем спектре...
В противоположность сущностному предстаёт личностное (или эгоистическое). Страхи, неуверенность и сомнения, а также постоянная умственная болтовня – это наше личностное.
Личностными проявлениями являются абсолютно все эмоции, исходящие из желаний эго: гнев, ненависть, гордыня, зависть и т.д.
Эмоция позора, нежелание жить, уныние, лень также относятся к личностному.
Наиболее опасными для общества личностными проявлениями являются пропаганда любого насилия, пренебрежение к миру, искажение любой истины, искажение исторической правды, запрещение пропаганды истинной духовности, запрещение веры в Бога или, наоборот, навязывание какой-то веры, а также пропаганда различных аспектов бытия, уводящих человека от эволюции его сознания.
Зачем говорить всё это и какое отношение имеет сие к поэзии? Да самое непосредственное! Мы должны думать о качествах божественных и эгоистических хотя бы уже в контексте того, что хорошему поэту надобно превозносить, а что - обличать. Парадигма мира меняется, дорогие. Планета переходит в более высокое измерение. Значение сущностного для каждого из нас возрастает стократ! И теперь уже не ради процветания, а ради выживания нашего. Велика сейчас роль любви ко всему сущему. Любви к миру, к жизни, к своей стране, к человеку, к женщине, к природе нас окружающей...
При этом необходимо осознавать, что пропаганда сущностного и порицание личностного в поэзии не должны быть самоцелью. Если стихотворное слово лишено поэтичности, каким бы своевременным и правильным оно ни было, ему не пробиться к человеческим душам.
Мне очень радостно, что с появлением на портале "Изба-Читальня" замечательного поэта и знатока поэзии Вадима Шарыгина творческая составляющая форумных дискуссий значительно возросла.
Хотел бы отметить некоторые высказывания, не оставившие меня равнодушным...
Роберт Иванов: "Я считаю наличие поэтичности непременным условием хорошей поэзии...
Что же такое поэтичность? ...найденные мною определения меня совершенно не удовлетворили. Пришлось давать свое собственное определение.
Итак, поэтичность - это способность художественного текста вызывать непроизвольное глубокое и сильное душевное волнение, приводящее в идеале к катарсису, то есть духовному очищению. В идеале, но не всегда, естественно."
Ход мысли Роберта мне нравится, но я бы сказал чуть иначе: поэтичность - это способность художественного текста вызывать непроизвольный душевный подъём, приводящий к духовному очищению.
Слово "волнение" здесь не вполне точное, ибо волнение, зачастую, имеет отрицательный подтекст и в этих случаях приводит даже к блокировке энергетических каналов. Любой же душевный подъём - это процесс, происходящий вследствие насыщения тела энергией. Физика процесса проста: божественное в человеке как магнитом притягивается к родному, божественному же, которое он воспринимает. Квантовая наука утверждает, что две частицы, которые когда-то были связаны, связаны навсегда, вне зависимости от расстояния между ними. Здесь значимы три фактора: открытость воспринимающего (т.е. насколько внутренний божественный магнитик скрыт-не скрыт за наслоениями эго); импульс - степень готовности к восприятию и степень истинности (божественности) воспринимаемого (проще говоря, насколько прекрасно воспринимаемое). Истинность (или божественность) поэтического творения - это и то, о чём говорит Марина Новикова-Шведт:
"...как по мне, текст должен быть одухотворён его создателем; поэзия должна непременно обладать духом – именно это делает строки способными к жизни, способными эхом отзываться в читательской душе, касаться её струн (лирика:), извлекать мелодию, побуждать к мелодии..."
Читаю Наташу Корн: "Поль (Верлен - прим. И.К.) отделяет поэзию от литературы, т.е. от сюжета, цезуры. Он освобождает слова от конкретного значения и растворяет их в звуках. Музыки требует, первородной простоты, выражений неуловимых очертаний мечты.
А разве возможно неуловимое подогнать под концепции, лекала, определения?"
Прочитав около десятка переводов стихотворения французского импрессиониста о поэзии, я убедился в правоте Наташи: брюсовский его перевод лёг на сердце легче, потому именно этот вариант я и взял для своего эпиграфа.
Тонко подмечено: "первородной простоты". А что такое "первородная простота"? Это сущностное - божественное! А откуда пришла музыка? От Бога! А куда она нас ведёт? Да туда же - к Богу!))) Поэтому готов ответить на риторический вопрос в последнем предложении из цитаты: Бог - это и определение, и концепция! Главная концепция, та, что должна питать сердце каждого поэта! Конечно, все мы разные и по-разному относимся к понятию "Бог", для кого-то удобней будет сказать "Мироздание" или что-то иное, близкое к его мировосприятию.
