Грустный визит. II

       Продолжение. Начало в http://proza.ru/2022/12/08/1792

       Зато город Борисполь, в отличие от мирного времени, я проезжаю легко и быстро: поток автомашин все-таки заметно ослаб. А раньше, чтобы пересечь Борисполь (тут главная улица пронзает город, как шило), нужно было вытерпеть приличную тянучку.
       Наконец, город закончился. Обычно в этот момент я перевожу дух и смело давлю на газ: дорога Киев-Харьков позволяла лететь здесь, мало в чем себя ограничивая. Разве что сбавляешь скорость, когда натыкаешь на предупреждающие знаки. Да и то, не настолько строго ты их придерживаешься, поскольку широкая дорога с отбойниками и разделительной полосой сама тебя провоцирует на быструю езду. Как вдруг я утыкаюсь в хвост непонятно почему образовавшейся очереди.

       Понемногу приближаюсь к ее началу и обнаруживаю там наряд полиции: автомобили далее не пропускают! Ну, ты подумай, что за незадача: ничего не могло предвещать, что в этом месте случится такая засада... Значит, я чего-то не знаю, если так неожиданно перекрыли дорогу. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться – почему. Что-то связанное с обороной страны... И еще я точно знаю, что не буду интересоваться у полицейских – отчего и почему нас не пускают.

       Подъезжаю к посту и опускаю стекло:

       - Как же мне проехать?..
       - Вам куда?
       - В сторону Полтавы...
       - Тогда мой вам совет: вернуться немного назад и уйти налево, на дорогу до Переяслава, по ней проедете десять или около того километров, пока не доберетесь до Мирного. А там опять свернете налево, и уже оттуда прямиком доедете до этой трассы.

       Переяславскую дорогу я знаю, где свернуть с нее – мне подсказал вежливый полицейский, а дальше, похоже, совсем просто. Да и какие могут быть сложности у меня в моей стране? Это у захватчиков должны быть проблемы – куда и как добраться...

       Кстати, по всей Украине с началом войны на основных дорогах убрали все указатели: названия населенных пунктов, направления движения, расстояния до городов и номера автомагистралей. В городах и местечках на зданиях даже таблички с наименованиями улиц убрали или закрасили. Рассказывают, эта мера предосторожности немало озадачила оккупантов, а иногда могла и задержать их в своем продвижении.
       Но я-то доеду и без указателей... Я у себя дома.

       В общем, сделав круг в двадцать с гаком километров, я снова выбрался на автодорогу М-03. В Европе ее знают, как автостраду Е40, но у меня она с детства в сердце, и навеки вечные именуется дорогой в Ульяновку. Так когда-то называлось наше село. Название Ульяновка и сейчас вертится на языке, хотя село уже несколько лет носит свое истинное историческое имя – Княжа Лука.
       Выехав на основную трассу, я столкнулся с новым препятствием: тянучка... Впрочем, к этому затруднению я был готов, потому что знал – мост через речку Трубеж в первые дни после вторжения наши подорвали. А теперь его начали восстанавливать, устроив узенький временный мостик, который не в силах был обеспечить всем желающим быстрый переезд.
       Я вклинился в очередь и стал терпеливо продвигаться вперед и, от нечего делать, посматривать по сторонам.

       Место мне очень знакомо. С левой стороны трассы высится фигура солдата с автоматом и поднятой вверх рукой. В сорок первом в этих краях фашисты добивали наших солдат, попавших в киевский котел. Вот, написал фразу и меня резануло по сердцу – «захватчики добивали наших...» А теперь, чтобы нас уничтожить, сюда хотели зайти другие фашисты-захватчики, да не дошли.
       Памятник хорошо знаком не только потому, что он прекрасно виден с дороги всем, кто здесь проезжал, а я, как упоминал выше, здесь частенько проносился. Но еще и потому, что возле него не раз останавливался и прохаживался вокруг. Это не просто мемориал, это еще и братская могила более двухсот военнослужащих Красной Армии, которые полегли в августе-сентябре сорок первого.

