На волне моей памяти - 49

 
"Волна моей памяти" унесла меня сегодня в  город Казань,  где прошли мои студенческие годы. Прочтение моих писем -  дневников,  которым более 50 лет,  навеяло воспоминания о науках,  которые изучали мы в  КАИ  и о том,  как сдавали экзамены.

Как обычно напечатаю выдержки из моих писем и напишу к ним комментарии,  в которых уточню некоторые моменты,  которые остались в памяти.

     МОИ ПИСЬМА

ОКТЯБРЬ 1966 г 
1 курс КАИ.

Давно я вам не писала.  Просто обрадовать не чем, а огорчать не  хотелось. Но ничего не поделаешь. 
Опять у меня беда. Вчера мы сдавали эпюры. 
Я вам писала уже про мужеподобную тётку , так вот она не приняла у меня  эпюр. Если бы вы знали,  как мне обидно!  Я же чувствую, что знаю материал. Представляете , я  перерешала все задачи на эту тему в  учебнике, готовилась,  сколько ночей не спала  - и вот результат...
Эта вредина органически не переваривает девчат. О ней в институте просто анекдоты ходят.
 Уж если она захочет кому поставить двойку,  так сколько не занимайся,  все равно не отвертишься.  А если захочет  пятёрку поставить (это мальчикам, которые ей нравятся), так хоть совсем ничего не знаешь, всё равно пятёркой будешь обеспечен.

     Декабрь 1966 г.

У меня все по-старому Закончилась зачетная неделя. Получила все зачеты.
Сегодня сдавали первый экзамен -  инженерную графику.
Алексеева поставила мне четвёрку. Я  вообще-то не против этого.  От такой вредины   и четвёрку получить слишком хорошо.

           Май 1967 г.

Сегодня мы сдавали Инженерную графику
Принимала  комиссия.
Защитила я свои листики. Поставили мне пятёрку. Я даже не ожидала.
Вы  себе представить не можете, что это значит получить  пятёрку в КАИ  по черчению,  да ещё девчонке.  Конечно было туговато. Комиссии понравились мои листы,  эскизы. Сказали,  что у меня неплохая графика,  что мои  листы пойдут на институтскую выставку .
А вообще - то   принимали неважно - поголовно тройки,  даже выгоняли. У  меня в группе у одной отлично,  а в потоке из трёх групп всего у четырех человек  пятёрки.

МОИ КОММЕНТАРИИ

В этих четырех письмах описана моя  длиннющая эпопея по предметам  - начертательная геометрия, черчение, инженерная графика, которые являются труднейшими для студентов в  первом и втором семестре в КАИ,  да и в любом техническом ВУЗе.
Начерталку и Инженерную графику  нам преподавала мадам  Алексеева.

В наши годы считалось, что больше тройки девчатам у неё было  получить нереально. А у  меня в дипломе стоит за инженерную графику "отлично".
Вот как это получилось.

Первый экзамен в первую зимнюю сессию была  Начертательная геометрия.
Алексеева мельком глянула на листы,  задала простенький вопрос, и объявила,:" Тройка".  И это мне - в школе круглой отличнице, золотой медалистке,  где и четверка была провалом, и вдруг -  тройка.
Я заорала на всю аудиторию :" Как тройка? За что?''. Алексеева посмотрела удивлённо :"Вы что,  считаете ,  что знаете больше, чем на три?"
Я говорю:"Да''. Она взяла эпюры, посмотрела, говорит : "Вообще-то графика неплохая, тогда давайте поговорим" .
Погоняла капитально и поставила "хор".

А в летнюю сессию предмет  Инженерная графика,  мы сдавали комиссии и  мне  поставили  " отлично", это и пошло в диплом.

Я думаю, что Алексеева просто была удивлена и ошарашена  моей наглостью  и смелостью.
Но я тогда получила урок, что свои интересы, убеждения надо уметь отстаивать, и защищать свою точку зрения.
И ещё я поняла что "четверки", а как потом далее выяснилось, и "тройки", полученные в КАИ, намного весомее, чем отличные отметки,полученные в других вузах.

А вот моё воспоминание, как я на первом курсе сдавала математику преподавателю Першиной.
Вошла в аудиторию в первой тройке в 18 час. За полчаса подготовила билет и села отвечать, но по билету она спрашивала мало сразу начала гонять по всему материалу задавая вопросы, задачи, примеры. Отвечая на них я исписала восемь тетрадных листов.
Думала, что она меня вытягивает на тройку. А она в конце концов говорит : "Хотела вам Ястребова поставить отлично, но меня смущают бесконечно малые величины. Вы их подчитайте и в следующий раз получите  пять."
Вышла с экзамена в 21час.
Все эти подробности о экзамене были мною описаны в письмах.

 
      МОЁ ПИСЬМО

       2 курс КАИ

    4 дек.1967 г.