Да, действительно, "он освобождает слова от конкретного значения и растворяет их в звуках". Но... это совершенно не преуменьшает значения смыслов поэтического слова, ибо такое растворение происходит, зачастую, благодаря осознанию этих смыслов, оно не тождественно процессу восприятия прекрасного, оно венчает этот процесс! Хорошая поэзия может быть и сюжетной, и глубоко смысловой, о чём я ещё скажу позже...
Возвращаясь к творчеству Вадима Шарыгина, хочу признать, что помимо некоторых стихов, мне понятны и близки также многие его высказывания о поэзии...
"У поэзии есть "глубина вкуса" или анфилада смыслов, звукопись, включающая интонацию, ритм, аллитерации. Не один смысл, а целый комплекс звукосмыслов характерен для произведения поэзии."
"Произведение поэзии... никогда не является частным случаем или произведением ограниченным личной жизнью автора. Это всегда "тысячеглазое" видение, в коем даже в случае размера сюжета с теннисный мяч, размер смыслов оказывается размером с эпоху с высоты "звёзд и комет"."
А ещё мне импонирует тёплое отношение Вадима к людям, и хотя слова сии за гранью нашей темы, мне трудно это не отметить. Ибо в наше непростое время теплота и внимание к человеку значимы особо.
В размышлениях В.Шарыгина я жадно искал Бога. Несмотря на то, что поэт тщательно избегает упоминаний о Нём, истинно божественным напитаны очень многие его строки. Однако, по одному кульминационному моменту (а больше всего Бога я обнаружил именно в ниже приведённых словах) я хотел бы выразить свои соображения:
"Что такое поэзия?
Я могу предложить своё определение:
Поэзия — есть высшая форма человеческого сознания..."
Высшая форма человеческого сознания вообще-то именуется просветлением. Это понятие не абстрактное, как, например, пробуждение, а вполне конкретное. У человека просветлённого, в результате изменений, происходящих на уровне нейронов мозга полностью растворяется эго. Причём, процесс этот необратим. Это то состояние, когда человек может сказать: "Я и Бог - одно". Я знаю трёх известных поэтов, достигших такого состояния. Это человек, творивший под именем Уильям Шекспир, это Шри Ауробиндо и это Уолт Уитмен. Могу сказать, что у знатоков темы под вопросом ещё несколько поэтов.)) Вероятно, кого-то из просветлённых поэтов я не знаю. Но совершенно очевидно, что подавляющее число признанных поэтов, в том числе поэтов великих, к когорте людей просветлённых не относится.
Это что, значит творчеству их всех мы должны отказать в принадлежности к поэзии? Зачем так сужать её определение?
Вместе с тем, в этой части высказывания В.Шарыгиным заложен глубочайший смысл! Он - в божественности настоящей поэзии! И чтобы избежать двусмысленности исходной фразы, я бы сказал: "Истоком наиболее высокой поэзии являются высшие слои человеческого сознания". Вот так, всего несколькими мазками мы переводим из непоэтов в поэты лучшую часть мировой поэтической плеяды.)
Неприятие в "ценностях поэзии" по Шарыгину у меня вызывают также слова: "Не поддаётся пересказу". Надеясь до времени, что Вадим хотя бы моего любимого Шри Ауробиндо оставит в поэтах, я наивно просчитался, ибо внятная сюжетная поэзия, которой тот "грешен", просто обязана поддаваться пересказу! Впрочем, не повезло здесь не только эпической поэме "Савитри" пера великого индийского поэта и мыслителя, но и многим произведениям Пушкина, Лермонтова, Твардовского и ещё трижды т.д.
Однако, и здесь ход мыслей автора высказывания заслуживает внимания и я бы предостерёг от выплёскивания ребёнка... Поэтому считаю необходимым уточнить: сюжетность в поэзии (как и нагрузка смыслами не звуковыми) - это НЕ плохо. Плохо, когда сюжетность является единственным достоинством (или наиболее значимым аспектом) рассматриваемого произведения! Улавливаете разницу?
В.Шарыгин ставит поэтичность в поэзии почти на недосягаемый пьедестал, уходя глубоко и делая это красиво. Но кто же позаботится о других поэтических аспектах?
Конечно же, и сюжетность, и духовность, и многообразие смыслов не должны быть отделены от поэтичности. В хорошем по-настоящему поэтическом произведении всё это может быть настолько искусно переплетено, что, благодаря синергии от такого сплетения, читатель вполне может улететь в более высокое измерение сознания!
Свидетельство о публикации №222121001823