       Что меня каждый раз трогало, когда я там делал остановку, это несколько относительно свежих небольших могил, расположенных перед мемориалом. В них хоронили останки воинов, обнаруженных в болотах и лесах уже в нынешнее время.
       Я всегда испытывал большое уважение к энтузиастам, которые шли по следам прошлой войны, находили погибших, иногда даже узнавали по медальонам их имена, и тогда пропавших без вести становилось меньше. Столько лет прошло, а эти подвижники продолжали искать!..
       Но та война так далеко от нас... Мы ее, безусловно, не забываем, но то была война дедов. А сейчас вокруг идет уже наша собственная война, она тоже кровопролитная, и вполне вероятно, что после ее окончания новым поколениям также придется искать и находить неизвестных героев.

       Наконец, доходит и моя очередь, чтобы пересечь речку Трубеж. Я медленно и аккуратно преодолеваю неказистый мостик, выезжаю на автостраду и устремляюсь вперед. Теперь я знаю наверняка, что для меня никаких препонов больше не предвидится, разве что могут на случайном блок-посту спросить документы. Ну, а пока можно расслабиться и получать удовольствие от быстрой езды по хорошей дороге до самого Хорола, где я поворачиваю на проселочную дорогу к Княжей Луке.

       Но сегодня почему-то ожидаемое еще при выезде из Киева ощущение бодрости не наступает. Задумываюсь, что тому стало причиной? Наверное, из-за «полосы препятствий», что я преодолел: объезды, тянучки, а еще непрерывный вой шин из-за посеченного гусеницами асфальта.
       К этому гулу я привык еще в Киеве, но в городе не разгонишься, поэтому он мне не докучал чрезмерно. А при движении за городом, на приличной скорости, вой иногда достигал невыносимых частот. Поразмыслив, решил успокоить себя тем, что мое настроение и самочувствие обязательно улучшатся, когда доберусь до места назначения.

       И снова в глаза набегает асфальт, снова звенящий гул от шин и негромкая музыка из автомагнитолы. Почувствовал какое-то движение справа: точно, низко над землей пролетел истребитель... А, может, штурмовик? Конечно, может, но отсюда не разглядеть.
       Через некоторое время пролетел еще один. Грустно качаю головой – да, война рядом. Наши воюют на земле, в небесах и на море... Что для современного самолета расстояние до линии фронта? Минут десять лета из любого аэродрома вылета и ты уже отрабатываешь по позициям оккупантов... Мало у нас самолетов, но они есть и урон врагу наносят…

       А я мчусь дальше. Пролетают мимо меня знакомые места, села, городки, повороты на другие трассы. Все это, как я уже рассказывал, не обозначено дорожными знаками – нет ни единой таблички. Но что мне указатели? Я и так знаю: вот перекресток на Березань, вот на Яготин, а вот величаво выплывает такая знакомая водонапорная башня в Пирятине! Вокруг автостанции, что примостилась рядом с ней, кипит жизнь: заправки, базарчик, киоски, магазины... Суета...

       Сразу вспыхивает воспоминание из детства: остановка междугороднего автобуса на пирятинской автостанции и мы всей семьей бежим покупать местные пирожки с мясом!.. Это не просто утоление голода, это, я бы даже так сказал, наш семейный ритуал – скушать пирожок из Пирятина...  Вдобавок, они такие вкусные...
       У кого-то другая картинка из тех времен: «Королева бензоколонки», старый, наивный, но добрый фильм. Да, именно здесь снималась эта кинокомедия. Но с тех пор многое изменилось. Водонапорная башня на месте, а вот круглого здания автостанции уже нет – кому-то оно помешало...

       И одна, и вторая картинки из прошлой жизни, которая никогда не повторится. Это даже не «прошлая жизнь», а целая эра, от которой в душе не осталось ни горечи, ни чрезмерной радости – мы, как все молодые люди, ее прожили счастливо, она осталась в памяти, и не больше. Ибо слезить от умиления, а, тем более, сожалеть по далекому прошлому – смысла нет никакого. Это я отчетливо понимаю, но никогда не спорю с теми, кто страдает об ушедших временах.
       Когда проехал Пирятин, то с удовольствием отметил, что вой шин прекратился. Значит, тут гусеничная техника не разъезжала, и это прекрасно: дорога стала комфортнее.

       За Лубнами я все же наткнулся на один блок-пост. Но меня долго не держали: посмотрели в документы, а потом на мою физиономию и отпустили с миром.
       Наконец, я добираюсь до Хорола. Здесь для меня автострада закончится, а начнется проселочная дорога, по которой ты уже не полетишь, а поедешь сдержанно, высматривая, а потом объезжая не самые лучшие участки старинного пути.

