По морошку - вологодский говор - рассказ

Не, в лесу не страшно одной. Скоко живу, стоко по грибы-ягоды хожу, а лихого человека или лешево - ни единого не встречала. А медведей-то? Этих много в наших краях. Было дело, да и не одинова.
 Один раз морошку собираю, а ее – страсть скоко, как насыпано. А ведь не каждый год эта ягода рожается – цветет рано, морозом-от и прихватыват. Собираю. Спелая она, сладкая. Быстро прибывает - ягода-то с пушку, - податно!  И чую, кто-то с другой стороны зашел, тоже собирает. И такой азарт на меня напал! Ведь конкурент! Лес-от большой, но место-то экое  - одно на всю округу, толькё тут эта ягода и растет. Вот и думаю - как можно больше полянки отхватить. И стараюсь споро собирать, головы не поднимаю. А сама думаю, поди, из соседней деревни кто? Потому так с нашей - и  некому. И вот, пригоршнями в зобеньку-то кидаю. И слышу - тоже старается, пышкает совсем близко. Сейчас, поди, окликнет. Нет, не кликает и не кликает. Я голову -то как подниму. Батюшки светы! Прямо передо мной -  медведица! А в усторонье - медвежонок! Привела она робенка на ягодное место сладким побаловать. Сама не ист, сидит, да за им, да за мной - приглядывает. 

Если бы я молодая была - так поди закричала да убежала. Но тут я, не девка уже,  голова-то уж вперед ног работаёт. Думаю, побегу, а она одним прыжком да мне на спину... И вот она-то большушшая, сидит близехонько, на меня глядит. И только я в сторону дернулась, она для острастки-то как зарычит! Морда спокойная, умильная, а ругнулась так, что сердце у меня в пятки брякотнулось.
Я посидела, еще раз попробовала - она опеть рыкнула: сиди, мол.
Сидим друг супротив друга. Медвежонку-то до нас дела нет – знай чавкает, тешит родительское сердце. 

Ладно, я тоже как бы ягоды беру - но уж без азарту, без особого горения-энтузиазму, главное, чтобы она видела, что мне нету дела до ее дитятко. 
Ведь лапишша-то у нее - как тятин снегоступ! И когти – то кривые, черные, поблескивают как маникюром, поди, каждый-то коготь - да с мой палец.
Сижу, серчаю на себя, корюсь  - за жадность-то. Не сподобилась голову поднеть - "из другой деревни, из другой деревни..." А тут вот гляди  - из какой деревни.
Я с ней смиренно так, в глаза не глядя, заговаривать стала:
«Я ведь тоже матка, ягод вон насобирала, надо мне домой нести. Там робятишки ждут, все жданки съели, а ты меня не пускаешь». Поуговаривала: отпусти, мол. И в бок-от на коленочках отползаю. Так она - тоже за мной. Я в другую сторону - и она в другую. Не пущает... И снова сижу, делаю вид, что сбираю.
    
А медвежонок-то наелся вдосталь -  и вот шалит, рычит, кувыркается через голову – бойкой, чисто робенок. И только тогда мамаша к нему пошла, затрещину отвесила, да и ушли они. За деревьями скрылись, а я так и осталася сидеть на этом болоте - ноги нейдут, да и подол весь сырой…  Едва очувствовалась.


Рецензии
Многих встреч наслышан по свидетельствам очевидцев: есть и печальные, а есть и подобно вашей - миролюбивые. Говор с каким рассказали, встречал и на Дальнем Востоке. Хорошо.

Плюс!

Анатолий Святов   22.02.2023 05:20     Заявить о нарушении
На Дальнем Востоке? Интересно))) Мой дед был на заработках аж под Иркутском. Вологодские мужики 200 лет назад ходили и дальше - через Аляску до Калифорнии.

Ольга Смирнова-Кузнецова   09.06.2023 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.