Сальвадор. Кровавый Биткоин 2022

Перевод с английского языка. Источник: медиасеть “Аль-Джазира”.
Автор: Белен Фернандес (обозреватель “Аль-Джазиры”).
Опубликовано 8 декабря 2022 года.
***
Об авторе.
Белен Фернандес - автор книг "Внутри Сигло XXI: взаперти в крупнейшем иммиграционном центре Мексики" (OR Books,2022), "Контрольно-пропускной пункт Зиполите: карантин в маленьком месте" (ИЛИ книг, 2021), "Изгнание: Отказ от Америки и обретение мира" (ИЛИ книг, 2019), "Мученики никогда не умирают: путешествия". через Южный Ливан ("Военные пейзажи", 2016) и "Имперский посланник: Томас Фридман за работой" (Verso, 2011).
Она является редактором журнала Jacobin Magazine и писала для New York Times, блога London Review of Books, журнала Current Affairs, журнала Middle East Eye и многих других изданий.
***
СПРАВКА
11 декабря исполняется 41-я годовщина резни в Эль-Мозоте в 1981 году в Сальвадоре, когда обученный США батальон "Атлакатль" сальвадорских вооруженных сил убил около 1000 мирных жителей, в основном женщин и детей.
(дополнительный материал: "Насаждение демократии - дело не лёгкое!"
http://proza.ru/2020/05/16/244)
***

3 декабря Найиб Букеле, президент Сальвадора, который также пользуется влиянием биткойнов и сам себя окрестил “самым крутым диктатором в мире”, вышел на свою любимую платформу для управления, Twitter, чтобы объявить, что 10 000 солдат окружили сальвадорский муниципалитет Сояпанго.

Согласно твиту, который сопровождался видеороликом под драматическую музыку, “группам по эвакуации” из полиции и армии было поручено вывести членов банды из этого района “одного за другим”.

На следующий день Букеле опубликовал в Твиттере еще одно раздражающее видео, сопровождающее новость о том, что “более 140 членов банды” уже были арестованы в Сояпанго, самом густонаселенном муниципалитете Сальвадора и городе-спутнике Сан-Сальвадора, столицы страны.

А на следующий день после этого он сообщил, что операция в Сояпанго привела к крупнейшей концентрации войск в истории Сальвадора — немалый подвиг для страны, в которой 12-летняя гражданская война, закончившаяся в 1992 году, унесла жизни более 75 000 человек.

Подавляющее большинство зверств военного времени было совершено поддерживаемыми Соединенными Штатами правыми военными и связанными с ними эскадронами смерти.

Конечно, в своей эйфории по поводу беспрецедентной мобилизации целой армейской дивизии Букеле не смог объяснить, почему президент должен получать такое удовольствие от эффективного ведения войны против своей собственной страны.

Нынешняя война ведется под видом “чрезвычайного положения”, введенного в марте после всплеска убийств, совершенных сальвадорскими бандами.

Это банды "сделано в США", члены которых были отправлены в Сальвадор в конце гражданской войны в центральноамериканской стране.

Те же самые банды, которые существуют из-за умышленного пренебрежения неолиберального государства.

Те же самые банды, с которыми собственная администрация Букеле активно вела переговоры.

Но более 58 000 человек, арестованных с конца марта в рамках кампании Букеле, включают множество людей, не имеющих никаких связей с бандами, которых государству просто хочется арестовать — или чей арест может быть использован для выполнения квот на содержание под стражей.

По состоянию на июнь два процента взрослых сальвадорцев находились за решеткой. Более 1600 детей были заключены под стражу.

Я отправился в Сан-Сальвадор вскоре после начала этой маниакальной волны тюремного заключения и поговорил с молодым сальвадорским психологом, который был вовлечен в это, проведя шесть дней в ужасно переполненной камере и пережив эксперимент по психологическим пыткам в реальном времени.

Ни то, ни другое, безусловно, не является недостатком физических пыток.

По состоянию на октябрь, по меньшей мере 80 сальвадорцев умерли в государственной тюрьме с начала кампании.

Официальная линия заключается в том, что все это делается в интересах “безопасности”.

Но нет особой “безопасности” в том, чтобы быть заключенным в тюрьму на неопределенный срок без причины, или в том, чтобы жить в страхе быть заключенным в тюрьму на неопределенный срок без причины.

И все это в то время, как самопровозглашенный диктатор осаждает свои собственные города и тратит сотни миллионов долларов государственных денег на биткойны и ветеринарную больницу, даже когда большая часть населения страны голодает.

И хотя трюк с Сояпанго, возможно, был “беспрецедентным логистическим достижением”, согласно твиту Букеле, это был не первый случай, когда президент предпринял блокаду целого муниципалитета.

В апреле 2020 года, когда бушевала пандемия коронавируса, Букеле написал в Твиттере приказ министру обороны Сальвадора закрыть муниципалитет Ла Либертад — что по иронии судьбы означает “свобода” — после того, как увидел в Твиттере видео о том, что, по его мнению, на улице слишком много людей.

В случае с пандемией тоже все алиби “безопасности” вряд ли оправдывало жестокость государства - поскольку расстрел людей за нарушение карантина на самом деле мало что дает с точки зрения, знаете ли, спасения жизней.

Что касается осады Сояпанго, то вряд ли можно было поставить ее в более неподходящее время.

11 декабря исполняется 41-я годовщина резни в Эль-Мозоте в 1981 году в Сальвадоре, когда обученный США батальон "Атлакатль" сальвадорских вооруженных сил убил около 1000 мирных жителей, в основном женщин и детей.

Однако, по мнению Букеле, вооруженные силы Сальвадора по—прежнему великолепны - настолько, что он использовал военных, чтобы заблокировать продолжающееся расследование этой резни.

Моя сальвадорская подруга, которой чуть за 30, — мы назовем ее “Фернанда” — живет в столице страны. Она на седьмом месяце беременности.

Ее бабушка живет в Сояпанго. Через несколько дней после начала осады я пообщался по WhatsApp с Фернандой, которая использовала фаталистический юмор, который часто необходим для выживания в Сальвадоре.

“Мне будет 50 лет, - напечатала она, “ мы будем на нашей сотой фазе плана Букеле ‘Территориальный контроль’, и мой ребенок будет сидеть в тюрьме в условиях чрезвычайного положения, хахахахахаха”.

В конце концов, если вы не можете заставить себя смеяться над нелепостью всего этого — включая вполне реальную возможность того, что Букеле может продлить свою “крутую диктатуру” на всю жизнь, — это может просто убить вас.

Или это может убить вас в любом случае, о чем могут свидетельствовать более 80 трупов, содержащихся под стражей с марта, и неисчислимое количество исчезновений.

4 декабря, на следующий день после того, как Букеле объявил войну Сояпанго, американский телевизионный продюсер, ставший профессиональным биткойнером Стейси Герберт, близкий союзник Букеле, написал в Твиттере из Сальвадора: “Нет лучшего места, чем прямо здесь, прямо сейчас в стране # Биткойн”.

Конечно, для многих сальвадорцев официальное принятие криптовалюты Букеле обернулось настоящей катастрофой. Для них “прямо здесь” в настоящее время является худшим из всех возможных мест пребывания. А поскольку Букеле командует войсками против собственного народа, все идет только под откос.


Рецензии