Мамочка, начала это письмо писать 30 ноября а кончаю сегодня 5 дек.
Все эти дни мы дрожали как шведы,  потому что готовили курсовую работу. Сегодня я её сдала.Поставили хор. с плюсом. Сразу такая гора с плеч свалилась. Теперь спокойно можно заниматься матанализом. Вовченко боюсь очень. Выгоняет он беспощадно. Некоторые ребята к нему по 4 - 5 раз ходят, чтобы получить зачёт.
Думаю, хоть бы со 2- го или 3 -го раза принял.

    30 декабря 1967 г.

У меня всё в порядке.
На этой неделе сдала зачёт по Электрорадиоматериалам и вчера наконец рассчиталась с высшей математикой. Сдала вторую часть Теории поля товарищу Вовченко Ивану Ильичу. 
Измучилась до чёртиков.
Вошла к нему и взяла билет в  14 часов,  а вышла в 20 часов вечера.
Ну  да ладно.
Теперь с математикой мы распрощались навсегда.  Итак все зачёты у меня сданы,  Можно приступать к сессии.
Начну учить  Кванты. Может быть удастся сдать хоть половину досрочно .

  МОИ КОММЕНТАРИИ
 
  Мне повезло  -  Вовченко И.И.( он в те годы был зав. кафедрой высшей математики 5 - го фака)
принял у меня зачет с первого захода.
Но чего это стоило мне! 
Вошла сдавать в два часа, а вышла в восемь часов вечера! Это значит, что ответила не менее чем на десять дополнительных вопросов.
Как -  то написала в письме,  что при ответе на дополнительные вопросы исписала восемь тетрадных листов!
Иван Ильич Вовченко товарищ принципиальный  - пока не поймет,  что весь материал проработан  досконально -  зачет не поставит.
 Интересно  сейчас возможно представить такое в наше время,  в наших вузах ?
;
    МОЁ ПИСЬМО

ФЕВРАЛЬ 1969 ГОДА
      3 КУРС КАИ.

Сегодня я сдавала,  а вернее пересдавала Ферриты,  так как семнадцатого  экзамен я завалила.
Вот такие дела.  А сегодня сдала на четверку.
Выгнал меня Кучерявенко за  шпаргалку. Вся группа  списывала на этом экзамене и
 ничего, а я не успела даже шпаргалку вытащить, как он меня застукал и с треском выгнал
 В общем мой дебют со шпаргалками не удался...
 Да и поделом такой дуре, как я.
Давно надо было учиться списывать.
А сейчас одно только остаётся - учить до умопомрачения, но так и свихнуться можно...

  МОЙ КОММЕНТАРИЙ

На третьем курсе доцент Кучерявенко читал нам курс "Ферритовые устройства СВЧ".  Предмет довольно - таки   сложный.
Но   из одного студенческого поколения  в другое передавалось,  что у Кучеренко  на экзамене  можно списывать без проблем.
Вот и  я поддалась соблазну. Пришила карман под юбкой. Написала целую стопку шпор и набила ими карман. Но так как опыта у меня не было, то к удивлению всех,  я ещё не успела и шпаргалку достать, как Кучерявенко меня "запеленговал", отобрал шпоры и с треском выгнал.
Вот такой неудачный дебют получился у меня.
Все разъехались на каникулы, я осталась на пересдачу.
Иду по пустынному  коридору в общежитии, навстречу Сашка Бушев, он тоже из Алатыря. Спрашивает: "почему не уехала?" Понимаю, если скажу правду, весь поселок будет знать, что я двоечница. Решила соврать, что осталась на свадьбу подруги. Спрашиваю его, а  ты почему не уехал, он  говорит, что остался на соревнования по лыжным гонкам.

 Через два дня иду на пересдачу, захожу в аудиторию, а Сашка там сидит уже,  готовится.
Села к нему, спрашиваю, как соревнования?  А он говорит, как у тебя свадьба?

 Билет ответила без запинки, с перепугу все вызубрила. Кучерявенко сказал, что на экзамене поставил бы пять, а так как пересдача, то четыре. Сказал, что голова работает, не надо списывать и что он уверен, что я закончу КАИ. И даже,  передавая зачётку,  пожал мне руку. Действительно, на третьем курсе вилами на воде ещё было писано кто и что из нас закончит.

В комментариях к моим воспоминаниям в Одноклассниках выпускники  1 фака писали,  что у них был преподаватель,  который начинал экзамен с того,  что запускал в аудиторию всю группу и  объявлял : "   У кого с собой шпаргалки,  кладите  на стол,  ставлю всем трояки,  если кто считает,  что знает на более высокую отметку -  садитесь,  будем разговаривать персонально".
Думаю, что в этом  был свой резон.
Ведь студент пока пишет шпаргалку,  уже на 50% прорабатывает материал .
Это не то что в настоящее время -  сдирают  всё из интернета, не напрягая ни одной извилины   головного мозга.

Фотографии оригиналов моих писем выложены на моей странице в ОдноКлассниках.


Рецензии