Глава 25. Оснащение границ

                В устье реки Харловки, впадающей в Белое море
                и в поселке Дроздовка находятся только
                подразделения радиотехнических войск для
                обнаружения крылатых ракет летящих на малых
                высотах на ракетооопасных направлениях.

                СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. СУДНО «ПАВЕЛ ПОНОМАРЕВ»
        В кубрике начальника штаба соединения больших десантных кораблей Северного флота, где Сергей Петрович принимал участие в совещании совместно с группой морских офицеров, была рабочая атмосфера. Руководил совещанием начальник штаба соединения капитан первого ранга Святошов, опытный и грамотный морской офицер. На столе лежали синьки с промерами глубин у берегов, куда необходимо было доставить новую технику. Острова Харлов и Кильдин, побережье Кольского полуострова имели в основном крутые скалистые берега, сложный рельеф дна. Морские офицеры озабочено разглядывали карты. Практически, большой десантный корабль «Петр Ильичев» не в состоянии был выгрузить технику на берег у мест стояния радиолокационных рот Харловки и Дроздовки. Сергей Петрович знал эти места не по карте, а своими ногами, на практике. Задача была очень трудной и в какой-то степени не выполнимой.
         - Большой «десантник» не может выгрузить технику у берегов по не промеренному рельефу дна - подвел итог совещания начальник штаба соединения,
         - А что скажет тыл флота? Вспомогательный флот не имеет кораблей с такой грузоподъемностью, и нет плашкоута для перевозки на берег техники ПВО. - Заявил начальник отдела вспомогательного флота Северного флота капитан первого ранга Клеменко Петр Петрович.
        Такие итоги совещания вконец расстроили Сергея Петровича. Однако задачи никто не отменял. Нужно было выполнять любыми путями. Приехав в Мурманск, Сергей в морском торговом порту принялся искать причал, где стоял сухогруз «Павел Пономарев». К капитану этого корабля ему посоветовал обратиться начальник отдела морских перевозок порта. Корабль «Павел Пономарев» заметно выделялся среди других кораблей, стоявших рядом на причале. На носу корабля был нарисован белый мишка - символ Арктики. Корабль «красного» - ледокольного типа, семитысячник, то есть водоизмещением семь тысяч тонн, имел вместительных три трюма и три твиндека.
        Старпом, относительно молодой - видимо ровесник Сергея, встретил радушно. В теплом кубрике старпома, после горячего чая, он внимательно выслушал и обстоятельно расспросил обо всех деталях предстоящей операции по доставке техники на побережье. После длительных колебаний и сомнений он согласился, но с одним условием Сергей Петрович должен сам, лично организовать разгрузку техники на берег, то есть, стоят на понтоне при погрузке техники для выгрузки на берег. По морским правилам за груз снятый с корабля команда не несет ответственности.

       Сначала они вымерили все на миллиметровке с контурами палубы, надстроек и внутренних объемов корабля. Затем вместе с грузовым помощником капитана они прошли на палубу корабля и прикинули, как можно организовать погрузку. Погрузка после подготовительных работ заняла минимальное время. Отход назначен на шесть утра и вот корабль проходит выход из Кольского залива в Баренцево море. Сергей Петрович стоял на палубе и видел, как проплывал мимо город Североморск и на берегу дом, где он жил рядом с памятником воину - Североморцу, в народе прозванному Алешей. Так с любовью называли памятник моряку с автоматом наперевес - защитнику мурманской земли. С корабля были видны даже занавески в окне на пятом этаже в квартире Сергея.
    Проходя выход из залива напротив острова Кильдин, капитан судна получил команду стать на якорь. Стояли осенние, уже короткие дни.
    Позже, поступила команда «Павлу Пономареву» в составе четырех сухогрузов отработать суточный поход в сопровождении конвоя боевых кораблей Северного флота - на флоте проходили учения. В открытом море ветер и волны раскачивали корабль, водой захлестывали технику, которая была закреплена на крышках люков. Вместо поворота направо из Кольского залива конвой двинулся налево, в сторону Норвегии. Пройдя из Баренцева моря в Норвежское, вдали от берега попали в шторм. Вдали, на берегу в фиордах показались города Норвегии. Сильный ветер и шторм измотали Сергея Петровича. Несколько раз конвой, идущий в нейтральных водах, облетал самолет - разведчик «Орион», встречным курсом прошел натовский разведывательный корабль «Мариата». Несколько человек на его палубе внимательно рассматривали загруженную технику. Однако вскоре поход закончился, конвой повернул обратно к берегам Кольского полуострова. Пробыв в плавании в общем счете около двух недель, корабль поменял курс на восток и уже подходил к позиции подразделения расположенного на берегу моря в устье реки Харлов. 

       Самое трудное было при выгрузке на берег. Водитель тягача КрАза, солдат - первогодок с третьей попытки не смог снять с плашкоута тяжелый прицеп, а ведь необходимо еще подняться по крутому скалистому берегу на позицию роты. Технику нужно было снимать с плашкоута во время прилива, чтобы он не «обсох». Прилив заканчивался и Сергей Петрович сам сель за руль тягача. Помог опыт Карелии, там приходилось карабкаться с тяжелой техникой на крутые склоны гор. Мощный, седельный автотягач Краз-260В на пониженной скорости, монотонно ревя мощным двигателем, медленно поднимался по скалам круто вверх. Чтобы попасть на корабль для второй ходки, обратно на понтон пришлось идти по морю по пояс в ледяной воде – начался прилив. Сергей первым вошел в воду по пояс, разгребая забинтованными руками кусочки льда. Забинтовать же руки пришлось от кровавых следов железного троса на ладонях. С предельным напряжением вся остальная техника была разгружена на других прибрежных позициях радиотехнических войск.

     В кратчайшие сроки офицеры и солдаты подразделений с неимоверным напряжением развернули и привели в готовность к боевому дежурству новую технику, в ходе работ, осваивали ее эксплуатацию и боевое применение. К началу зимы, автоматизированная система маловысотного радиолокационного поля вдоль северного побережья Кольского полуострова находилась на боевом дежурстве.

     В настоящее время роты Харловка и Дроздовка сокращены. Техника, завезенная Сергеем, стоит на берегу, на отвесной скале как памятник ракетоопасному направлению….
Продолжение http://proza.ru/2022/12/12/46


Рецензии
Серьезная операция и ответственная.
Фактически десантирование техники.
И, как говорится, "с корабля на бал".

Реймен   22.07.2023 20:21     Заявить о нарушении
Виктор Николаевич спасибо за отзыв. Хочу заметить, что вся новейшая техника завезенная на Харловку и Дроздовку осталась на позиции. Просто никто не смог её оттуда вывезти.
С уважением.

Александр Щербинко   23.07.2023 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.