       Повернуть сразу налево, как я это делал раньше, сейчас невозможно: в последние годы дорогу замечательно осовременили, поэтому она и тут оборудована разделительным отбойником. Я проезжаю дальше и разворачиваюсь на обратный путь, чтобы по достижении желанного поворота, свернуть теперь уже направо. Наконец, съезжаю с автострады, и теперь начинается латанная-перелатанная дорога до моей малой родины...

       Сколько раз я делал этот поворот-разворот!.. А еще раньше, когда мы в детстве с родителями приезжали сюда летом, то долго ждали рейсовый ПАЗик, чтобы добраться до своего села...
       Бывало так, что мы приезжали за полночь и в неказистом домике автобусной остановки кемарили до шести тридцати утра, пока не начинали ходить автобусы из районного центра. А пару раз летом случалось такое, что я, будучи уже студентом, не мог дождаться злосчастного автобуса, – не хватало терпения, – и с первыми лучами солнца пускался в путь на своих двоих.
        А что такого? Летом восход ранний, а автобус нужно ждать часа два с половиной... У меня в одной руке работающий радиоприемник, настроенный на радио Румыния, в другой легкая сумка (откуда возьмутся вещи у бедного студента?!), плюс куча энергии – иди хоть на край света. По знакомой дороге ноги сами бегут... За два часа упорного хода я достигал нашего дома. Дедушка, как бывший пехотинец второй мировой, подумав немного, сообщил:

       «Шесть километров в час... Расчетная скорость стрелка. Так мы в армии ходили...»

       Но каждый раз – что в детстве, что в зрелые годы – на этом повороте мое сердце трепетало от радости предстоящей встречи!..
       А сейчас я почти ничего не чувствую: свернул, ну и свернул... Поеду себе... Эмоций нет, в душе тускло.

       «Да что со мной такое?!» - я понимаю, что негоже появляться в любимых местах с таким настроением.

       Останавливаю свой аппарат, выхожу наружу и думаю, что меня могло выбить из колеи. Усталость? Надоедливый громкий вой шин от поврежденного асфальта? Или оттого, что мирное небо сегодня обманчиво, как это всегда бывает во время войны? Пожалуй, все вместе... Но несколько кругов вокруг автомобиля меня немного тонизируют и я отправляюсь дальше.

         Продолжение в http://proza.ru/2022/12/11/1511


Рецензии
Здравствуй, Саша! Твоё неторопливое повествование со всевозможными интересными деталями работает замечательно, будто сам сидишь за рулём. Ты знаешь, я сам принимал участие в поиске захоронений прошлой войны. Один мой знакомый, живущий в Ялте, пригласил поучаствовать в таком поиске. Он - историк, археолог и, вообще, очень интересный человек. Благодаря ему, было найдено не мало воинских захоронений в Крыму, но в тот раз мы откапывали захоронение немецких солдат и офицеров.
Кстати, за это его потом сильно преследовало КГБ, а в центральной партийной газете Крыма был помещён злобный фельетон, дескать, "подонок ищет фашистские захоронения"
Неприятностей мой товарищ хлебнул через край, повезло, что не посадили. И посадили бы, но вмешался канцлер Германии, которому стало известно, он созвонился с Горбачёвым и уладил этот вопрос. Меня тоже потом трепали ГэБэшники.

Читать интересно, Саша, продолжу завтра.

Владимир Пастернак   13.12.2022 20:13     Заявить о нарушении
Здравствуй, Володя! Два дня мы нежились с электричеством, булки расслабили, а сегодня шахеды прилетели, и три часа без ничего... С утра не мог просмотреть, кто и что пишет... Да, повторюсь, очень уважаю вот таких подвижников, как твой знакомый из Ялты. Понимаю, что искать немецких воинов, допускает возможность что-то и заработать. Но я столько пересмотрел роликов, как искали наших, как находили, в каких позах, да плюс анализ, почему он так лежит, а не иначе... И вдруг удача - узнали, кто он такой... Трогательно. Но с началом войны ролики прекратились, да и смотреть на это сил нет. Это уже наша война. Спасибо!

Александр Алексеенко 2   14.12.2022 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.